Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

     Отсюда видно, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Из этого следует, что в каждый период детства (детского развития) творческое воображение работает особенным образом, свойственным определенной степени развития, на которой стоит ребенок. А само воображение зависит от опыта, а опыт (ребенка) складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Своими традициями процесс творчества у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, а воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого. До сих пор существовало и существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и согласно этому взгляду, по мере развития ребенка, его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. А опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. А интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношение его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

     Воображение у ребенка, как уже из этого  ясно, не богаче, а беднее, чем воображение  взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у  взрослого человека. Ребенок может  вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Но кроме того, что у ребенка беднее материал из которого строится воображение, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из этого следует, что воображение у ребенка обладает реальностью элемента, из которых оно строится. И еще есть переходный возраст, который характеризуется в целом ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. И именно это обуславливает то, что сам возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. Что деятельность воображение в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление или как правило, исчезает пристрастие к рисованию и рисовать далее продолжают только одиночки - одаренные в рисовании или побуждаемые к нему внешними условиями (например, специальные занятия рисованием и т.д.).

     Ребенок относится критически к своим  рисункам, детские символы перестают  удовлетворять, он приходит к убеждению, что он не умеет рисовать, и оставляет  рисование. Такое свертывание происходит потому, что у ребенка пропадает  интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рассказам. И такая двойственность делает воображение сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. Паскаль называл воображение лукавым учителем. Гете называл его предтечей разума. И тот и другой были одинаково правы. В детском возрасте мы большинство встречаемся с вундеркиндами (чудо - детьми) чаще всего по: музыке, художеству и др. Но от этих следов будущей гениальности еще очень далеко до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, за долю предвещающие грозу, являются указанием на будущий расцвет этой деятельности. А создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

     Таким образом, анализ литературных источников показал что: воображение играет важную роль в развитии детей. Данное положение особенно важно учитывать при нарушенном ходе развития. Проблема изучения творческого воображения детей с общим недоразвитием речи представляет особый интерес.  

     1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи 

     Физиологической основой воображения является сложная  аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных  связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением.

     В логопедии исследования воображения у детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и о значительной роли речевого фактора в развитии воображения (М.М.Нудельман, С. К. Сиволапов, Н.А. Цыпина).

     Творчество  — это всегда создание чего-то нового, неизвестного и в этом смысле оно противоположно тому, что уже познано. Но прежде чем создавать что-либо новое, необходимо создать это новое в воображении. Речь по своей сути является творческим процессом, прежде всего в силу своей ориентированности на постоянно меняющуюся ситуацию.

     Развитию  детского воображения весьма способствует усвоение речи, а общее недоразвитие речи приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы [26].

     Продукт творческого воображения можно  оценивать по двум параметрам; по его  оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к  проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию  различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.

     Согласно  данным Е.П. Торренса, пик воображения приходится на возраст от 3, 5 до 4, 5 лет, оно также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает новый толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат) [4].

     Дж. Гилфорд в своих исследованиях установил такие показатели креативности: беглость (легкость, продуктивность) — этот показатель характеризует беглость творческого воображения и определяется общим числом ответов; гибкость — характеризует изменчивость воображения, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов; оригинальность — характеризует оригинальность, своеобразие творческого воображения, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

     Становление воображения проходит в четыре этапа.

     I этап (до 3 лет). Воображение существует  внутри других психических процессов,  в них закладывается его фундамент.  Образы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

     II этап (3 года). Происходит становление  словесных форм воображения. Анализ  делается более дифференцированным, появляется преобразование и  комбинирование образов представлений.  Отмечается отрыв условного действия  от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь, поэтому недоразвитие речи оказывает огромное влияние на развитие воображения на донном этапе. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других. Воображение становится самостоятельным процессом.

     III этап (4—5 лет). Ребенок начинает  составлять в уме план предстоящих  действий. Усиливаются элементы  самостоятельного построения ролевой  игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Так как при общем недоразвитии речи главными показателями являются бедность словарного запаса, неумение правильно воспроизводить свои мысли в фразе, ребенок затрудняется в воспроизведении своих мыслей в речи.

     IV этап (6— 7 лет). Воображение приобретает  активный характер. Воссоздаваемые  образы выступают в различных  ситуациях, для них характерны содержательность и специфичность. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает нтериоризированное воображение, исчезает необходимость во внешних опорах. Появляются элементы творчества [32].

     В.П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (общим недоразвитием речи) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

     Воображение детей с общим недоразвитием речи формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, Овчинниковой Т. С. были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Воображение у старших дошкольников с общим недоразвитием речи оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с общим недоразвитием речи отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности.

     Это объясняется тем, что у детей  с общим недоразвитием речи бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с общим недоразвитием речи при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты — солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты).

     Показатель  оригинальности, который характеризует  уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с общим недоразвитием речи гораздо ниже, чем у здоровых.

     Творческий  коэффициент выполнения задания  у детей с общим недоразвитием речи составляет 31%, тогда как у здоровых детей — 60 %. Для определения творческого коэффициента Овчинниковой Т.С. была использована стандартизированная методика, где надо было модифицировать различные фигуры. Так, в группе детей с общим недоразвитием речи геометрическая фигура «круг» была модифицирована в лицо, мяч, шар, улитку (оригинальных ответов — четыре). У здоровых детей эта же фигура вызвала значительно больше ассоциаций: солнце, лицо, колесо, конфета, шар, яблоко, снеговик, спутник, морда кошки (всего девять). Дети с общим недоразвитием речи в прямоугольнике увидели четыре образа: шкаф, дом, машину, человека. У здоровых детей прямоугольник ассоциировался с забором, паровозом, кроватью, машиной, диваном, домом, ковром-самолетом (восемь наименований).

     У детей с общим недоразвитием речи было 54 оригинальных ответа, а в группе здоровых детей — 78, причем эти ответы были разнообразны и часто неожиданны, в них отображался более богатый ряд представлений, обозначенных словом.

     Поданным  О.М.Дьяченко (2001), познавательное воображение  формируется к шести годам  благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью  слова. У детей с общим недоразвитием речи познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей — 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с общим недоразвитием речи отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас.

     Таким образом, можно выявить специфические особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи:

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи