Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа
Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по педагогической психологии
на тему:
«Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте»
Работа защищена « » _______2012
РЯЗАНЬ 2012
Содержание
Тема: Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………..
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений
в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями
и подростками…..................
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов
между родителями и подростками......………..……………………
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней основой воспитания. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы поведения.
Психологический конфликт в детско-родительских
отношениях относится к семейно-бытовому
конфликту, и является основной причиной
эмоциональных стрессов и неврозов.
И от этих конфликтов не застрахованы
даже любящие друг друга люди. Дело в том,
что для семейного благополучия, кроме
всех прочих условий, человеку нужны определенные
знания психологии, педагогики, медицины
и т.д. с этой точки зрения особенно важно
рассмотреть проблему конфликтов между
родителями и детьми. Семейные конфликты
имеют психотравмирующие последствия:
состояние глобальной семейной неудовлетворенности,
«семейная тревога», нервно-психическое
напряжение, состояние вины.
Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о детско-родительских конфликтах для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.
В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей детско-родительских отношений в семье и их влияния на эмоциональное благополучие детей подросткового возраста.
Объект исследования - детско-родительские конфликты в подростковом возрасте.
Предмет исследования - проблема зависимости конфликтов в детско-родительских отношениях от стиля воспитания родителей.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и воспитания.
Задачи:
Степень разработанности: теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В., Столина В.В., Андреевой Г.М., Мухиной В.С., Марковской И.М., Добровольской Т.П., Эйдемиллера Э.Г. исследующих личность подростка и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов Т.А. Думитрашку, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи.
В наших исследованиях применялись методики:
Данное исследование проводилось в 2011-2012 гг. в с. Путятино Рязанской обл. Всего в исследовании приняли участие 20 детей из полных и благополучных семей. Испытуемые являлись учениками 7-8-х классов в возрасте 12-14 лет. И 20 человек родителей из этих семей (мамы).
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских конфликтов позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми в семьях. А предложенные и подобранные упражнения и задания для уменьшения конфликтности могут быть использованы учителями, а также студентами – практикантами.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой -воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.
Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованых уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.
В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения. Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберётся в действительно происходящем [1].
В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, обладающую определёнными психическими качествами, включёнными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщённый характер.
Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.
Взаимоотношения подростка с окружающими - сверстниками и взрослыми - расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный "внутренний отход" от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, - максимально развитая и в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, "не укрепились" те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого - своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.
Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения её членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка с взрослыми, его доверие к ним[20].
Таким образом, если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребёнка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения.
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов самых различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (ДРО) Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Захаров, А.Я.Варга, А.С.Спиваковская и многими другими, который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко [28].
Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте