Управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе на примере предприятия РУПП «БШФ «Баравчанка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление основных путей совершенствования управления конфликтными ситуациями в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния. Для достижения поставленной цели была рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, оценена система управления конфликтами на предприятии, определены основные направления по ее совершенствованию, а также представлено экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.

Файлы: 1 файл

передать.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     «БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Факультет финансово-правовой

     Кафедра 

     Дата  регистрации работы в деканате  ____________

     Дата  регистрации работы на кафедре  ____________

     Отметка о допуске к защите    ____________

     Оценка  за защиту    ____________ 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Менеджмент»

     Тема: «Управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе

     на  примере предприятия  РУПП «БШФ «Баравчанка» 

     Исполнитель:

     студентка IV курса, 42 группы,

     финансово-правового  факультета,

     заочной сокращенной формы обучения,

     специализации 1-25 01 07-15, 4 ЭА (сз)

     Азарко  Мария Алексеевна

     Руководитель:

     Павловская  Ольга Викторовна 

     Барановичи 2008

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     «БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

     РЕЦЕНЗИЯ

     на  курсовую работу (проект)

     (регистрационный  № ___) 

     Студента _____________________________________________________

     (фамилия,  имя, отчество)

     Факультет ____________________________________________________

     Курс __________________

     Дисциплина __________________________________________________

     Рецензент ____________________________________________________

     (фамилия,  имя, отчество)

     Дата  получения работы для рецензирования _______________________

     Дата  возвращения работы после рецензирования ___________________

     Оценка ___________ Подпись преподавателя-рецензента ____________

     Текст рецензии:

     _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

      Р Е Ф Е Р  А Т 

     Курсовая  работа: с.56, рис.6, табл.7, ист.36, прил.7. 

     КОНФЛИКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНФЛИКТУЮЩИЕ  СТОРОНЫ, СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ, ПОСТКОНФЛИКТ. 

     Объектом  исследования является Республиканское  унитарное производственное предприятие  Барановичская швейная фабрика «Баравчанка».

     Предмет – изучение концепции управления конфликтными ситуациями на предприятии, в частности на РУПП БШФ «Баравчанка».

     Цель  курсовой работы: формирование четкого  представления о методах разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе предприятия.

     При выполнении работы использованы методы дедукции и индукции, синтетический  и аналитический методы, метод  системного подхода и теоретического анализа.

     Область практического применения являются промышленные предприятия Республики Беларусь.

     Автор подтверждает, что приведенный в  работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Конфликт сам по себе не есть проблема, проблема в том, что  нам делать с нашими различиями. Лучший способ предупредить конфликт - не допустить  его.

Р. Фишер 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и  играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

     Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к  тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

     Новичка в анализе конфликтов можно напутствовать  советом: если мотив конфликта очевиден, то всегда необходимо отдавать себе отчет  в том, что мы склонны все свое внимание сконцентрировать на том, что  находится на первом плане: остальное, чаще всего наиболее важное, остается вне поля зрения.

     Если  под конфликтом понимать каждое критическое  выступление, каждую дискуссию или  расхождение во мнениях, то концепция  управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала  бы никакой критики [35, с. 101.]

     Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. По мнению автора, это  происходит из-за того, что большинство  людей не имеет элементарного  представления о конфликтах, либо не придает им должного значения.

     Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Одной из важнейших функций руководителя является управление конфликтом. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения.

     Для управляющего чрезвычайно важно  быть в состоянии справиться с  конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения [18. с. 95].

     В организациях конфликты могут иметь  конструктивные и деструктивные  начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может "распадаться на глазах".

     Понятие "управление конфликтом" используется в широком и узком смысле. Управление в широком смысле означает воздействие на причины конфликта, а в узком смысле – обеспечивает разрешение конфликтов. При широком понимании управлению подлежат все элементы конфликта. Управление предполагает выполнение функций прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля.

     Прогнозирование конфликтов, возможность предотвратить  либо снизить степень их масштабности, то есть управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе организации  – залог успеха любого хозяйствующего субъекта, вышедшего либо стремящегося выйти на мировой рынок. Этим и объясняется актуальность и важность темы курсовой работы. В ней рассмотрены основные теоретические аспекты данного процесса на уровне предприятия, их виды, причины возникновения, последствия, а также предложены мероприятия по совершенствованию управления конфликтными ситуациями.

     В курсовой работе были использованы разработки следующих авторов: Брасса А.А., Гончарова  В.И., Миримановой М.С., Королева В.И., Мескона М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Анализу подвергалась документация предприятия: отчет финансово-хозяйственной деятельности РУПП БШФ «Баравчанка» за 2005г и 2006г., а так же пояснительная записка к годовому отчету за 2006 год.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
  • провести анализ состояния системы управления конфликтными ситуациями на предприятии;
  • наметить основные направления по ее совершенствованию;
  • представить экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.

     Целью курсовой работы является выявление  основных путей совершенствования  управления конфликтными ситуациями в  трудовом коллективе с целью повышения  уровня его управления и экономического состояния. Для достижения поставленной цели была рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, оценена система управления конфликтами на предприятии, определены основные направления по ее совершенствованию, а также представлено экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.

     Объектом  исследования является РУПП «БШФ «Баравчанка». Предмет – управление конфликтными ситуациями на предприятии, в частности  на РУПП БШФ «Баравчанка».

     Весьма  обширными и разнообразными являются приемы и методы изучения конфликтных ситуаций, а также управление ими. Начиная от традиционных и заканчивая современными экономико-математическими методами на основе компьютерных технологий. Традиционными являются методы математического анализа и синтеза, индукции и дедукции. Анализ предполагает разложение сложного экономического процесса на составные части, и изучение каждого из них. Синтез же – сведение изученных частей явления в единое целое.

     Метод индукции предусматривает нисхождение  от частного явления к общему. Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах.

     Методологические  приемы: логическая абстракция, динамические ряды и индексы, экономико-статистические группировки, аналитическо-экспериментальные и расчетно-конструктивные методы. Они направлены на поиск наиболее эффективного управленческого решения по более полному использованию социально-экономического потенциала разрешения конфликта на предприятии, регулирования конфликтной ситуации в коллективе.

 

      ГЛАВА 1 ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КОНФЛИКТА 

     1.1 Понятие конфликта, его сущность 

     Как у многих понятий у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое [18. c.605]. Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил [2, с.597].

     Западными социологами и философами конфликты  признаются важнейшими факторами социального  развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития.

     Участники конфликта называются оппонентами, ими могут быть отдельные люди, формальные или неформальные группы и организации. Конфликт всегда порождается некоторой причиной противоборства оппонентов, которая называется объектом конфликта[4,с.284]. Итак, конфликт - это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе на примере предприятия РУПП «БШФ «Баравчанка»