Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2. теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3. экспериментальное исследование стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы влияния индивидуально-психологических особенностей персонала на уровень конфликтности и психологического климата в коллективе……………………………………………………………6
1.1 Роль индивидуальных особенностей личности на уровень конфликтности в коллективе…………………………………………………….6
1.2 Виды конфликтов в производственных коллективах ……………10
1.3 Принципы управления конфликтами в производственных коллективах …………………………………………………………………….14
Глава 2 Анализ уровня конфликтности в коллективе БЕНИЛЮКСА и пути их преодоления. ………………………………………………………………..24
2.1 Общая характеристика персонала ……………………………………….24
2.2 Анализ уровня конфликтности персонала и психологической комфортности в коллективе БЕНИЛЮКСА…………………………………25
2.3 Способы повышения комфортности деятельности персонала в БЕНИЛЮКСЕ…………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………….36
17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.
18. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969.
19. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.
20. Парыгин Б.Д.,
Социально-психологический
21. Петровская
Л.А. О понятийной схеме социально-
22. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.
23. Платонов
Ю.П., Психология коллективной
24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.
25. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
26. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.
27. Смирнов Г.Л.,
Советский человек.
28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.
29. Шакуров Р.Х.,
Социально-психологические
30. Шепель В.М.
Социологические и психолого-
31. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 2012.
32. Горянина
В.А. Психологические
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
Б. Я стараюсь добиться своего.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
Б. Я пытаюсь
убедить другого в
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
Б. Я отстаиваю свои желания.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я всегда занимаю
такую позицию в спорном
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
A |
Б | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов опроса: ответы «Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Информация о работе Поведение индивидов в конфликтных ситуациях