Поведение индивидов в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2. теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3. экспериментальное исследование стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы влияния индивидуально-психологических особенностей персонала на уровень конфликтности и психологического климата в коллективе……………………………………………………………6
1.1 Роль индивидуальных особенностей личности на уровень конфликтности в коллективе…………………………………………………….6
1.2 Виды конфликтов в производственных коллективах ……………10
1.3 Принципы управления конфликтами в производственных коллективах …………………………………………………………………….14
Глава 2 Анализ уровня конфликтности в коллективе БЕНИЛЮКСА и пути их преодоления. ………………………………………………………………..24
2.1 Общая характеристика персонала ……………………………………….24
2.2 Анализ уровня конфликтности персонала и психологической комфортности в коллективе БЕНИЛЮКСА…………………………………25
2.3 Способы повышения комфортности деятельности персонала в БЕНИЛЮКСЕ…………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Управленческая пстхология конфликность.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

Полученные  данные  позволили  предположить,  что  использование  тактики  избегания  может  быть  вызвано  потребностью  в  признании,  стремлением  соответствовать  одобряемому  авторитетом  образцу поведения.  В связи с этим  респондентам  был предложен тест  Д.  Марлоу  и Д. Крауна  «Диагностики  самооценки  мотивации одобрения»  (см. Приложение). 

Результаты  этого  теста  показали,  что  у  9-ти  человек  высокие  показатели  (от  13  до  18  баллов), у одного (10 баллов ),  у  3-х  человек  (9  баллов),   у  1-го  (8  баллов).  (табл. 3)   Это  говорит  о  довольно  высокой  потребности  в  одобрении  у  большинства  респондентов. 

Таблица 3-Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна

№ испытуемого

Мотивация одобрения (баллы)

10

14

13

14

16

18

9

14

13

15

16

9

9

8


 

Полученные  данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть / нет взаимосвязи.

Для подтверждения  одной из гипотез вычисляем коэффициент  корреляции Спирмена по формуле:

, где d – квадрат разности между рангами,

N – количество испытуемых,

Та и Тb – поправки на одинаковые ранги.

 

, где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.

 
Таблица 4-Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению

№ п/п

Стратегия избегания, баллы

Стремление  к одобрению, баллы

Ранги по стратегии  избегания

Ранги по стремлению к одобрению

Разность рангов, d

d2

8

10

4

5

1

1

9

14

6,5

9

2,5

6,25

11

13

12,5

6,5

-6

36

10

14

9,5

9

-0,5

0,25

10

16

9,5

12,5

3

9

9

18

6,5

14

7,5

56,25

8

9

4

3

-1

1

10

14

9,5

9

-0,5

0,25

10

13

9,5

6,5

-3

9

11

15

12,5

11

-1,5

2,25

12

16

14

12,5

-1,5

2,25

8

9

4

3

-1

1

6

9

1,5

3

1,5

2,25

6

8

1,5

1

-0,5

0,25


 

 

 

По таблице  критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N= 14, который равен 0,54, при p£ 0,05 и 0,68, при p£ 0,01 где p – показатель вероятности ошибки.

Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону значимости, при p £ 0,01 и получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция.

По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая  потребность  в  одобрении  у  членов  данного  коллектива  ведет  к  формированию  у  них  избегательной  тактики  поведения  в  конфликтной  ситуации,  что  в  свою  очередь  ведет  к  накоплению  негативных  эмоций,  взаимных  негативных  оценок,  неспособности  отстоять  свое  мнение,  что  отражается  на  социально  психологическом  климате  коллектива. 

Таким  образом,  подтверждается  гипотеза  о  том,  что  стратегия  поведения  индивидов  влияет  на  социально-психологический  климат  первичного  трудового  коллектива.

 

2.3 Способы  повышения комфортности деятельности персонала   в БЕНИЛЮКСЕ

         В коллективе ООО « Бенелюкс»  любой его сотрудник, так или  иначе, оказывает влияние на  работу фирмы, соответственно, если  персонал эффективно работает, то  и фирма процветает. Принимая  все это во внимание, главной задачей руководства любой фирмы является работа по повышению эффективности работы каждого работника предприятия. Для этого должна быть создана реальная система мотивации и стимуляции работников.

             В наше время трудоголики –  это большая редкость и большинство людей хотят поменьше напрягаться, при этом побольше зарабатывать, поэтому энтузиазм коллектива нужно постоянно чем-то подпитывать. Какие же можно порекомендовать способы повышения эффективности работы персонала на ООО « Бенелюкс»:

1. Самое главное  поощрение – это, естественно  материальное. Для любого работника  этот фактор будет самым главным  стимулом, и он будет работать  везде и всегда. Здесь есть  одно «но» – может серьезно  пострадать качество выполненных  работ. Также надо понимать, что не все работники ждут от работы лишь материальных благ, для кого-то важно и карьерное продвижение, а кто-то хочет ещё и индивидуального развития. Нужно всегда помнить, что любое материальное поощрение должно быть соотнесено с качеством выполненной работы. В систему материальных поощрений можно зачислить и различные льготы, например, дополнительное медицинское страхование, кредиты, питание за счет фирмы и прочее.

2. Довольно действенным  способом повышения эффективности  работы персонала является социальная значимость труда каждого работника, иными словами своевременное поощрение и уважительное отношение со стороны руководителя, а также признание достижений данного работника в развитии компании, может существенно повысить его самоотдачу.

3. Руководству обязательно нужно заботиться о своевременном обучении персонала и предоставлении всей нужной информации для его эффективной деятельности. Нужно понимать, что все затраты на обучение обязательно окупятся, при этом повышению эффективности работы персонала будет способствовать знание каждым работником цели и специфики работы фирмы.

4. Немаловажным  фактором является комфортное  рабочее место для каждого  сотрудника предприятия, а также  наличие всей необходимой техники  в рабочих кабинетах.

Помня о «пряниках», не надо забывать и о «кнуте». В любом коллективе не все бывает гладко, все нарушения и недочеты в работе, должны обязательно фиксироваться руководством и виновные в этом, должны нести наказание.

Руководство должно на собственном примере демонстрировать  энтузиазм в работе, для того чтобы коллектив «заражался» его примером!  
Заключение

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата  коллектива, конфликта.

Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.   

Социально-психологический  климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Конфликт - это  осознанное столкновение людей, несовпадения их потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.

Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

Было проведено  экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен высокий уровень потребности в одобрении.

В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии  избегания и мотивацией к социально  одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения индивидов в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

1.Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2012.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2012.

3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический  климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2012. - 207 с.

4. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ  преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

5. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 2012.

6. Выханский  О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 2012.

7. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных  производственных конфликтов.Автореферат  канд. дисс.- Л., 2012.

8. Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты  и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 2012.

9. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 2012.-171с.

10. Данькова  Т.М., Некоторые аспекты производственных  конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 2012.

11. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012 .

12. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные  конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 2012 .

13. Кайдалов  Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 2012 .

14. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,Политиздат, 2012, 271с.

15. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических  понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина  и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 2012.- 143 с.

16. Кричевский  Р.Л., Дубовская Е.М.,  Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.- 152с.

Информация о работе Поведение индивидов в конфликтных ситуациях