Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 02:53, курсовая работа
Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….5
1.1.Понятие конфликта, его объект и предмет………………………………….5
1.2.Классификация конфликтов………………………………………………….7
1.3.Элементы конфликта………………………………………………………….9
1.4.Причины конфликта…………………………………………………………10
1.5.Функции конфликта…………………………………………………………11
1.6.Динамика конфликта………………………………………………………13
1.7.1. Предконфликтная ситуация………………………………………………13
1.7.2. Зарождение конфликта (инцидент)………………………………………14
1.7.3. Развитие конфликта (эскалация)…………………………………………15
1.7.4. Завершение конфликта (разрешение)……………………………………15
1.7.5. Послеконфликтный период………………………………………………16
1.8. Способы исследования конфликтов……………………………………….16
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников литературы………………………………………………...25
Следующий
объективный элемент в
В организациях, на предприятиях наиболее значимо отражаются психологическая и социальная среда конфликта.
Именно различия интересов являются фундаментальной причиной конфликтов
Причина конфликта — это то явление, благодаря которому возникает конфликт. Причины конфликта тесно связанны с потребностями людей.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для комфортного существования и деятельности индивида. Причиной конфликта может стать только осознанная потребность, выражающаяся как интерес.
Выделяют такие противоречия интересов:
- внутренние и внешние;
- антагонистические и неантагонистические;
- основные и неосновные;
- объективные и субъективные.
Внутренние противоречия – противоборство в группе, организации, общности или обществе вместе взятом.
Внешние противоречия - между двумя или несколькими относительно самостоятельными группами.
Антагонистические противоречия — противоречия участников с кардинально несовпадающими, враждебными интересами и устремлениями. Мерой разрешения такого конфликта является полное уничтожение одной или нескольких сторон конфликта, ликвидация основных структур группы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве.
Неантагонистические противоречия – имеют место в конфликтах, участники которых способны к примирению, компромисса. Подобные конфликты наиболее распространены во всех организациях. С ними часто сталкиваются менеджеры.
Источник
неантагонистических
Основные
противоречия – возникают при
взаимодействии основных участников конфликта,
имеют ключевое значение. А неосновные
противоречия только дополняют конфликт.
Иногда относятся к косвенным
участникам конфликта. Однако основные
и неосновные противоречия диалектически
взаимодействуют. В частности, чем
больше накапливается неосновных противоречий,
тем сложнее разрешаются
Объективные противоречия – независимы от личностных качеств людей и их характеристик. Они неизбежны и многолики, единственный способ устранит их – найти коренную причину конфликта. Часто эта причина и сама имеет объективный, независящий от воли и сознания людей характер.
Субъективные противоречия – несовпадения личностных качеств, ориентаций и ценностей индивидов.
Классифицируют явные и латентные (скрытые) функции конфликта.
Явные функции конфликта отличаются тем, что его последствия не противоречат целям, которые намечали для достижения стороны конфликта.
Скрытые
(латентные) функции конфликта —
проявляются, если последствия конфликта
становятся очевидными лишь с течением
времени и в определенной мере
отличаются от намерений, ранее задекларированных
участниками конфликта. Латентные
функции могут проявляться
Важной составляющей является и оценка функции конфликта.
Конструктивные (как впрочем и деструктивные) функции конфликта, с определенной мерой условности и для удобства построения работы, можно определить в две группы:
1) общие
функции конфликта —
2) функции
конфликта на личностном
К общим конструктивным функциям конфликта можно отнести: выявление противоречий в обществе, информирование о их наличии; использование конфликта, как формы решения конфликтов и снятия напряженности; интегрирование объединение группы, организации; стабилизация социальной системы; мобилизацию сил и выяснение их соотношения; возникновение новых форм общения.
Конструктивные функции конфликта на личностном уровне характеризуются: познавательной функцией; повышением самооценки в результате достойного разрешения конфликтной ситуации; «выравниванием» характера; социализацией участников конфликта, их адаптацией в организации; снятием психологической напряженности; самореализацией и самоутверждением сотрудников.
Схожая
типология применима и для
деструктивных функций
Деструктивные
функции конфликта личностного
уровня небезопасны и характеризуются
такими явлениями: разрушительное влияние
на психологическую атмосферу
Организация,
как и каждый из ее членов непрестанно
развиваются, меняются. Конфликт –
это также один из видов развития,
который имеет свои этапы, зарождается,
развивается и исчерпывает
Любой конфликт состоит из пяти частей:
1) предконфликтный период (скрытый);
2) начало (инцидент);
3) развитие (экскалация);
4) завершение (разрешение);
5) послеконфликтный период.
