Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО Банк «Тройка Диалог»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:17, реферат

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть сущность, виды конфликтов в организациях, определить этапы и методы управления конфликтными ситуациями, а также разработать эффективную методику разрешения конфликтов в ЗАО Банк «Тройка Диалог».
Задачи исследования:
рассмотреть виды конфликтов и раскрыть их сущность;
определить этапы и методы управления конфликтами в организации;
проанализировать конфликтные ситуации в ЗАО Банк «Тройка Диалог»;
разработать эффективную методику разрешения конфликтов в ЗАО Банк «Тройка Диалог»

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации
1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации 9
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО Банк «Тройка Диалог»
2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО Банк «Тройка Диалог»
2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО Банк «Тройка Диалог»
Заключение 25
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсач новый по оту и спс готов.doc

— 189.00 Кб (Скачать)


3

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях

1.1. Сущность и виды конфликтов в организации

1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации              9

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО Банк «Тройка Диалог»

2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО Банк «Тройка Диалог»

2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО Банк  «Тройка Диалог»

Заключение              25

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………...27

 

 


Введение

 

Актуальность исследования. Современное общество развивается и тесно связано с научно-техническим и социальным прогрессом. В свете его противоречивых, социальных и социально-психологических тенденций, а также их последствий на главные позиции выходят, неразрывно связанные с ними, острые проблемы социально- психологического климата коллектива.

Формирование благоприятного бесконфликтного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда. Только в условиях такого психологического климата человек может полностью раскрыть свой потенциал и использовать все возможные личные ресурсы. Но всем известно, что полное отсутствие конфликтов недостижимо.

В настоящее время огромное внимание уделяется созданию благоприятного социально-психологического климата на производстве. Представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия.

Для управленца крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей.

Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Данная тема является весьма актуальной в контексте современного развития, а главное найдет практическое применение при поиске путей выхода из конфликтных ситуаций в организациях. Исходя из всего вышесказанного, мною была выбрана тема моего исследования: «Управление конфликтами в организации».

Объект исследования: конфликт в организации.

Предмет исследования: способы и методы управления конфликтами в организации.

Цель исследования: рассмотреть сущность, виды конфликтов в организациях, определить этапы и методы управления конфликтными ситуациями, а также разработать эффективную методику разрешения конфликтов в ЗАО Банк «Тройка Диалог».

Задачи исследования:

рассмотреть виды конфликтов и раскрыть их сущность;

определить этапы и методы управления конфликтами в организации;

проанализировать конфликтные ситуации в ЗАО Банк «Тройка Диалог»;

разработать эффективную методику разрешения конфликтов в ЗАО Банк «Тройка Диалог»

Методы исследования:

аналитические (анализ литературы, синтез отобранной информации, выделение главных мыслей);

статистические (изучение практических работ в сфере менеджмента и конфликтологии, соответствующих теме исследования);

интерпретационные (раскрыть сущность конфликтов организации).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях

 

1.1. Сущность и виды конфликтов в организации

 

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами. Каждая сторона настаивает на своем и мешает другой стороне отстоять свою позицию.

Конфликт считают явлением нежелательным, его стараются из­бегать или немедленно разрешать, если он возникает. Но конфликты в организациях бывают в некоторых случаях полезны. Иногда конф­ликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений груп­пой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уваже­нии и власти, кроме того, может привести к повышению эффектив­ности планов, стратегий и проектов.

Внутриличностный конфликт по последствиям аналогичен кон­фликтам других типов. Этот конфликт может принимать различные формы. Наиболее распространен ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, руководителю подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а директор по качеству настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Причина конфликта очевидна — нару­шение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт мо­жет возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Он может быть реакцией на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностный конфликт проявляется по-разному. Чаще всего это проявление борьбы руководителей за ограниченные ресурсы, например, рабочую силу. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограниченны, он должен убедить вышестоящее начальство  выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Возможен конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой происходит, если кто-то нарушает нормы поведения, установленные группой. Например, кто-то хочет заработать побольше, но группа может считать чрезмерное усердие недопустимым. Подобный конфликт возникает, если чело­век имеет мнение, отличающееся от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Между группами также могут возникать конфликты. Частым примером межгруппового конфликта служат раз­ногласия между линейным и штабным персоналом. Линейные руково­дители могут отвергать рекомендации штабных специалистов. Нередко из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функцио­нальные группы внутри организации. Например, хороший отдел сбыта ориентирован на быстрое обслуживание покупателей, а бухгалтерия — на тщательно документированный учет, который способен замедлить обслуживание.

