Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

     Показатели того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакцией сосредоточения и адекватной эмоции. А зарождение механизма представления событий рассказа, говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания, бьет кулачком по столу, деланно хнычет и др., т.е. у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдаются отсроченные подражания увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа.

     О первых проявлениях воображения в 2,5 - 3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Зачатки воображения ситуации возникают, когда действия с предметами дополняется их переименованием. Однако из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших.

     В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и условно, передовая  лишь их смысл, внешний рисунок. Расхождение  между реальным смыслом действия и условной техникой его выполнения делает необходимой и порождает воображаемую ситуацию. Ведь само действие выполняется "как - будто", "понарошку". Ребенок действует с одним предметом, а представляет на его месте другой. Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата. Следовательно, игровое действие нужно рассматривать как воображаемую реализацию нереализованных желаний. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связанно с общественностью игровых действий и игровых предметов. И еще то, что в репертуар игровых действий прочно входит замещение.

     К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами - заместителями, полноценное использование  замещения. Дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов - заместителей перестает быть случайным, предваряется поиск подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращениями ко взрослому. Поэтому в игровой деятельности детей раннего возраста к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их выполнения и осуществлять самостоятельные игровые действия. А воображение имеет репродуктивный характер [32].

     На 3-ем году жизни потребность в  игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве, является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого развивает по пути самостоятельного творческого построения образов действий с предметами, но пока еще с опорой на реальные объекты.

     А показателями развития воображения  в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета - заместителя, гибкость в изменении функций и название предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера. Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связанно с внешними действиями; с оперированием предметами, их обыгрыванием и в тоже время с речью, со словами, которые обозначают действие предмета.

     Особенности развития воображения в раннем возрасте: -складываются его предпосылки, представления, и отсроченное подражание; -воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; -воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством, скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Так как в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще не достаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения [9].

     Дошкольник легко объединяет разные представления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте - по мнению Л.С. Выготского (1991). Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка. До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А особенно 3-4 года замысел рождается только после действия.[4] Ребенок задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта вступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создание новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окрашенность. А на первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3 - 4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул - кораблем, или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет - заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы - атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры [7].

     Если  для младших дошкольников опорой в игре вступают игрушки, то для средних  и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природой (листья, шишки, палки, камушки и пр.).

     Особенно  ярко проявляется роль наглядной  опоры в воссоздании художественного текста. У младших дошкольников это иллюстрация, без которой он не может воссоздать описанные в сказке события. А у старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интерифизация действий воображения в двух планах: -во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет; -во-вторых, переход к игровому использованию предмета, преданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

     В 4 - 5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании  и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативные, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове [5].

     Начинается  бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием  речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки. Дошкольник "отрывается" в воображении от конкретной ситуации. Воображение его остается не произвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

     В 5 - 7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается не редко после того, как выполнены действия. А если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предметы коротко временного эмоционального переживания [7].

     У детей до 5-ти лет создание новых  образов протекает непреднамеренно. А возрастание целенаправленности воображения на протяжении дошкольного  детства, то что игра детей возрастает, если на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10 - 15 минут. В 4 - 5 лет игра длится 40 - 50 минут. А в 5 - 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. "С возможностью планирования прямо связанно умение создавать целостные произведения" [9]

     У детей 3 - 4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или  продуктивных видов деятельности. В 4 - 5 лет возникает ступенчатое  планирование. План - это цепочка  образов, отражающая основное содержание деятельности. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее, до начала деятельности, планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, а затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Позже произвольность воображения представляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия [10].

     Важным  моментом в планировании выступает  оформление замысла и плана в  речи. Включение слова в процесс  воображения делает его осознанным, произвольным. И дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации и анализирует проблему с разных точек зрения. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя пластическую функцию. Она заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Об этом писал Л.С. Выготский: "эти два процесса развиваются взаимосвязано" [4]

     Растущая  познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью  воображения. Оно снимает дистанцию  между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы.

     По  мнению В.А. Сухомлинского - населяя  окружающий мир фантастическими  образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Дети 3 - 4 лет часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. А в игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. И развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5 - 7 лет дети создают воображаемые мира, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. В создание таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. И воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний [30].

     Воображаемые  ситуации помощи другим людям, животным, больным в реальной жизни и  стремятся реализовывать в фантазии потребность в самоутверждении. Фантазирование пронизывает всю  жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3 - 4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и проблемы воображения интенсивно осваивают в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение, а придуманные сказки приобретают придуманный характер. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными, эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. В сказках старших детей - дошкольников большое место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Еще старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.

     Основные  особенности развития воображения в дошкольном возрасте: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Деятельность творческого воображения - это очень сложный и зависящий от целого ряда различных факторов [26].

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи