Даже в самых острых
конфликтных ситуациях (а может
быть, особенно в них) одной из первых
промежуточных фаз урегулирования
должна быть юридизация конфликта. Это
предполагает: во-первых, прекращение
насилия; во-вторых, организацию диалога
между сторонами конфликта; в-третьих,
обеспечение участия в таком диалоге полномочных
и ответственных представителей каждой
стороны, лучше всего – государственных
органов (а не, скажем, лидеров экстремистских
групп или «полевых командиров»); в-четвертых,
формулирование требований и претензий
каждой из сторон в категориях, хотя бы
в принципе подлежащих юридическому переформулированию
и правовой оценке; в-пятых, юридическую
фиксацию итогов каждой из стадий переговоров,
в том числе поддающихся контролю обязательств
каждой из сторон; в-шестых, максимально
определенное формулирование условий
итогового соглашения, придание этому
соглашению легитимности с помощью какой-либо
из форм его ратификации или народного
одобрения. Из перечисленного, думается,
ясно, что среди ключевых фигур участников
переговоров должны быть юристы. Очень
важна также роль посредников, о которой
будет сказано несколько позже. Но, разумеется,
само по себе подписание каких-либо соглашений
еще не гарантирует погашения конфликта
Определяющей является готовность сторон
их выполнять, а не использовать в качестве
«дымовой завесы» для продолжения попыток
добиваться своих целей неправовыми средствами.
А для этого, в свою очередь, необходимо
хотя бы частичное преодоление конфликта
интересов или по крайней мере снижение
его остроты, к чему может повести, например,
появление в отношениях между сторонами
новых стимулов. Скажем, суровая экономическая
необходимость, заинтересованность сторон
в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование
конфликта в виде международной или иностранной
помощи могут (правда не всегда) переключить
интересы конфликтующих сторон в иную
плоскость и значительно притушить конфликт.
Таки.м образом, в социально-политическом
плане пути к преодолению конфликтов лежат
либо через хотя бы частичное удовлетворение
требований сторон, либо через понижение
для них актуальности предмета конфликта.
Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная
сторона проблемы.
Многие межнациональные конфликты можно
в известном смысле назвать ложными, поскольку
в их основе лежат не объективные противоречия,
а непонимание позиций и целей другой
стороны, приписывание ей враждебных намерений,
что порождает неадекватное чувство опасности,
угрозы. Примеров здесь можно привести
очень много: это и недоверие к русскоязычной
диаспоре в странах ближнего зарубежья,
и боязнь кавказцев или уроженцев Средней
Азии и Центральной России, и бредни относительно
пресловутого «жидо-масонского заговора».
Естественно, такие чувства рационализируются
через тенденциозный подбор бытовых и
иных примеров; воздействующих на обыденное
сознание. И разумеется, эту благодатную
почву всячески стараются использовать
разыгрывающие национальную карту политиканы.
Действительно, феномен психологического
противопоставления «мы» и «они» коренится
в глубоких слоях общественного подсознания,
и бороться с ним очень непросто, хотя
и абсолютно, необходимо В нашей теории
это обозначается как снятие или хотя
бы ослабление ложного конфликта. Его,
в частности, можно достичь с помощью образовательной,
воспитательно-разъяснительной работы
среди населения. Причем апеллировать
следует не только к рациональным, интеллектуальным
уровням человеческой психики, но и к эмоциям,
к массовым настроениям.
В этой связи следует сказать несколько
слов о роли национальной интеллигенции.
Одной из благородных традиций российской
интеллигенции всегда была поддержка
народов, угнетаемых имперской властью
на территории собственного государства,
защита их от притеснений центральной
власти. И такая позиция, как правило, отнюдь
не рассматривалась в интеллигентских
кругах как национальное предательство,
а, напротив, имела отчетливую патриотическую
мотивацию. |
|
|
|
|
"Чтобы повысить уровень
образования надо, на мой взгляд:
1. Уменьшить количество бумаг, которыми
загрузили учителей;
2. Создать хорошую базу для учебного процесса
(компьютеры, учебные модули, наглядные
материалы);
3. Уменьшить количество детей в классах
до 15 человек;
4. Заинтересовать учителей не только зарплатой,
но и системой льгот (квартира, путёвки
и т.д.)
5. Изменить отношение государства к учителю,
чтобы родители не относились к нам как
к людям второго сорта, которые должны
всем и которым не должен никто.
Если государство не научится уважать
учителя, ничего не изменится."
|