Причинами конфликта в основном являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, раз­личия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования, а также плохая коммуникация.

Распределение ресурсов, при котором большую долю ресурсов выделяют какому-то одному руководителю, подчиненному или груп­пе почти неизбежно ведет к конфликтам.

Взаимозависимость задач может стать причиной конфликта, так как организации являются системами, состоящими из взаимозави­симых элементов, и проблемы возникают при ненадлежащей рабо­те одного подразделения или человека. Например, если один из нескольких инженеров, занятых разработкой проекта, не будет ра­ботать как следует, другие сочтут, что это мешает им выполнять собственное задание. В результате может возникнуть конфликт меж­ду группой и нерадивым инженером.

Определенные типы организационных структур увеличивают вероятность конфликта. В организациях, где руководители взаимо­зависимых подразделений подчиняются одному общему начальнику более высокого уровня, возможность возникновения конфликта по структурным причинам уменьшается.

Различия в целях являются причиной конфликта, вероятность ко­торого увеличивается по мере того, как в организации развивается специализация и она разбивается на подразделения. Специализиро­ванные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.

Различия в представлениях и ценностях служат причиной конф­ликтов, когда люди рассматривают стороны дела, которые, по их мнению, важны для их группы и личных потребностей. Например, высококвалифицированный персонал научных лабораторий, кон­структорских бюро, университетов, люди искусства высоко ценят свободу и независимость. Если начальники пристально следят за их работой, то это способствует проявлению различий в ценностях, что часто вызывает конфликты.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Некоторые люди постоянно проявляют агрессивность и враждебность и готовы оспаривать каждое слово, создают вокруг себя атмосферу, чрева­тую конфликтом. Люди с весьма авторитарными, догматичными чертами характера скорее вступают в конфликт Различия в жиз­ненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и соци­альных характеристиках способствуют возникновению конфликтов.

Неудовлетворительная коммуникация является причиной и след­ствием конфликта. Плохая передача, искажение информации зат­рудняет взаимопонимание, а конфликт усугубляет эти затруднения. Если руководство не может своевременно довести до сведения подчиненных новые требования к результатам их труда, сопровож­дающиеся новой схемой оплаты труда, то это, скорее всего, при­ведет к конфликту Конфликты вызывают неоднозначные критерии качества, неточное определение должностных обязанностей и фун­кций сотрудников и подразделений

Модель процесса конфликта. При существовании одного или более источников конфликта появляется возможность возникнове­ния конфликтной ситуации. Реакция на ситуацию может быть разной. Стороны могут не захотеть усугублять ситуацию. Тогда конфликт не возникает. Люди часто не реагируют на конфликтные ситуации, если потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят их уси­лий. Но во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Тогда конфликт происхо­дит. Следующая стадия процесса — это управление конфликтом.

Функциональные последствия конфликта Конфликт может быть решен таким путем, который приемлем для всех сторон, и в резуль­тате люди больше будут чувствовать свою причастность к его разре­шению. Это сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в работе, такие, как враждебность, несправедливость и подавление воли. Кроме того, стороны будут в дальнейшем больше расположе­ны к сотрудничеству, а не к конфликтам.

Управляемый конфликт может уменьшить предрасположенность к единомыслию, что может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и оценки ситуации ведут к лучшему ее пониманию, отделению симптомов от причин, разра­ботке новых вариантов решений

Дисфункциональные последствия конфликта. Неуправляемый кон­фликт может привести к следующим нежелательным последствиям: 1) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кад­ров, снижение производительности; 2) меньшая степень сотрудничества в будущем; 3) сильная преданность своей группе и непродуктив­ная конкуренция с другими группами организации; 4) появление «син­дрома врага» — представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных, 5) сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; 6) уве­личение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения; 7) смещение акцента — придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению  реальной проблемы.

 

1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации

 

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач [4]. Даже в организации с эффективным управлением конфликты нельзя устранить, но ими можно управлять таким образом, чтобы максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Стадии управления конфликтом включают следующие стадии: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение. Рассмотрим каждую стадию подробно.

Прогнозирование конфликта - этап выявления его возможных причин и потенциального развития. На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении [5].

Этап предупреждение конфликта. Для предупреждения (профилактики) конфликта, прежде всего, необходимо использовать технологии управления собственным поведением. В этом смысл внутреннего аспекта конфликтного управления.

Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта. Иногда руководителю, напротив, приходится принимать решение о необходимости стимулирования конфликта с целью активизации общественной жизни, переориентации конфликтной энергии в более мирное русло и т.д. [5].

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производствен­ный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализа­цию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО Банк «Тройка Диалог»