Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Анализ результатов
Полученные результаты
важно сопоставить с
В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает
тогда, когда он придумал и
вылепил из пластилина что-то
очень простое, например шарик,
4-5 баллов ребенок
зарабатывает в том случае, если
он сделал сравнительно
6-7 баллов ребенку
ставится в том случае, если
он придумал что-то необычное,
но вместе с тем не
8-9 баллов ребенок
получает тогда, когда
10 баллов по этому
заданию ребенок может
Комментарии к методике
психодиагностики воображения. Способы
оценивания развитости воображения
ребенка младшего школьного возраста
через его рассказы, рисунки, поделки
выбраны не случайно. Данный выбор
соответствует трем основным видам
мышления, имеющимся у ребенка
этого возраста: наглядно-действенному,
наглядно-образному и словесно-
2.2 Методики исследования
воображения у детей с
При исследовании воображения у данной категории детей применимы методики, используемые и для детей с сохранным слухом. Однако существуют некоторые различия. Рассмотрим некоторые из методик.
Методика изучения творческого воображения (тест "Круги")
Цель работы: изучение
индивидуальных особенностей невербальных
компонентов творческого
Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.
Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.
Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".
Обработка результатов.
Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.
Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.
Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:
а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");
предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");
в) предметы, используемые
в научно-технической
г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");
д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).
Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.
Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.
За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:
а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);
б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);
в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).
Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:
1) по степени самостоятельности:
- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:
- конструктивные (творческие),
передающие необычные или
2) по степени обобщенности:
- конкретные рисунки, изображающие предметы;
- обобщающие ряд зрительных
представлений и образов;
3) по степени эмоциональности:
- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);
- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").
Интерпретация результатов.
Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.
Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.
Конструктивные (творческие)
рисунки являются результатом работы
фантазии, воображения. Именно эти рисунки
можно считать проявлением
Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.
Примечание: Так как исследуются дети с нарушением слуха, то у них будут преобладать конкретные рисунки, что характерно для детей данной категории. Время на выполнение задания также может быть увеличено.
Методика изучения творческого воображения.
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей творческого воображения.
Экспериментальный материал: любые три слова в сочетании, ранее не известном испытуемому (например: разбойник, зеркало, щенок; игра, слезы, радость), чистый лист бумаги, ручка, секундомер.
Описание методики: Испытуемого просят придумывать предложения таким образом, чтобы они включали все три заданных ему слова. Предложения записываются на листе чистой бумаги. Работа продолжается в течение 5 минут. По команде "Стоп" работа прекращается
Инструкция: "Я назову Вам три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова. Каждую фразу пишите с новой строки, разборчиво, чтобы можно было прочесть. По команде "Стоп" прекратите писать и переверните лист бумаги. Время работы 5 минут".
Фиксация результатов: Испытуемый пишет ответы на листе бумаги. Экспериментатор ведет анализ и подсчитывает коэффициент на том же листе.
Обработка результатов: Написанные предложения оцениваются по двум параметрам: коэффициенту творческого воображения и по количеству предложений.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми ниже критериями. Баллы оценки каждого предложения сводятся затем к коэффициенту творческого воображения - сумма баллов делится на количество предложений.
где К - коэффициент творческого воображения,
П - сумма баллов по всем предложениям,
М - количество предложений.
Оценка результатов: При подсчете коэффициента творческого воображения каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:
5 - остроумная, оригинальная комбинация;
4 - правильное логическое сочетание слов;
3 - пожалуй, и так можно;
2 - два слова связаны, а третье - нелогично;
1 - бессмысленное сочетание слов.
В случае, если все предложения объединены между собой обоснованными, а не случайными связями и получился оригинальный рассказ, то к коэффициенту творческого воображения можно добавить один балл. Кроме того, по этой методике можно оценить скорость протекания процессов мышления и широту активного словаря.
На практике бывает трудно
разграничить оценки "4" и "5".
Обычно оценка "5" ставится за сложносочиненные,
сложноподчиненные предложения, предложения
с прямой речью. Часто встречающиеся
в выборке предложения
Выводы: На основе сравнения индивидуальных результатов с результатами группы делается вывод об уровне развития творческого мышления.
Примечание: В оценке результатов детей с нарушением слуха по данной методике наблюдается оценка результата в три бала и ниже, в крайних случаях возможны и четыре бала, но чаще для слабослышащих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.