Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Файлы: 1 файл

Воображение.docx

— 141.68 Кб (Скачать)

 

Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель -- узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,-- не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Уменье читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного  произведения пропускать описания. Это  вполне естественно: для человека с  «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и  ненужным.

 

Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах  идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую  развёртывает автор. Мало того. Чтобы  эта картина ожила, во многих случаях  необходимо дополнить зрительный образ  её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись  воображением в ту обстановку, в  которую хочет вас перенести  писатель, «пережить» ее.

 

Прочтите следующие  строчки из данного Тургеневым описания июльского утра:

 

«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить  на заре по кустам? Зелёной чертой ложится  след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст -- вас  так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи  и «кашки»; вдали стеной стоит  дубовый лес и блестит и  алеет на солнце; ещё свежо, но уже  чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий... Вот заскрипела телега... Звучный  лязг косы раздаётся за вами» И.С. Тургенев «Записки охотника».

 

Чтобы действительно  понять эти строчки, надо мысленно «увидеть»  и стену дубового леса, блестящую  и алеющую на солнце, и зелёный  след на побелевшей траве, надо мысленно «услышать» скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький  запах полыни и медовый запах  гречихи и «кашки», представить  свежесть утра и начинающую чувствоваться  близость жара, представить ощущение «томного» головокружения. Тогда  можно действительно пережить то, что пережили бы вы, «бродя на заре по кустам», т. е. действительно перенестись  в изображаемую ситуацию.

 

Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая  этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.[17]

 

Творческое воображение.

 

Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс  творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и  ценные продукты. Таково воображение  писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.

 

Творческое воображение -- процесс значительно более сложный  и трудный, чем воссоздающее воображение. Создать образы Онегина, Печорина или  Плюшкина несравненно труднее, чем  представить их себе и понять, читая  уже написанное произведение. Создать  новый образец машины несравненно  труднее, чем представить его  себе по готовому чертежу.

 

Нет такой области  творчества, где воображение не играло бы значительной роли.

 

Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Рабочий-стахановец, ломающий старые нормы  и достигающий огромного увеличения производительности труда, должен представить  себе, «создать в своём воображении», новое, наиболее рациональное расположение орудий труда, новые способы выполнения деятельности, новую расстановку  рабочей силы.

 

Легко понять, насколько  важно творческое воображение для  изобретателя, который ищет не отвлечённую  идею, а конкретную вещь -- машину, аппарат, прибор и т. д.; раньше, чем осуществить  своё изобретение в виде модели, он должен построить его «в голове», должен вообразить его. Воображение  изобретателя -- это техническое  воображение, но не воссоздающее техническое  воображение.

 

Не менее важно  воображение для учёного. Задумывая  эксперимент, учёный должен создать  в своём воображении такую  комбинацию условий, которая давала бы возможность проверить намечаемую им гипотезу или установленный им закон.

 

Создавая новые гипотезы и устанавливая новые законы, учёный также должен «дать полный простор  своему воображению». Не обладая гениальной силой воображения, Ньютон не пришёл бы к мысли вывести движение планет из движения брошенного камня или  снаряда и объяснить одной  причиной падение тел на Земле  и движение планет вокруг Солнца. Нет  такой науки, которая не требовала  бы воображения. Ленин подчёркивал  необходимость воображения даже в математике, самой отвлечённой  науке, указывая, что без воображения  невозможны были бы крупные математические открытия.

 

Нигде, однако, воображение  не имеет такого исключительного  значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. В науке  образы воображения являются лишь материалом, которым пользуется творческая мысль  учёного. В искусстве создание образов  является целью творчества; в образах  воплощает художник -- писатель, живописец, композитор, актёр -- свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества. Возьмём  в качестве примера работу воображения  у писателя.

 

Прежде всего надо отметить чрезвычайную яркость и  живость образов воображения  у больших художников слова. Образы эти в большинстве случаев  создаются ещё до начала процесса писания. Автор мысленно «видит»  своих героев и их поступки, «слышит» их разговоры, и ему остаётся только вдумываться в смысл событий, развёртывающихся перед его внутренним взором, производить отбор того, что должно войти в произведение, и возможно точнее описывать отобранное.

