Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
В качестве методологической
основы исследования
В литературе приводится целый ряд близких по смыслу определений понятия "Система" и связанных с ним терминов:
Система есть множество
связанных между собой
Элемент – неразложимый далее (в данной системе при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.
Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.
Целостность системы – это ее относительная независимость от среды и от других аналогичных систем.
Эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам элементов системы.
Все эти определения взаимосвязаны, одни уточняют смысл других [21].
Б.Ф.Ломов выделил два аспекта в системном подходе: системность психологического знания и системный характер психических процессов. Он исходил из того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира и выражают уникальное единство разнообразных качеств живых организмов. Психическое открывается как отражение действительности и как отношение к ней, как функция мозга и как регулятор поведения, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамически целое – система, функциональные компоненты которой онтологически неразделимы [17].
Под системной организацией
психологических объектов понимаются
элементы структуры, их уровневая
организация и выделение
При применении методологии,
основанной на системном подходе,
представителями практически
Главная проблема системного анализа – определение самой системы, выделение ее из окружающего. Основным критерием для такого выделения является рассмотрение системы со стороны целевого – функционального – назначения. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели [11].
Реализация принципов системного подхода в данном исследовании осуществляется путем рассмотрения феномена вербального образа как системы. Как понимать систему, чтобы использовать ее как методологический инструмент в формулировке новых задач исследования и понимании уже накопленных материалов?
П. К. Анохин отводил
решающую роль системообразующему фактору:
«Поиск и формулировка системообразующего
фактора определяет как само понятие
системы, так и всю стратегию
его применения в исследовательской
работе. Иными словами, принесет
ли пользу системный подход, будет
зависеть от того, насколько мы успешно
выделим системообразующий
1) какой результат должен быть получен?
2) когда именно должен быть получен результат?
3) какими
механизмами должен быть
4) как система убеждается в достаточности полученного результата? [3, с.25].
При этом, в соответствии
с классическим представлением
о системе, ее системное
Опираясь на законы развития
искусственных систем, в соответствии
с которыми любая искусственная
система создается для
Элемент (компонент) – исходная структурная единица, которую можно выделить на основании различных характерных признаков.
Свойство элемента (компонента) – количественная и\или качественная характеристика элемента, которая проявляется при его взаимодействии с другими элементами.
Системообразующий фактор – это субъективная потребность (замысел), которую нужно удовлетворить с помощью создания новой системы.
Система – комплекс взаимодействующих элементов, предназначенных для выполнения основной функции и создающих своим объединением новое системное свойство.
Системное свойство – свойство системы, возникающее при взаимодействии свойств элементов, составляющих систему и обеспечивающих ей возможность выполнять основную функцию.
Системный эффект – результат
действия системного свойства созданной
системы, удовлетворяющего субъективную
потребность –
Системообразующая функция
– действия, которые создают из
отдельных элементов систему, обладающую
необходимым системным
(Значения понятий
поясним упрощенно на
1. мог находиться в воздухе – обладал подъемной силой;
2. мог перемещаться в воздухе – имел двигатель для горизонтального перемещения;
3. мог перемещаться в нужном направлении – имел орган управления.
Выбираем элементы, которые
могут обеспечить нам эти возможности.
Так, подъемной силой обладают теплый
воздух, легкие газы (водород, гелий), крыло.
Перемещаться горизонтально по воздуху
можно под действием ветра
или двигателя (винтового или
ракетного). Управлять полетом можно
с помощью рулей или
Каждый из названных элементов обладает свойством, которое проявляется только во взаимодействии с другим объектом. Так, например, теплый воздух обладает подъемной силой до тех пор, пока температура окружающего воздуха ниже его собственной температуры. Винтовой двигатель или рули могут работать только в воздушной среде определенной плотности, и т.д.
Объединяя разные элементы в группы, получим различные системы с конкретными системными свойствами: теплый воздух или легкий газ, помещенные в оболочку, позволят нам создать воздушный шар или дирижабль; крыло и винт – винтовой самолет; крыло и ракетный двигатель – реактивный самолет, и т. д. Проявление каждого конкретного системного свойства позволит получить определенный системный эффект, реализующий потребность – системообразующий фактор.
Действия, которые создают
систему из отдельных элементов,
обладающую необходимым системным
свойством, которое преобразует
системообразующий фактор (потребность,
замысел) в системный эффект (результат),
выполняет системообразующая
Применим данные понятия
к процессу конструирования вербального
образа. В нашем исследовании под
функцией (назначением) вербального
образа будем понимать передачу такой
информации об объекте (явлении, состоянии),
которая вызывает системный эффект
– эмоционально-смысловую
Автор данной работы проанализировала творческий процесс конструирования вербального образа – с позиций системного подхода – с помощью методик «Создать образ незнакомого слова», «Ассоциативная продуктивность» и модифицированного варианта невербального теста Торренса. В ходе исследования была раскрыта психологическая структура этого процесса, в состав которого входят понимание «содержания» образа, возникновение замысла и реализация замысла. Определены содержательные компоненты, используемые при конструировании образа, и основные мыслительные приемы, применяемые при его создании: комбинирование, аналогизирование, трансформации. Было показано, что процесс конструирования вербального образа неизвестного объекта содержит в себе компоненты, присущие творческому процессу: эмоциональную вовлеченность, последовательность фаз и характерные приемы мышления. В результате их взаимодействия появляется продукт – вербальный образ, который обладает субъективной новизной и поэтому может, в частности, рассматриваться в качестве «единицы вербальной креативности» [26].
Экспериментально показано, что для разработки вербального образа требуется эмоциональная «увлеченность материалом». Выявлена связь между способностью к продуцированию ассоциаций и способностью конструировать вербальные образы. Установленные взаимосвязи между показателями визуального и вербального тестов подтверждают единство образных и вербально-понятийных компонентов в процессе функционирования «воображения».
Результаты исследования позволили сделать выводы:
1. Процесс конструирования
вербального образа
а) порождение его значения (семантизация) – возникновение замысла, и
б) разработку – подбор деталей (элементов), которые непосредственно и создают образ, в результате чего происходит реализация замысла.
2. Основные психологические
компоненты, которые обеспечивают
реализацию замысла –
а) взаимосвязанные
б) эмоционально-оценочное отношение к создаваемому образу;
в) актуальные знания (элементы «содержания»);
г) мыслительные приемы (комбинирование, аналогизирование, трансформации), c помощью которых субъект преобразует имеющиеся у него знания и конструирует нужный ему образ.
3) Способность к конструированию
вербального образа
В результате взаимодействия этих компонентов появляется продукт – система «вербальный образ», который обладает субъективной новизной [26].
В терминах функционально-системного
подхода процесс
То есть, чтобы такая
реакция «состоялась», должны быть
выполнены «управленческие-