Предконфликтная ситуация — скрытый период, когда присутствует вероятность конфликта, но на самом деле имеет место лишь формирование и усиление тех противоречий, которые к нему приведут. Не один конфликт не обходится без этого этапа, ведь противоречия и разногласия – его стержень. Все эти несоответствия и противоречия не дают знать о себе сразу и определенное время пребывают неочевидными. Их скрывают явления более мелкого плана, второстепенные и случайные. Накапливаются факты и явления, приводящие непосредственно к конфликту. Именно поэтому в разных источниках он именуется, скрытым, инкубационным латентным этапом. В нашей работе назовем его предконфликтным периодом (ситуацией).
Важной
особенностью этого этапа является
возможность избежать конфликта, разрешить
противоречия до непосредственной конфликтной
ситуации. Опытный менеджер обязан
выявить факторы и явления, зарождающиеся
на этом этапе. И донести до сознания
членов организации наличие
В случае не разрешения противоречий на первой стадии, предконфликтой, если не устранены факторы нарастания разногласий начинается открытый конфликт. Явление противостояния становится явным для всех членов группы, организации. Развивающиеся противоречия невозможно игнорировать или подавить.
Смена латентного периода конфликта на открытый этап противостояния происходит благодаря тому или иному инциденту (происшествию, событию, случаю).
Инцидент — это событие, факт, который способен положить начало неприкрытому противостоянию оппонентов. Однако инцидент конфликта и его повод не одно и то же. Повод – это предмет, основание, одна из возможных причин конфликтной ситуации. В то время, как инцидент лишь формальное явление, развязывающее сам конфликт.
Эскалация конфликта — основной, наиболее напряженный его этап, на протяжении которого усиление противоречий сторон и всех его участников, сопровождается попытками одержать перевес в противостоянии.
Этот период крайне сложен для ведения переговоров, почти исключает мирные способы разрешения конфликта. Оптимальный способ поведения на данном этапе: не перечить эмоциям сторон, пытаясь взывать к логике и рационализму участников. Далеко не все они сейчас способны к ним прибегнуть. Ведь главной целью стадии становится нанесение максимальное урона противоположной стороне. Нередко применяются такие методы, как культивирование в организации общества врага, демонстрация силы, угрозы, и другие отрицательные меры и способы поведения. Обстановка накаляется, пока не будет достигнут определенный результат.
Завершение конфликта – последняя его стадия, когда завершается открытый конфликт.
Происходит
его окончание, которое может
быть самым разнообразным, смена
представлений и ценностных устремлений
участников противостояния, возникновении
факторов, способствующих прекращению
эскалации конфликта или
Нередко
стороны конфликта приходят к
осознанию бесполезности
Нужно подчеркнуть, что «завершение конфликта» и его «разрешение» не тождественны. Конфликт может исчерпать себя по указанным выше причинам, без постороннего вмешательства, а может быть разрешен при помощи управленческих методик.
Завершающая
стадия любого конфликта, характеризующаяся
полным спадом динамики конфликта, устранением
напряженности и всех видов противостояния.
Постепенно взаимодействие членов группы,
организации приобретает
Исследованием конфликтов и разработкой методики их изучения и разрешения занимается наука конфликтология.
Конфликтология -это наука, которая исследует объективную реальность человеческого бытия в изменении и развитии. Как область научных знаний конфликтология изучает теорию конфликта, практику прогнозирования, профилактики и преодоление конфликтов. Иначе говоря, конфликтология – это наука о психогигиене социально-политических, межличностных и внутриличностных отношениях.7
Существуют многие и разнообразные методы конфликтологических исследований:
Системный метод. Системность изучения любой проблемы предполагает сравнительно целостное ее изучение, тем не менее сложность применения системного подхода к изучению конфликтов состоит в частности в том, что сам объект исследования не является системой в точном понимании этого слова; ныне методический аппарат еще не является самодостаточным.
С.М. Емельянов
предлагает свое видение группировки
методов конфликтологических
Методы
конфликтологических
Таблица 1
№ п/п |
Группа методов |
Конкретные методы |
I |
Методы изучения и оценки личности |
Наблюдение Опрос Тестирование |
II |
Методы изучения и оценки
социально-психологических |
Наблюдение Опрос Социометрический метод |
II |
Методы диагностики и анализа конфликта |
Наблюдение Опрос Анализ результатов Метод экспертного интервью |
IV |
Методы управления конфликтами |
Структурные методы Метод картографии |
Сиcтeмная
основа - это кoмплeкc иccлeдoвaний и
мероприятий, нaпpaвлeнныx нa выявлeниe oбщиx
тeндeнций и фaктopoв paзвития opгaнизaции
и выpaбoткy действий пo coвepшeнcтвoвaнию
cиcтeмы yпpaвлeния и вceй