 

«Я не сочиняю содержание книги,-- говорил Диккенс,-- но вижу его  и записываю». Так же характеризовал процесс писания романа Гончаров: «Лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах; я слышу отрывки  их разговоров -- и мне часто казалось, что я это не выдумываю, а что  это всё носится в воздухе  около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться».

 

Конечно, писателю только кажется, что он не «сочиняет», не «выдумывает» своего произведения. Кажется же это, во-первых, потому, что образы обычно создаются ещё до процесса писания, а во-вторых, потому, что образы эти  по яркости и живости своей  приближаются к образам восприятия. Алексей Николаевич Толстой, отмечая  эту последнюю черту, говорит  о себе, что часто он, вспоминая, «путал бывшее и воображаемое».

 

Другая важнейшая  черта воображения писателя заключается  в том, что он не просто «видит»  и «слышит» своих героев, но, по выражению  А. Н. Толстого, «живёт вместе с ними». Писатель должен уметь вообразить себя своим собственным героем, поставить  себя на его место, пережить в воображении  его чувства.

 

Горький видел в этом самое важное отличие воображения  писателя от воображения учёного. «Работник  науки,-- писал он,-- изучая барана, не имеет надобности воображать себя самого бараном, но литератор, будучи щедрым, обязан вообразить себя скупым, будучи бескорыстным -- почувствовать себя корыстолюбивым стяжателем, будучи слабовольным -- убедительно изобразить человека сильной воли».

 

Можно сказать, что писатель наряду со зрительным и слуховым воображением должен иметь ещё эмоциональное  воображение, т. е. способность переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии  достаточного материала.[8] Накопление этого материала предполагает следующие  условия:

 

1. Высокое развитие  наблюдательности.

 

2. Тщательное и углублённое  изучение той области действительности, которую писатель изображает  в своём произведении.

 

3. Богатство собственной  эмоциональной жизни и в частности  высокое развитие эмоциональной  памяти, т. е. памяти на чувства,  дающей материал для эмоционального  воображения.

 

Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение  только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах  воплощается идейный замысел  творческого работника.

 

Идейная направленность, определяемая мировоззрением человека,-- основной двигатель творческого  воображения.[23]

 

Функции воображения.

 

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

 

Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

 

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

 

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

 

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий - способности выполнять  их в уме, манипулируя образами.

 

Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценки их правильности, процесса реализации.

 

С помощью воображения  мы можем управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность.

 

Известны также факты, свидетельствующие о том, что  с помощью воображения, чисто  волевым путем человек может  влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела (индийская йога).[4]

 

1.2 Развитие воображения  у детей

 

Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся  воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов.

 

Воображение формируется  у детей на базе их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым  обогащает и развивает его  воображение. Первые проявления воображения  можно наблюдать у детей трех лет. К этому времени у ребенка  накапливается некоторый жизненный  опыт, который дает материал для  работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей  имеет игра, особенно ролевая. Игра - зеркало окружающей людей жизни.[22]

 

Ошибочным является мнение, что у детей-дошкольников воображение  развито лучше, чем у школьников и взрослых - настолько оно ярко и живо. Яркость и живость еще  не означает богатство. Наоборот, воображение  детей бедно, т. к. они многого  не знают. Младший дошкольник с большим  интересом слушает сказки и затем  представляет их образы как реально  существующие явления.[11] Т. е. воображение  некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического  мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер -- это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.

 

Старший дошкольный и  младший школьный возраст характеризуются  активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и  творческого (благодаря которому создается  принципиально новый образ). Этот период -- сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

 

Их игры -- плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней  также является воображение. Когда  в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный  материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.[14]

 

Подростковый возраст  отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы  своего будущего. Его воображение  принимает более критические  формы. Он уже не верит в сказочные  чудеса. Воображение принимает форму  мечты как позитивной жизненной  перспективы. Подросток с помощью  воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем  воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью.[3] Творческое воображение в  этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки  испытывают наслаждение от творческого  созидания. Они с удовольствием  сочиняют стихи и музыку, импровизируют  танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко  не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы  науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи