Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его  особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения  у детей с общим недоразвитием  речи. 26
ГЛАВА 2.  Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….  
32
2.2. Анализ результатов  изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..  
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список  литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50
 

 

Введение 

     Проблема  развития воображения детей дошкольного  возраста привлекает к себе пристальное  внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

     В психологической литературе имеются  различные точки зрения на происхождение  и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж.Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).

     Другая  группа исследователей считает, что  генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

     Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

     В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения  у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

     С.Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически  не рассматривалась.

     Развитию  детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в  развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

     В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи  речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е., 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает  неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

     Для детей с общим недоразвитием  речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная  его устойчивость, ограниченные возможности  распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти, воображения и мышления. Поэтому проблема особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной.

     Проблема  исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Основная  цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.

     Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Гипотеза исследования:

     В основу работы было положено предположение о том, что речевая патология и особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказываются на формировании воображения, приводя к качественным и количественным отклонениям в его развитии.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом были поставлены следующие  задачи исследования:

     1. Изучение научной литературы по теме исследования.

     2. Экспериментальное изучение особенностей воображения детей с общим недоразвитием речи.

     3. Выявление особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Теоретико-методологическая основа исследования: Выготский Л.С., Люблинская А.А., Мухина В.С., Немов Р.С., Эльконин Д.Б. в области исследования воображения, Власенко И.Т., Глухов В.Н., Левина Р.Е. в области психолого-педагогических особенностей детей с общим недоразвитием речи.

     Методы  исследования:

  • теоретический анализ проблемы;
  • констатирующий эксперимент, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения;
  • методы качественного и количественного анализа данных.

     Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

      глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 

     1.1. Воображение, его особенности, виды и функции  

     Сложность выявления специфики воображения  обусловлена тем, что оно тесно  переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию  существования воображения как  особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

     Обратимся к определениям, которые имеются  в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”. [4]

     Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как  известные ранее, так и приобретенные  заново данные. [5]

     “Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”. [30]

     “Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”. [26]

     Подобное  можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. [26]

     Как видно, существенным признаком воображения  считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно, потому что нельзя тогда  провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

     Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение  к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение  создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

     Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных  для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

     Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

       У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

     1. Активное воображение – характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек  по собственному желанию, усилием  воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антиципирующее [24].

     Воссоздающее воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет.

     Творческое  воображение – вид воображения, направленного на создание новых  общественно значимых образов, составляющего  основу творчества. Творческое воображение- это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию [20].

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи