Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50
1)
снижение мотивации в
2)
снижение познавательных
3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;
4) отсутствие целенаправленности в деятельности;
5)
несформированность
6) сложность в создании воображаемой ситуации;
7)
недостаточную точность
8)
непрочность связей между
9)
недостаточную
ГЛАВА
2. Изучение особенностей
воображения детей старшего
дошкольного возраста
с общим недоразвитием
речи
2.1.
Диагностика особенностей
воображения у детей
старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи
В данной части нашего исследования содержится описание организации и методики проведения эксперимента - целью которого было изучение особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для эксперимента нами была подобрана методики, целью которых было изучение творческого воображения на основе придумывания, влияния связи воображения и связной речи (на материале творческого рассказывания) на творческое воображение,
Для решения задачи, сказок, была проведена методика: "Изучение творческого воображения".
"Изучение творческого воображения" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Были несколько картинок доступного для ребенка содержания. И материал для словесного творчества (тема сказки, ее план, начало, причем начало темы эмоционально насыщенно, доступно для ребенка и содержит проблемную ситуацию) [34].
Проводилось два варианта исследования:
I
- Ребенка просили сочинить
II
- Ребенку последовательно
Оценивалась оригинальность каждой сказки по следующим показателям: 1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие его названию, плану или картинке, героям; 2. Характер переработки и преобразования образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций; 3. Полнота и детализация изложения; 4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций; 5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки; 6 . Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.
Творческое воображение на основе придумывания сказок делится на:
-высокий уровень - ребенок набрал от 21 до 30 баллов.
-средний уровень - ребенок набрал от 11 до 20 баллов.
-низкий уровень - ребенок набрал от 1 до 10 баллов.
Каждый из показателей оценивается в баллах, за насыщенный показатель 5 баллов, чем меньше насыщенность показателя - тем меньше балл. Максимальное число баллов - 30.
Для влияния связи воображения и связной речи (на материале творческого рассказывания) на творческое воображение, была проведена методика: "Изучение связной речи и воображения дошкольников, на материале творческого рассказывания детей".
"Изучение связной речи и воображения дошкольников, на материале творческого рассказывания детей" (Г.А. Урунтаева)[34]. Ребенку с перерывом в несколько дней предлагалось: 1. Придумать сказку "Как заблудился маленький гном" начало сказки: "В домике на краю леса жил ежик. Каждое утро он выходил на прогулку. И вот однажды..." предлагаются ребенку 2 - 3 открытки с животными; 2. Придумать сказку вместе со взрослым, который начинает, а малыш продолжает; 3. Придумать сказку с определенными героями.
Перед ребенком кладутся картинки по очереди и говорится: "Придумай сказку с этими героями, (воробей, лиса, мальчик с собакой) (приложение 2)». Для оценки результатов особенностей воображения использовались показатели:
1.
Сюжет сказки: бытовой, сказочный,
приключенческий. Количество
2. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки. Логическая завершенность сказки свидетельствует о том, насколько ребенок понимает и устанавливает взаимосвязь воображаемых событий и их связь с реальностью
3.
Количество главных и
4.
Наличие описаний внешнего
5. Эмоциональность описания: использует ли ребенок оценочные суждения (хороший, плохой, красивый) и соответствующие суффиксы или включает себя в качестве действующего лица в сказку? Эмоциональность характеризует активность малыша в процессе создания образов.
6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована и, значит, осознана.
7. Связь сказки с приобретенным опытом, знаниями (источники воображения: прочитанные книги, телевизионные программы, опыт собственной деятельности и пр.), говорит о связи воображения ребенка с действительностью. (Каждый из показателей оценивался по пятибалльной системе по насыщенности показателей).
Для оценки результатов особенностей речи использовались показатели:
1.
Связанность и
2.
Виды предложений (простые,
3. Прямая и косвенная речь, диалоги.
4. Словарь: соотношение разных частей речи.
5.
Согласование слов в
6. Использование предложений с второстепенными и однородными членами.
7. Выразительность речи (интонация, темп, ритм, сила голоса), богатство и разнообразие мимики, жестов - пантомимы. (каждый из показателей оценивается по пятибалльной системе по насыщенности показателя).
Максимальное
количество баллов по воображению и
связи речи - 70 баллов. В этой методике
связная речь и воображение ребенка
(на материале творческого
-высокий уровень - 60 и 70 баллов
-средний уровень - 50 баллов
-низкий уровень - 30 и 40 баллов.
Для обследования влияния воображения в словесном творчестве на творческое воображение, была проведена одна методика: "Изучение воображения в словесном творчестве".
"Изучение
воображения в словесном
1 . Ребенок должен был сначала попробовать придумать начало сказки про зайчонка (перед ребенком лежат картинки с зайчонком) и что произошло с другим зайчонком (но без первой картинки) (приложение 3).
2
. Ребенок должен придумать
3. Ребенок должен придумать сказку по теме (о приключениях маленького медвежонка);
4. Ребенок должен придумать сказку по названию "Помощница".
5. Ребенок должен придумать сказку на собственную тему. Во всех сериях участвуют одни и те же дети.
Серии проводятся с интервалом в 6 дней.
В этой методике воображение в словесном творчестве делится на:
-высокий уровень - ребенок поучил 4 или 5 баллов.
-средний уровень - ребенок получил 3 балла.
-низкий уровень - ребенок получил 1 или 2 балла.
Количество баллов ставилось за:
-5 баллов - Ребенок сочинил сказки оригинальные, необычные явно свидетельствующие о незаурядной фантазии и о богатом воображении, содержание сказок необычно, хорошо проработаны образы персонажей.
-4 балла - Ребенок сочинил сказки оригинальные, с фантазией, эмоциональные и красочные, хотя содержание не является совсем новым, но образы героев проработаны хорошо.
-3
балла - Ребенок сочинил сказки,
но содержание их не новое,
образы героев проработаны
-2 балла - Ребенок сочинил сказки самые простые, короткие, не оригинальные и в них слабо просматривается фантазия ребенка, образы героев проработаны слабо.
-1 балл - Ребенок так и не смог придумать сказки.
Для определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы нами была использована методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [10].
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (КОР): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
После
проведения этих методик можно сделать
вывод об особенностях воображения
детей с общим недоразвитием речи.
2.2.
Анализ результатов
изучения особенностей
воображения у
детей старшего
дошкольного возраста
с общим недоразвитием
речи