Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа
Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61
- По шкале «Маленький неудачник» 60% родителей неудачи ребенка считают случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
А 40% опрошенных родителей считают своего ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. У родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им несерьезными, и они игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяет своему ребенку, опираясь на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В общем итоге по всем параметром можно сделать следующий вывод. В исследованных нами семьях родители в основном контролируют поведение ребенка. Взрослые требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, то есть демонстрирующий стиль- гиперсоциализация. В двух семьях выражен симбиоз и еще в двух - отношение к неудачам ребенка. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Наглядно это соотношение отображено на диаграмме (см. рис. 1)
Рис. 1. Сравнение отношений к подросткам по методики А.Я. Врага и В.В. Столина
Далее нами была проведена диагностика уровня самооценки у подростков, для этого мы использовали методику «Диагностики уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой».
Были получены следующие данные, которые представлены в таблице 2.
Данные по методики Г.Н. Казанцевой Таблица 2
Уч-ся |
Уровень самооценки | ||
завышенная |
адекватная |
низкая | |
подростки |
40% |
40% |
20% |
По таблице видим, что подросткам характерна адекватная (40%) и завышенная самооценка (40%). Данные уровни самооценки развиваются у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех.
Уровень самооценки у подростков напрямую связан с непосредственной оценкой их родителями. Так в благоприятных и порядочных семьях показатель высокий, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу не только с подростками по повышению их самооценки, но и с их родителями.
Наглядно это соотношение отображено на диаграмме (см. рис. 2)
Рис. 2. Процентное соотношение самооценки подростков по методики Г. Н. Казанцевой
Теперь рассмотрим результаты по опроснику И.И. Марковской. Мы получили параметры по десяти шкалам в баллах и выделили уровни взаимодействия родителя с ребёнком. Высокий уровень взаимодействия в опрошенных семьях составляет- 48%, это может быть связано с более уважительным отношением родителя к ребенку. Средний уровень в процентном соотношении -29%. Низкий уровень взаимодействия составляет- 22%.(см. Приложение 6)
Наглядно это соотношение отображено на диаграмме (см. рис. 3)
Рис. 3. Сравнение уровней взаимодействия родителей по методики И.И. Марковской
В завершении нашего исследования испытуемым было предложено пройти тест – опросник (см. Приложение 2), целью которого было выявить взаимоотношения подростков со сверстниками, отношение к школе, планам на будущее. Полученные результаты еще раз подтверждают, что подростки положительно настроены на обучение и ориентированы на результат и планы будущего, эмоционально открыты к общению со сверстниками.
Чтобы просмотреть корреляционную связь, был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный коэффициент выбран потому, что выборка имеет небольшой объем (N=20).
Произведем расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
У нас получились критические значения (см Приложение 7)
В итоге: результат rs = 0.519. Оценим полученное нами эмпирическое значение коэффициента Спирмена, сравнив его с соответствующим критическим значением для заданного уровня значимости из таблицы критических значений коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см Приложение 8). Для выборки с числом элементов n=20 и уровнем значимости p=0.05 критическое значение коэффициента Спирмена ρкрит=0.45
Критические значения для N = 20
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
20 |
0.45 |
0.57 |
Ответ: rs = 0.519. Так как абсолютное значение, полученного нами коэффициента корреляции больше критического значения, взятого из таблицы, мы принимаем гипотезу H0 о статистической значимости отличия коэффициента корреляции от нуля, и наличии связи.
Эта связь
показывает то, что чем положительнее
отношение родителей к
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка (возраст 12-14 лет)
Важнейшим
фактором, влияющим на формирование
личности ребенка, являются
В процессе
работы с родителями
Цель программы:
Данная цель может быть реализована в рамках групповых программ.
Основной
метод групповой коррекции роди
Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.
Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические
эффекты: получение родителями
информации о восприятии
Анализ семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективизировать свое поведение.
В основу данной программы положены следующие психологические принципы:
а) личностная ориентированность – направленность предлагаемого материала на личностные особенности школьника и его родителя;
б) проблемность предложенных задач – постановка задач проблемного характера, ориентированных на актуализацию знаний и опыта участников;
в) рефлексивная направленность заданий – осмысление, анализ участниками своего опыта, переживаний;
г) системность – формирование и включение новых умений и навыков в практическую деятельность школьника и его родителя;
д) комплексность – включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формирования конструктивного поведения школьника и его родителя.
Главными задачами данной коррекционной работы являются:
Общая тактика коррекционной работы:
Время реализации программы: 2-3 месяца
Частота встреч и длительность: Продолжительность каждой встречи 90 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Способами достижения задач психологической коррекции стали такие формы работы:
Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.
Выводы по второй главе
Проведенное исследование дает основание для следующих выводов:
Что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.
Исследование
проводилось на выборки
В результате анализа и интерпретации данных эксперимента по определению стилевых особенностей детско-родительских отношений было получено следующее: у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. Наиболее часто встречающимися стилями являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник».
Что же касается самооценки, то подросткам характерна адекватная (40%) и завышенная самооценка (40%). Уровень самооценки у подростков напрямую связан с непосредственной оценкой их родителями. Так в благоприятных и порядочных семьях показатель высокий, чем в семьях где отношения складываются на конфликтной почве.
Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте