Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Файлы: 1 файл

Воображение.docx

— 141.68 Кб (Скачать)

Применение функционально-системного подхода, таким образом, позволяет  согласовать различия и противоречия в существующих взглядах на психологическую  природу «воображения» и рассматривать  его в сознательном творческом процессе как креативный синтез – комплекс операций, реализующих системообразующую  функцию и образующих новые системы различных уровней сложности.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. В 2 т.  М.: Педагогика. 1980. Т.1. – 230с. Т.2. –  287с. 

2. Анохин П.К. Принципиальные  вопросы общей теории функциональных  систем.// Принципы системной организации  функций. М.: Наука 1973, 315 с.

3. Анохин П.К. Узловые  вопросы  теории  функциональной  системы. М.: Наука, 1980. - 196 с. 4. Балл  Г.А. Теория учебных задач.  – М.: Педагогика, 1990. – 184с. 

5. Богданов А.А. Тектология. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. – 303с.

6. Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления /Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука. 1990. С.97-103.

7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж. 1996. – 388с.

8. Веккер Л.М.  Психические процессы.  В 3 т. Т.3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. – Л.:  Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 325с.

9. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 91с.

10. Голосовкер Я.Э.  Имагинативная эстетика//Символ, Париж, 1993, №23. С.73-130.

11. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления//Вопросы психологии. 1984, №1, С.114-119.

12. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. – 94с.

13. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. – 153с.

14. Кант И. Сочинения:  В 6 т. - М.: Мысль, 1966. Т.5. – 564с. –  М.: Просвещение, 1991. – 189с.

15. Коршунова Л.С.  Воображение  и его роль в познании.  –  М.:  МГУ, 1979. – 144с.

16. Коршунова Л.С., Пружинин  Б.И. Воображение и рациональность. - М.: МГУ, 1989. –182с.

17. Ломов Б.Ф. Методологические  и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с. 

18. Максименко С.Д.  Основи генетичноi  психологii. – К: НПЦ Перспектива, 1998. – 220с.

19. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Законы развития искусственных систем//Успехи современного естествознания, №5, 2004, Прил.№1. С.241-243.

20. Ортега-и-Гассет, Хосе. Две великие метафоры//Теория метафоры. М., 1990. С.68-81.

21. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 133с.

22. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: БГУ, 1977. –312с.  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.

24. Страхов И.В. Психология  воображения. Саратов, 1971. – 77с. 

25. Швалб Ю.М.  Психологические модели целеполагания.  Киев, СТИЛОС, 1997. - 236с. 26. Шрагина Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс//Дисс. ... канд. психол. наук, Киев, 1999. – 180с.

27. Шрагина Л.И. Логика воображения. – М.: Народное образование, 2001. – 190с. 

 

Воображение -- особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

 

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит  в том, что до сих пор нам  почти ничего не известно именно о  механизме воображения, в том  числе о его анатомо-физиологической  основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких  известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного  ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо  меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти. [9]

 

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Первое и важнейшее назначение воображения  как психического процесса заключается  в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт  труда (например, стол в завершенном  виде как готовое изделие), но и  его промежуточные продукты (в  данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы  создать стол).

 

Следовательно, воображение  ориентирует человека в процессе деятельности -- создает психическую  модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.[4]

 

Воображение тесно связано  с мышлением. Подобно мышлению, оно  позволяет предвидеть будущее. Так  же как и мышление, воображение  возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как  и мышление, оно мотивируется потребностями  личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление  той ситуации, при которой эти  потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как системы образов и понятий тесно связаны.

 

Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются  точному анализу. В этом случае в  действие приходят механизмы воображения.

 

Есть основания сделать  вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более  привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет  необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления--здесь  вступает в права фантазия.[9]

 

Ценность воображения  состоит в том, что оно позволяет  принять решения и найти выход. в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет  “перепрыгнуть” через какие-то этапы  мышления и все-таки представить  себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения  нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с  неполной информацией привела к  возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные  области, этот аппарат воображения  всегда будет полезен.[15]

 

Воображение выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о  прошлом, открывает будущее. Обладая  богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Рис.1 Пассивное и активное воображение.

 

В процессах воображения  мы можем различать разную степень  активности.

 

Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

 

Очень точное и детальное  описание такой работы воображения  даёт Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Пятнадцатилетний Петя Ростов находится  в партизанском отряде Денисова, ночь, на утро намечено нападение отряда на французскую колонну, Петя только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.

 

«Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, что он сидит на фуре, отбитой  у французов, что под ним сидит  казак Лихачёв и натачивает ему  саблю, что большое, чёрное пятно  направо -- караулка, и красное, яркое  пятно внизу налево -- догоравший костёр... но он ничего не знал и не хотел  знать этого. Он был в волшебном  царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое  чёрное пятно может быть точно  была караулка, а может быть была пещера, которая вела в самую глубь  земли. Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного  чудовища»... «Ожиг, жиг, ожиг, жиг...-- свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно-сладкий гимн... Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой... Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы -- но лучше и чище, чем скрипки и трубы,-- каждый инструмент играл своё и, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное».2

 

Эти музыкальные образы возникают и развиваются сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя не спит; он только дремлет, и поэтому он всё же может влиять на течение своих образов.

 

«Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь». И звуки слушались его. «Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее». И из неизвестной глубины поднимались  усиливающиеся, торжественные звуки».[20]

 

Явления сна и сновидений, окружённые таинственностью на протяжении многих веков, получили в работах  И. П. Павлова научное объяснение. И. П. Павловым было установлено, что  сон представляет собой разлитое торможение больших полушарий. Полное и глубокое торможение коры -- это  сон без сновидений; сновидения же вызываются работой групп клеток, оставшихся незаторможёнными. Дело в том, что торможение охватывает клетки коры постепенно и неодинаково глубоко; неравномерность распространения торможения заметно выступает в начальной стадии сна и в его последней стадии перед пробуждением. В нервных клетках, осуществляющих высшие психические функции, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, и эти клетки растормаживаются позже, чем клетки, осуществляющие функции первой сигнальной системы. Поэтому сновидения, представляющие собой деятельность незаторможённых групп клеток коры, бывают такими образными и вместе с тем фантастичными, лишёнными критического отношения к возникающим картинам.

 

Для сновидений характерно неестественное течение событий, появление  странных образов, представляющих собой  как бы фантастическую комбинацию реальных образов и предметов. Это есть результат необычного сочетания  функционирующих клеток вследствие неравномерной заторможенности  отдельных участков коры. В сновидениях  отсутствует преднамеренность и  сознательный контроль за течением представлений, поэтому сновидения рассматриваются  как крайняя степень пассивности  воображения.

 

В бодрствующем состоянии  деятельность воображения может  иметь самые различные степени  преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития, в творческой работе писателя, художника, учёного воображение становится процессом сознательного и активного  создания образов, отвечающих строго определённому  замыслу и удовлетворяющих столь  же строгим требованиям. Уменье преднамеренно  вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием развития воображения.[23]

 

Воссоздающее воображение.

 

Воссоздающим воображением называется построение образа объекта  в соответствии с описанием (или  чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии  описание какого-нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить  себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это  и есть деятельность воссоздающего  воображения.

 

Рассматривая плоскостной  чертёж машины, надо уметь совершенно отчётливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также  работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется «техническим воображением». Техническое воображение, необходимое  в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает уменье, глядя  на чертёж, мысленно «видеть» машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.

 

Особенно большую  роль играет воссоздающее воображение  при изучении таких наук, объекты  которых не могут быть знакомы  из личного опыта. Это относится  к ботанике, зоологии, географии, в  особенности же к истории; события  далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, можно представить себе только с  помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего  воображения, остаётся на уровне механического  запоминания слов.

 

Недостаточно, однако,-- о какой бы науке ни шла речь -- воображать себе что-нибудь. Задача заключается  не просто в том, чтобы вызвать  у себя какое-нибудь представление  изучаемого предмета, а в том, чтобы  создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие действительности.

 

Это возможно при наличии  двух условий:

 

1. Нужно уметь правильно  понимать те описания схемы,  чертежи, от которых отправляется  работа воображения.

 

Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уеть «читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа.

 

2. Нужно иметь достаточный  запас наглядных образов из  соответствующей области действительности.[8]

 

Без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения. Воссоздающее воображение имеет важнейшее  значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить  себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного  опыта и делает его знания конкретными  и живыми.

 

Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения  при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой  оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина  событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или  повесть, чем изучая учебник по истории  или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы -- лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи