Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50
Диссоциация
- отрицательная и
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого [19].
2.
Пассивное воображение
3.
Продуктивное воображение –
4.
Репродуктивное воображение –
при его использовании
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В
процессе жизнедеятельности человека
воображение выполняет ряд
Первая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [4].
С
помощью воображения человек
может управлять многими
1.2.
Возникновение и развитие
воображения у дошкольников
Возникновение
и развитие воображения - социально
обусловленный процесс. Именно взрослый
закладывает у ребенка
Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку "Сорока - ворона", водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. И учит ребенка имитировать действия людей и животных.
Постепенно
малыш приобретает большую
Для развития замещения надо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Даже уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы - заместители. Расширение представлений об окружающей, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является основание продуктивной деятельности, например, умение наделять определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания [4].
Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая, включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение [19]
Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово делает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствии. А основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности.
Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в не свойственные им ситуации, наделение не свойственными функциями и соединение разнообразных объектов в новый образ. Важно научить ребенка формировать различные по степени сложность замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.
Формирование критичности мышления вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создание проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала в своих работах, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может рассматриваться по-разному.
В 4 - 5 лет стимулом является соревнование с сверстниками, которым руководит взрослый: "Кто придумает интереснее?", "Кто придумает иначе, чем у товарищей?". А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры. Итак, из сказанного выше видно, что воображение является крайне сложным по своему составу процессом. И это именно та главная трудность в изучении процесса творчества и часто приводит к первым представлениям о самой природе этого процесса. И его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. А то, что мы называем творчеством - это только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего высказывания и развития плода. В самом начале это всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу нашего опыта. Ребенок накапливает материал, из которого, в последствии, будет строиться его фантазия. А после этого идет переработка материала.
Важнейшими составными частями этого являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений, а впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Сама диссоциация из этого является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. А страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. И эти основания заключаются во влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. А преувеличение соответствует нашей потребности внутреннего состояния.
Страсть
детей к преувеличению
А
теперь рассмотрим поподробнее, как
возникает и развивается
Составление механизма представления, воссоздание образов, а так же умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений [27].