Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Проблема исследования: особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основная цель исследования: выявить особенности воображении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве объекта исследования выступает воображение детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение ………………………..………………..……………………… 3
глава 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Воображение, его особенности, виды и функции…………………. 6
1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников………. 12
1.3. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. 26
ГЛАВА 2. Изучение особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………….
32
2.2. Анализ результатов изучения особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..
38
Заключение………….............................................................................. 46
Список литературы………………………………………………… 48
приложение…………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

курсовая воображение.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

     Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется  чувственно данный опыт. В результате такой предварительной подготовки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательна для творческого воображения – это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

     Ассоциация  – создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым  образам.

     Антиципирующее  воображение лежит в основе способности  человека предвосхищать будущие  события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого [19].

     2. Пассивное воображение заключается  в том, что его образы возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека. Пассивное воображение  может быть непреднамеренным  и преднамеренным. Непреднамеренное  пассивное воображение возникает  при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте [9].

     3. Продуктивное воображение – отличается  тем, что в нем действительность  сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности [30].

     4. Репродуктивное воображение –  при его использовании ставится  задача воспроизвести реальность  в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует  элемент фантазии, такое воображение  больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах [26].

     Во  всех этих случаях фантазия как разновидность  воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

     Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

     В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических  функций.

     Первая  состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.

     Вторая  функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

     Третья  функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

     Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления  таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [4].

     С помощью воображения человек  может управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.  

     1.2. Возникновение и развитие воображения у дошкольников  

     Возникновение и развитие воображения - социально  обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы  воображения. И только в общении  с ним ребенок осваивает общественно  выработанные и фиксированные в  культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь. На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши [27]

     Малыша  катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку "Сорока - ворона", водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. И учит ребенка имитировать действия людей и животных.

     Постепенно  малыш приобретает большую самостоятельность в создании неких ситуаций и включает в них собственную речь. Такие ситуации интересны для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов - заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.

     Для развития замещения надо, чтобы ребенок  освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в  другую ситуацию, в том числе и  воображаемую. Даже уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы - заместители. Расширение представлений об окружающей, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является основание продуктивной деятельности, например, умение наделять определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания [4].

     Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая, включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение [19]

     Развитие  воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово делает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствии. А основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности.

     Освоение  способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем  включения объектов в не свойственные им ситуации, наделение не свойственными функциями и соединение разнообразных объектов в новый образ. Важно научить ребенка формировать различные по степени сложность замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

     Формирование  критичности мышления вносит свой вклад  в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создание проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала в своих работах, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения.

     В младшем дошкольном возрасте целесообразно  занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может рассматриваться по-разному.

     В 4 - 5 лет стимулом является соревнование с сверстниками, которым руководит  взрослый: "Кто придумает интереснее?", "Кто придумает иначе, чем у товарищей?". А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры. Итак, из сказанного выше видно, что воображение является крайне сложным по своему составу процессом. И это именно та главная трудность в изучении процесса творчества и часто приводит к первым представлениям о самой природе этого процесса. И его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. А то, что мы называем творчеством - это только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего высказывания и развития плода. В самом начале это всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу нашего опыта. Ребенок накапливает материал, из которого, в последствии, будет строиться его фантазия. А после этого идет переработка материала.

     Важнейшими  составными частями этого являются диссоциация и ассоциация воспринятых  впечатлений, а впечатление представляет  собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Сама диссоциация из этого является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. А страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. И эти основания заключаются во влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. А преувеличение соответствует нашей потребности внутреннего состояния.

     Страсть детей к преувеличению прекрасно  запечатлелись в сказочных образах. Следующим моментом в составе  процессов воображения является ассоциация; объединение диссоциированных и измененных элементов. И это  кристаллизация, или переход воображения  в действительность (внутренней стороны воображения) и есть психологические факторы, от которых зависит протекание всех этих отдельных процессов. Первый фактор - это потребность человека в приспособлении к окружающей среде. (В основе творчества всегда лежит не приспособленность, из которой возникают потребности стремления или желания). А стремление и желание - являются стимулами и движущими пружинами. А потребность стремления приводит в движение процесс воображения. И они необходимы, чтобы понять действительность воображения и всех входящих в его состав процессов [20].

     А теперь рассмотрим поподробнее, как  возникает и развивается воображение  в раннем детстве, чем оно отличается в дошкольном возрасте и что с  ним происходит в подростковом возрасте: предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около 1,5 лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображаемого. Но так как рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета, он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринимать изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. И при этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

     Составление механизма представления, воссоздание  образов, а так же умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений [27].

Информация о работе Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи