Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 02:53, курсовая работа
Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….5
1.1.Понятие конфликта, его объект и предмет………………………………….5
1.2.Классификация конфликтов………………………………………………….7
1.3.Элементы конфликта………………………………………………………….9
1.4.Причины конфликта…………………………………………………………10
1.5.Функции конфликта…………………………………………………………11
1.6.Динамика конфликта………………………………………………………13
1.7.1. Предконфликтная ситуация………………………………………………13
1.7.2. Зарождение конфликта (инцидент)………………………………………14
1.7.3. Развитие конфликта (эскалация)…………………………………………15
1.7.4. Завершение конфликта (разрешение)……………………………………15
1.7.5. Послеконфликтный период………………………………………………16
1.8. Способы исследования конфликтов……………………………………….16
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников литературы………………………………………………...25
Московский государственный
геодезии и картографии
Факультет экономики и управления территориями
Кафедра экономики и
Курсовая работа по дисциплине
«Основы менеджмента»
На тему:
«Управление конфликтной ситуацией»
Выполнил:
Крикунов Е. В.
Москва, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….5
1.1.Понятие
конфликта, его объект и
1.2.Классификация
конфликтов………………………………………………….
1.3.Элементы
конфликта………………………………………………………
1.4.Причины
конфликта………………………………………………………
1.5.Функции
конфликта………………………………………………………
1.6.Динамика
конфликта………………………………………………………
1.7.1. Предконфликтная ситуация………………………………………………13
1.7.2. Зарождение
конфликта (инцидент)…………………………
1.7.3. Развитие
конфликта (эскалация)………………………
1.7.4. Завершение
конфликта (разрешение)……………………
1.7.5. Послеконфликтный период………………………………………………16
1.8. Способы
исследования конфликтов…………………
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список источников
литературы………………………………………………..
Введение
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство
конфликтов возникает помимо желания
их участников. Это происходит из-за
того, что большинство людей не
имеет элементарного
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
«Конфликт»– от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идей, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действенном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений.
Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение (синтез).
Руководить
без конфликтов возможно, если научиться
такому управлению, при котором в
целенаправленном сотрудничестве с
другими устраняется все
В зависимости
от того, насколько эффективным будет
управление конфликтом, его последствия
станут конструктивными или
Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Целью данной курсовой работы является анализ статей из журналов и других интернет источников по проблемам связанным с конфликтами в трудовом коллективе.
Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.
Распространенное понимание конфликта больше соответствует социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.
В отечественной
литературе имеются схожие социологические
черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает:
«… конфликт — это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального
бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.» [2]
У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»[3]
Конфликт - это факт человеческого существования.[4]
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.
Объектом конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Предметом
конфликта – это те противоречия,
которые возникают между
Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.
Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Охарактеризуем суть этих понятий.
Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.
Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.
Конфликт
- это открытое противостояние как
следствие взаимоисключающих
Одним из наиболее широких и очевидных оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:
- внутриличностные,
- межличностные,
- между личностью и группой,
- межгрупповые,
- межгосударственные.
Носитель конфликта внутриличностного — отдельный индивид. Суть такого конфликта содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.
Межличностный конфликт - это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере.
Здесь
большую роль играют
Конфликт
между личностью и группой - этот
тип конфликта схож с межличностным,
но является более сложным и многогранным.
В группе, с ее боле сложной системой
организации вероятность
Межгрупповой конфликт - столкновение интересов разных формирований. К этой типу принадлежат конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими.
Для исследования систем управления малые социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.
Межгосударственный конфликт – противостояние между правительствами государств, групп государств.
Довольно интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов.[6]
1. По источникам:
а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;
б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.
2. По смыслу:
а) конфликты как деловые дела;
б) конфликты как личные интересы.
3. По значимости:
а) конфликты, важные лишь для отдельных работников;
б) конфликты, важные для отдельных индивидов, групп, прослоек населения и т.п.
4. По типу решения:
а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;
б) конфликты, которые приводят к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;
в) конфликты, которые привели к другой точке зрения обе стороны.
5. По форме проявления:
а) конфликты того ли другого направления действия, поведения ("приближения -- отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");
б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;
в) конфликты, которые выражаются вербально или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);
г) по типу структуры взаимоотношений – скрытые, открытые.
Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения полномочий и т.д.
Любой конфликт - это целостная динамическая система, процесс, смена конфликтных ситуаций и инцидентов. Но, даже не являясь статическим конфликт имеет свои составляющие элементы.
Они разделены на следующие виды:
1) объективные (внеличностные);
2) личностные.
Объективные элементы конфликта – не связанны с личными характеристиками и качествами людей. Это объект, частники и среда конфликта.
Современная конфликтология делит участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
Основные участники конфликта - это главные, непосредственные стороны, принимающие участие в противостоянии. Именно они активисты столкновения. Их интересы – это и есть противоречия, лежащие в основе конфликта. Участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.
В зависимости от меры воздействия на ход конфликта различают ранги оппонентов.
Все остальные
участники конфликта –
Условно участники поделены на такие категории: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).