Причины конфликтного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

Оглавление

Структура конфликтов…………………………………...3
Участники конфликтов……………………………..3
Предмет конфликта…………………………………5
Объект конфликта…………………………………..5
Микро- и макросреда…………………………….....6
Мотивы сторон……………………………………...6
Конфликтное поведение……………………………6
Причины возникновения конфликта…………………….7
Список литературы………………………………………14

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

КАМИТЕТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

заочный факультет

 

 

Кафедра истории и философии

 

Контрольная работа по конфликтологии

 

«Причины конфликтного поведения»

 

 

 

 

Сделал ст. группы 04-иу-зф                                                 Проверил

Колосова Е.А.                                                                          Власюк С.А.

 

 

г.Петропавловск-Камчатский

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

  1. Структура конфликтов…………………………………...3
  • Участники конфликтов……………………………..3
  • Предмет конфликта…………………………………5
  • Объект конфликта…………………………………..5
  • Микро- и макросреда…………………………….....6
  • Мотивы сторон……………………………………...6
  • Конфликтное поведение……………………………6
  1. Причины возникновения конфликта…………………….7
  1. Список литературы………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура конфликтов

 

 

     Конфликт как  многомерное явление  имеет   свою  структуру. Иногда структура   рассматривается   как  устройство,  порядок расположения элементов.  Применительно к конфликту такой  подход неприемлем, так  как   наряду с тем,  что он является  системой, конфликт представляет  собой процесс.  Поэтому структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие от других явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная  целостная система и процесс.

Каждая конфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и  субъективное значение.  Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

Участники конфликта.  В любом социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или как юридические лица (представители учреждений  и организаций).  Вам в своей работе, безусловно, надо подчеркивать свой юридический статус, поскольку в этом случае все действия,  предпринимаемые по отношению к вам, будут одновременно и действиями,  предпринимаемыми по отношению к организации,  которую вы представляете.  Шансы получить поддержку и защиту  возрастают.  Кроме того,  участники конфликта могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государство.

Степень участия  в  конфликте  может  быть  различной:  от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния  на ход конфликта.  Исходя  из этого выделяют:  основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.  Некоторые авторы вводят такое понятие, как "оппонент", что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны  - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если  в межличностном  конфликте один из участников заменяется новым,  то и конфликт  изменяется,  начинается  новый конфликт. Это  происходит потому,  что интересы и Часто в конфликте можно  выделить сторону,  которая первой начала конфликтные действия.  Ее называют инициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора.  Многие из  таких  конфликтов имеют многолетнюю  историю,  поэтому сложно бывает назвать тот  шаг, который стал причиной конфликта.

Часто выделяют  такую  характеристику оппонента,  как его  ранг, то есть уровень  возможностей  оппонента  по  реализации своих  целей  в конфликте,  "сила",  выражающаяся в сложности и влиятельности  его структуры и связей, его  физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности,  знания. Навыки и  умения,  его  социальный  опыт  конфликтного   взаимодействия. Это  широта его  социальных связей,  масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных потенциалов - физической силы, оружия и т.п.

Анализируя возможности  своего  поведения  в  предстоящем  конфликте, проранжируйте себя и  оппонента по указанным  характеристикам. Во время конфликта постарайтесь избегать тех стратегий, которые  помогут вашему противнику реализовать  те стороны, в которых он превосходит  вас по рангу.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы,  которые могут быть представлены отдельными индивидами,  группами  и т.д.  Они либо   активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть,  что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей,  исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники - субъекты,  которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

Предмет конфликта. Как мы отмечали ранее, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие,  как правило, в свою  пользу.  В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве  случаев  суть  противоречия в конфликте  не видна, не лежит на поверхности.  Участники конфликта оперируют  таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта - это объективно существующая или  воображаемая  проблема,  служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и  ради которого стороны вступают в  противоборство.

Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объект конфликта может  быть делимым и неделимым. Условием для конфликта  является  притязание хотя бы одной из сторон на неделимость  объекта,  желание считать его  неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо   изменять   не  только  его  объективные составляющие, но и субъективные.

Микро-  и  макросреда - условия,  в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной  ситуации, т.е.  те информационные модели конфликта, которые имеются у  каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

Мотивы  сторон -  это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,  так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Конфликтное  поведение  состоит из противоположно направленных действий оппонентов.  Этими  действиями  реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.  Чередование взаимных реакций, направленных  на  реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет  свои  принципы,  стратегию  и  тактики. Среди  основных  принципов  выделяются:  концентрация сил, координация  сил,  нанесение удара по  наиболее  уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

 

Причины возникновения  конфликтов

Совершенно очевиден тот  факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в  состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное  для их успешного разрешения и  уж тем более для предупреждения.

Существует четыре группы причин конфликтов:

 объективные

организационно- управленческие

социально-психологические

личностные

объективные 

 

субъективные


Объективные причины, как  правило, приводят к созданию предконфликтной  обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и  в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины  начинают действовать тогда. Когда  предконфликтная обстановка перерастает  в конфликт. Практически в любой  предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте  объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная  предпосылка для одних людей  конфликтогенна, для других - нет, поэтому  и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность  человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно  выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

  • естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
  • слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты  достоинства прибегать к конфликтному поведению.   В нашем обществе пока не разработаны эффективные стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных от  произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого  обжалования мало эффективна. Поэтому   подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций  такого   рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.
  • недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности  людей материальных и духовных благ.  То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере  конфликтов  между ними.  Основным  дефицитом  сегодня стали деньги. Если  в  организации  появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто  получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

Вторая группа объективных  причин конфликтов носит организационно-управленческий характер.  Этим причинам элемент субъективизма присущ  в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами.  Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов  заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать  или решает, структура создается под задачи. Однако добиться  идеального  соответствия структуры организации решаемым  задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных  связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой  должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных  руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

Информация о работе Причины конфликтного поведения