Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50
Отсюда видно, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Из этого следует, что в каждый период детства (детского развития) творческое воображение работает особенным образом, свойственным определенной степени развития, на которой стоит ребенок. А само воображение зависит от опыта, а опыт (ребенка) складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Своими традициями процесс творчества у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, а воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого. До сих пор существовало и существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и согласно этому взгляду, по мере развития ребенка, его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. А опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. А интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношение его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.
Воображение
у ребенка, как уже из этого
ясно, не богаче, а беднее, чем воображение
взрослого человека; в процессе развития
ребенка развивается и
Ребенок относится критически к своим рисункам, детские символы перестают удовлетворять, он приходит к убеждению, что он не умеет рисовать, и оставляет рисование. Такое свертывание происходит потому, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рассказам. И такая двойственность делает воображение сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. Паскаль называл воображение лукавым учителем. Гете называл его предтечей разума. И тот и другой были одинаково правы. В детском возрасте мы большинство встречаемся с вундеркиндами (чудо - детьми) чаще всего по: музыке, художеству и др. Но от этих следов будущей гениальности еще очень далеко до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, за долю предвещающие грозу, являются указанием на будущий расцвет этой деятельности. А создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
Таким
образом, анализ литературных источников
показал что: воображение играет важную
роль в развитии детей. Данное положение
особенно важно учитывать при нарушенном
ходе развития. Проблема изучения творческого
воображения детей с общим недоразвитием
речи представляет особый интерес.
1.3.
Особенности воображения
у детей с общим недоразвитием
речи
Физиологической
основой воображения является сложная
аналитико-синтетическая
В логопедии исследования воображения у детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и о значительной роли речевого фактора в развитии воображения (М.М.Нудельман, С. К. Сиволапов, Н.А. Цыпина).
Творчество — это всегда создание чего-то нового, неизвестного и в этом смысле оно противоположно тому, что уже познано. Но прежде чем создавать что-либо новое, необходимо создать это новое в воображении. Речь по своей сути является творческим процессом, прежде всего в силу своей ориентированности на постоянно меняющуюся ситуацию.
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а общее недоразвитие речи приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы [26].
Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам; по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.
Согласно данным Е.П. Торренса, пик воображения приходится на возраст от 3, 5 до 4, 5 лет, оно также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает новый толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат) [4].
Дж. Гилфорд в своих исследованиях установил такие показатели креативности: беглость (легкость, продуктивность) — этот показатель характеризует беглость творческого воображения и определяется общим числом ответов; гибкость — характеризует изменчивость воображения, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов; оригинальность — характеризует оригинальность, своеобразие творческого воображения, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
Становление воображения проходит в четыре этапа.
I
этап (до 3 лет). Воображение существует
внутри других психических
II
этап (3 года). Происходит становление
словесных форм воображения.
III
этап (4—5 лет). Ребенок начинает
составлять в уме план
IV этап (6— 7 лет). Воображение приобретает активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, для них характерны содержательность и специфичность. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает нтериоризированное воображение, исчезает необходимость во внешних опорах. Появляются элементы творчества [32].
В.П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (общим недоразвитием речи) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.
Воображение детей с общим недоразвитием речи формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, Овчинниковой Т. С. были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воображение у старших дошкольников с общим недоразвитием речи оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с общим недоразвитием речи отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности.
Это объясняется тем, что у детей с общим недоразвитием речи бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с общим недоразвитием речи при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты — солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты).
Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с общим недоразвитием речи гораздо ниже, чем у здоровых.
Творческий коэффициент выполнения задания у детей с общим недоразвитием речи составляет 31%, тогда как у здоровых детей — 60 %. Для определения творческого коэффициента Овчинниковой Т.С. была использована стандартизированная методика, где надо было модифицировать различные фигуры. Так, в группе детей с общим недоразвитием речи геометрическая фигура «круг» была модифицирована в лицо, мяч, шар, улитку (оригинальных ответов — четыре). У здоровых детей эта же фигура вызвала значительно больше ассоциаций: солнце, лицо, колесо, конфета, шар, яблоко, снеговик, спутник, морда кошки (всего девять). Дети с общим недоразвитием речи в прямоугольнике увидели четыре образа: шкаф, дом, машину, человека. У здоровых детей прямоугольник ассоциировался с забором, паровозом, кроватью, машиной, диваном, домом, ковром-самолетом (восемь наименований).
У детей с общим недоразвитием речи было 54 оригинальных ответа, а в группе здоровых детей — 78, причем эти ответы были разнообразны и часто неожиданны, в них отображался более богатый ряд представлений, обозначенных словом.
Поданным О.М.Дьяченко (2001), познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей с общим недоразвитием речи познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей — 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с общим недоразвитием речи отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас.
Таким образом, можно выявить специфические особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи: