Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

     Нами  было создано 2 группы: одна – экспериментальная (дети с ОНР), с которой проводилась исследовательская работа, вторая – контрольная (дети с нормальной речью). (приложение 1)

     При обследовании  творческого воображения  мы получили результаты отображенные в таблице 2.

     Таблица 2

     Изучение творческого воображения

Экспериментальная группа Контрольная группа
Фамилия, имя ребенка Результаты Фамилия, имя ребенка Результаты
1. Владимир Г. низкий 1. Кристина П. высокий
2. Тимур Ж. средний 2. Станислав О. высокий
3. Екатерина З. низкий 3. Максим Н. высокий
4. Анастасия К. средний 4. Алина Н. высокий
5. Сергей Л средний 5. Наталья Н. высокий
6. Максим М. низкий 6. Анна С. высокий
7. Никита Г. средний 7. Даниил Ш. высокий
8. Ирина К. средний 8. Карина М. средний
9. Анна Г. низкий 9. Софья М. высокий
10 Антон Т. средний 10. Денис Н. высокий
 

     Результаты  обследования методики на изучение творческого воображения на основе придумывания сказок, занесены в 3 таблицу.

     Таблица3

Категория детей ОНР III уровень Нормальное  речевое развитие
Высокий уровень   90%
Средний уровень 60% 10%
Низкий  уровень 40%  
 

     Большинство детей с ОНР III уровня и 10% детей с нормальным речевым развитием набрали от 11 до 20 баллов. 40% детей с ОНР III уровня набрали от 1 до 10 баллов. 90% с нормальной речью набрали от 21 до 30 баллов (Рис. 1).

     

     Рис. 1 Результаты обследования творческого воображения 

     При изучении связной речи и воображения дошкольников, на материале творческого рассказывания детей мы получили результаты отображенные в таблице 4.

     Таблица 4

     Изучение  связной речи и  воображения дошкольников, на материале творческого рассказывания детей

Экспериментальная группа Контрольная группа
Фамилия, имя ребенка Результаты Фамилия, имя ребенка Результаты
1. Владимир Г. низкий 1. Кристина П. высокий
2. Тимур Ж. средний 2. Станислав О. высокий
3. Екатерина З. низкий 3. Максим Н. высокий
4. Анастасия К. средний 4. Алина Н. высокий
5. Сергей Л средний 5. Наталья Н. высокий
6. Максим М. низкий 6. Анна С. высокий
7. Никита Г. средний 7. Даниил Ш. высокий
8. Ирина К. средний 8. Карина М. средний
9. Анна Г. низкий 9. Софья М. высокий
10 Антон Т. средний 10. Денис Н. высокий
 

     Результаты  обследования связной речи и воображения  занесены в 5 таблицу.

     Таблица 5

Категория детей ОНР III уровень N
Высокий уровень   90%
Средний уровень 60% 10%
Низкий  уровень 40%  
 

     Большинство детей с ОНР III уровня и 10% детей с нормальным речевым развитием сумели набрать 50 баллов. 40% детей с ОНР III уровня сумели набрать только 30 и 40 баллов. 90% с нормальной речью набрали 60 и 70 баллов (Рис. 2).

     

     Рис. 2 Результаты обследования связной речи и воображения 

     Для обследования влияния воображения в словесном творчестве на творческое воображение, была проведена одна методика: "Изучение воображения в словесном творчестве". (Таблица 6)

     Таблица 6

     Изучение  воображения в словесном творчестве

Экспериментальная группа Контрольная группа
Фамилия, имя ребенка Результаты Фамилия, имя ребенка Результаты
1. Владимир Г. низкий 1. Кристина П. высокий
2. Тимур Ж. средний 2. Станислав О. высокий
3. Екатерина З. низкий 3. Максим Н. высокий
4. Анастасия К. средний 4. Алина Н. высокий
5. Сергей Л средний 5. Наталья Н. средний
6. Максим М. низкий 6. Анна С. высокий
7. Никита Г. средний 7. Даниил Ш. высокий
8. Ирина К. средний 8. Карина М. средний
9. Анна Г. низкий 9. Софья М. высокий
10 Антон Т. средний 10. Денис Н. высокий
 

     Результаты  обследования воображения в словесном  творчестве занесены в 7 таблицу.

     Таблица 7

Категория детей ОНР III уровень N
Высокий уровень   80%
Средний уровень 60% 20%
Низкий  уровень 40%  
 

     Большинство детей с ОНР III уровня и 20% детей с нормальным  речевым развитием получили 3 балла. 40% детей с ОНР III уровня, получили только 1 или 2 балла. 80% с нормальной речью получили 4 или 5 баллов  (Рис. 3).

      

     Рис. 3 Результаты обследования воображения в словесном творчестве

     Для обследования уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы нами была проведена методика «Дорисовывание фигур» (Таблица 8)

     Таблица 8

     «Дорисовывание  фигур»

Экспериментальная группа Контрольная группа
Фамилия, имя ребенка Результаты Фамилия, имя ребенка Результаты
1. Владимир Г. низкий 1. Кристина П. высокий
2. Тимур Ж. высокий 2. Станислав О. высокий
3. Екатерина З. средний 3. Максим Н. средний
4. Анастасия К. средний 4. Алина Н. высокий
5. Сергей Л средний 5. Наталья Н. средний
6. Максим М. низкий 6. Анна С. высокий
7. Никита Г. высокий 7. Даниил Ш. средний
8. Ирина К. средний 8. Карина М. средний
9. Анна Г. средний 9. Софья М. высокий
10 Антон Т. средний 10. Денис Н. высокий
 

     По  данным методики «Дорисовывание фигур» средний показатель коэффициента оригинальности по группам оказался практически одинаковым. В группе детей с нормальным речевым развитием он равняется – 3,6, а в группе детей с ОНР – 2,8. Однако количество детей с высоким уровнем выполнения задания в группе детей с нормальным речевым развитием было больше (6), чем в группе детей с общим недоразвитием речи (2). Большинство детей этих двух групп имели средний уровень выполнения задания. Дети дорисовывали большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Были рисунки, повторяющиеся самим ребёнком или другими детьми группы.

     Качественный  анализ предполагал отнесение ребенка  к одному из шести уровней решения  задач.

     В группе детей с нормой речи преобладает  два  первых низких уровня решения  задач. В основном дети дорисовывали основной элемент и добавляли к нему некоторые детали. Однако есть рисунки, в которых дети хоть и словесно, но пытались обозначить сюжетную линию.

     Дети  с общим недоразвитием речи дорисовывали заданный элемент, но каких-либо деталей не  добавляли. Таким образом, здесь преобладающим является первый самый низкий уровень. Также было видно, что дети изображали простые, известные им предметы. Как таковой беседы  о рисунках не  получалось, дети лишь обозначали названия своих рисунков. Время выполнения  задания увеличивалось.

     По  данным методики «Дорисовывание фигур» получилось, что для детей с  общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития творческого воображения. Как таковой оригинальности изображений не  отмечалось, в основном изображались предметы близкие опыту ребенка. Рисунки этих детей однотипные, повторяющиеся, отличаются простотой изображения.

     Обобщенный  анализ полученных результатов позволяет  нам сделать следующие выводы:

     1. Уровень развития воображения  у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня соответствует возрастной норме. При этом важно отметить, что эмоциональность детей при выполнении задания была ниже, чем у дошкольников с нормально развитой речью.

     2. Большинство детей с III уровнем показали средние и низкие результаты при выполнении заданий на сформированность творческого мышления

     3. Результаты выполнения сложных заданий, направленных на выявление связи творческого воображения со словесным выражением, наиболее низкие.

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи