Поведение индивидов в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2. теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3. экспериментальное исследование стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы влияния индивидуально-психологических особенностей персонала на уровень конфликтности и психологического климата в коллективе……………………………………………………………6
1.1 Роль индивидуальных особенностей личности на уровень конфликтности в коллективе…………………………………………………….6
1.2 Виды конфликтов в производственных коллективах ……………10
1.3 Принципы управления конфликтами в производственных коллективах …………………………………………………………………….14
Глава 2 Анализ уровня конфликтности в коллективе БЕНИЛЮКСА и пути их преодоления. ………………………………………………………………..24
2.1 Общая характеристика персонала ……………………………………….24
2.2 Анализ уровня конфликтности персонала и психологической комфортности в коллективе БЕНИЛЮКСА…………………………………25
2.3 Способы повышения комфортности деятельности персонала в БЕНИЛЮКСЕ…………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Управленческая пстхология конфликность.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

17. Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.

18. Литвинов  В.Н.,  Психологический климат  и экономические показатели. Социальные  проблемы труда и образования. /  Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969.

19. Макаренко  А.С.,  Полное собрание сочинений:  В 7 т.- М., 1956 г.

20. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат  коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».  

21. Петровская  Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического  анализа конфликта: теоретические  и методологические проблемы  социальной психологии / Под ред.  Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .

22. Платонов  К.К., Казаков В.Г.,  Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.

23. Платонов  Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.

24. Практическая  психодиагностика. Методики и тесты.  Учебное пособие.- Самара: Изд-во  « БАХРАК-М», 2001.

25. Руденский  Е.В.,  Социальная психология: Курс  лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск:  НГАЭиУ, 1997.

26. Скотт Д.Г.,  Конфликты пути их преодоления  / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.

27. Смирнов Г.Л., Советский человек. Формирование  социалистического типа личности. - М., 1973.

28. Теоретические  и методологические проблемы  социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.

29. Шакуров Р.Х.,  Социально-психологические проблемы  руководства педагогическим коллективом. -М., 2012

30. Шепель В.М.  Социологические и психолого-педагогические  основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.

31. Шепель В.М.  Управленческая психология. - М., 2012.

32. Горянина  В.А. Психологические предпосылки  непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 2012

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению

Опросник

 

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь  уладить дело с учетом интересов  другого и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую  своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем  состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь  показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы  избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь  убедить другого в преимуществах  моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса  с тем, чтобы со временем решить его  окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю  свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю  возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти  всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку  у другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что  не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ:

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

     

А

Б

 

Б

А

   

А

     

Б

   

A

 

Б

 

А

 

Б

 

Б

   

А

 
   

Б

А

 

А

Б

     

Б

   

А

 

А

 

Б

   
 

А

   

Б

   

Б

А

 

Б

 

А

   

Б

А

     
     

Б

А

     

Б

А

А

   

Б

 
   

Б

 

А

 

А

 

Б

 
 

А

Б

   
 

Б

   

А

Б

 

А

   
 

А

 

Б

 
   

Б

 

А

А

     

Б

 

Б

А

   
     

А

Б

А

Б

     
   

А

Б

 
 

Б

   

А


Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

 

Методика диагностики  самооценки мотивации одобрения (шкала  лживости)

Д. Марлоу и Д. Крауна

 

Для оценки правдивости  высказываний испытуемых в опросники  нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ для  обработки результатов опроса: ответы «Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Информация о работе Поведение индивидов в конфликтных ситуациях