Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, при выявлении особенностей творческого воображения оказалось, что для детей с общим недоразвитием речи характерен уровень развития творческого воображения ниже среднего. У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности создания воображаемой ситуации, низкий уровень развития комбинаторных навыков, гибкости и оригинальности. Одной из причин этому может являться низкий уровень развития речи и представлений об окружающем мире. 

 

Заключение 

     Формирование  творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире разными способами. Развитие воображения у ребенка зависит от сформированности мышления и речи, от практического опыта ребенка, сформированности представлений о предметах. Дошкольник живет в мире фантазии, в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение присутствует во всех видах деятельности ребенка. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения дошкольников.

       Только к пяти - семи годам образы становятся достаточно динамичными, яркими, многоплановыми. Воображение начинает превращаться в произвольные процесс. На основе воссоздающего воображения складывается творческое.

     Старший дошкольник при создании оригинальных образов уже чувствует границы сказочного и реального. В этот период воображение находит опору в речи, появляются игры с воображаемым планом. Сюжетно - ролевая игра представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется способность в плане образов - представлений. Резко возрастает творческая важная способность в плане образов - представлений. Резко возрастает творческая активность в самых разных областях, благодаря чему богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки. Придумывание сказок и историй становится особым видом словесного творчества.

     Воображение ребенка формируется и развивается  в разных видах деятельности. Воображение играет важную роль в развитии детей. Данное положение особенно важно учитывать при нарушенном ходе развития. Проблема изучения особенностей воображения детей с общим недоразвитием речи представляет особый интерес.

     Анализ  литературных источников показал, что  данная проблема является недостаточно разработанной. В основу работы было положено предположение о том, что речевая патология и особенности психического развития отрицательно сказываются на формировании воображения.

     После проведения нами констатирующего эксперименты, было выявлено, что  для детей с общим недоразвитием речи характерен уровень развития творческого воображения ниже среднего. У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности создания воображаемой ситуации, низкий уровень развития комбинаторных навыков, гибкости и оригинальности. Одной из причин этому может являться низкий уровень развития речи и представлений об окружающем мире. 

 

      СПИСОК Литературы 

     
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов. М., 2003
  2. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// ж. Вопросы психологии - 1995, №5.
  3. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность - М - 1968.
  4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / под ред. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М - 1995.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М - 1991.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970
  7. Детская психология / под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. и др. - Минск - 1988.
  8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М - 1994.
  9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
  10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М - 1984.
  11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
  12. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии - 1987, № 1.
  13. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти. // Вопросы психологии - 1995, № 1.
  14. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004.
  15. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
  17. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
  18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001
  19. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
  20. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М - 1979.
  21. Люблинская А.А. Детская психология. - М - 1971.
  22. Мухина В.С. Детская психология. / под ред. Венгера Л.А. - М - 1985.
  23. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М - 1975.
  24. Немов Р.С. Психология - М - 1998 - в трех книгах.
  25. Неудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. Курс лекций. - Вып. 1 - М - 1978.
  26. Общая психология / под ред. Петровский А.В. - М - 1986.
  27. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6
  28. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986
  29. Практикум по возрастной и педагогической психологии / сост. Даниловой Е.Е., под ред. Дубровской И.В. - М - 1998.
  30. Психология / под ред. Крутетского В.А. - М - 1974.
  31. Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Урунтаева Г.А. - М - 1997.
  32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль - 1997.
  33. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. / под ред. Урунтаевой Г.А. - М - 1995.
  34. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. Практикум. - М - 1997.
  35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. - М - 1997.
  36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М - 1989.

 

      Приложение 1

     Список  экспериментальной  и контрольной  групп 

Экспериментальная группа Контрольная группа
№ п/п Фамилия, имя ребенка № п/п Фамилия, имя ребенка
1. Владимир Г. 1. Кристина П.
2. Тимур Ж. 2. Станислав О.
3. Екатерина З. 3. Максим Н.
4. Анастасия К. 4. Алина Н.
5. Сергей Л 5. Наталья Н.
6. Максим М. 6. Анна С.
7. Никита Г. 7. Даниил Ш.
8. Ирина К. 8. Карина М.
9. Анна Г. 9. Софья М.
10. Антон Т. 10. Денис Н.
 
 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи