Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:38, контрольная работа
Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.
Структура конфликтов…………………………………...3
Участники конфликтов……………………………..3
Предмет конфликта…………………………………5
Объект конфликта…………………………………..5
Микро- и макросреда…………………………….....6
Мотивы сторон……………………………………...6
Конфликтное поведение……………………………6
Причины возникновения конфликта…………………….7
Список литературы………………………………………14
Третья группа причин имеет социально-психологический характер.
Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.
Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Скорее всего, вас уже знакомили с теорией Эрика Берна. Согласно этой теории, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими- начальник, с третьими - подчиненный. И т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего)
Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.
Выделяются три основных группы ролей:
Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания
Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует
Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
Когда руководитель общается
с подчиненным, то он ведет себя
как старший по отношению к
младшему. Если подчиненный так же
оценивает распределение ролей,
Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт.
Взаимодействие людей осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей. Допустим вы, работая корреспондентом, приходите брать интервью у директора предприятия. Естественно, он будет чувствовать себя в этих условиях хозяином, значит старшим, и относиться к вам, как к младшему. С другой стороны, вы абсолютно равны в своих гражданских правах. Более того, от журналиста зависит, в каком свете показать деятельность этого руководителя. И вы считаете старшим себя. Происходит дисбаланс, который может восприниматься как неуважение и даже оскорбление достоинства. С другой стороны, многими людьми с низким уровнем образованности и общей культуры, журналист воспринимается если не как бог, то уж во всяком случае, как начальник. В этом случае не стоит играть в демократию и пытаться общаться на равных. Вы только собьете с толку такого человека и процесс получения информации будет значительно затруднен. Об этом нужно помнить, работая с людьми. Ролевой уровень журналиста должен быть мобильным. Необходимо уметь подстраиваться под человека, с которым вы работаете. От этого зависит успех интервью. Не забывайте - вы всего лишь эпизод в его сложной жизни.
Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Вспомните древнюю притчу о слоне. В чем заключалась причина этого конфликта? В том, что каждый сумел оценить лишь часть проблемы и подошел к этой оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции была мотивированна тем, что по-своему каждый был прав. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет лишь часть более общей правды.
Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны и имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая разным жизненным опытом и знанием проблемы, они дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и придти к единому ее определению.
Типичной социально-
Анализ конфликтов показал, что чаще всего их причиной становится тот случай, когда человек берет за основу оценки не то, что достигнут, а то, что не удалось. Всем нам известен лозунг: "Давайте обсуждать то, что есть, а не то, чего нет". К сожалению, в жизни мы о нем забываем, оценивая других, но не забываем, оценивая себя, - отсюда и противоречие.
Существует и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; Желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие.
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Если говорить о причинах конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая
В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет - либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.
Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству, рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.
Еще одна психологическая
причина возникновения
Такую же злую шутку может сыграть с человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.
К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.
Охарактеризованные личностные причины возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень причин подобного рода
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: