Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

диплом-Просоциальное поведение детей среднего и старшего дошкольного возраста.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

Готовность субъекта к осуществлению подобной деятельности мы называем альтруистической установкой. Сформированность же альтруистических установок у субъекта может свидетельствовать о высоком уровне развития его нравственного сознания.

Попытаемся  выделить отличительные свойства просоциального поведения.

Во-первых, данный феномен  позволяет выявить внутренний мотивационный  план осуществляемых людьми действий и поступков. В отдельных исследованиях было установлено, что за однозначностью внешних проявлений альтруистического, как и в целом нравственного поведения, могут лежать различные мотивы: альтруистические и мотивы нравственного самоуважения. "Собственно альтруистический мотив формируется в условиях специального способа воспитания, когда всячески поощряется развитие эмпатических способностей субъекта при одновременной организации реальных актов помощи по отношению к нуждающимся в ней. Условием действия собственно альтруистического мотива является ориентация на состояние объекта помощи и сочувствующее отношение к нему. В данном случае происходит совпадение мотива и цели деятельности... Мотив морального самоуважения является дериватом нормативного воспитания, связан с самооценкой и идеалами личности. Альтруистическое поведение, осуществляемое в соответствии с этим мотивом, является одним из средств достижения морального самоуважения, сохранения чувства собственного достоинства, причем субъект или стремится избежать возможного нарушения моральной самооценки в случае неосуществления альтруистического действия (в этом проявляется профилактическая функция мотива), или стремится ликвидировать уже возникший моральный диссонанс (компенсаторная функция мотива). При этом личность сохраняет эгоцентрическую ориентацию, стремясь получить своеобразную внутреннюю "моральную награду" за свой поступок".

Во-вторых, с помощью  данного феномена можно определить направленность совершаемых человеком  действий, а, следовательно, и его нравственного сознания, отграничить случаи, когда за кажущейся альтруистичностью действий скрывается достижение собственных узкокорыстных целей. Б.И. Додонов установил, что, например, при гностической направленности личности ее свойства располагаются в следующем порядке: интеллект, трудолюбие, отзывчивость. При альтруистической же направленности они располагаются иначе: отзывчивость, трудолюбие, интеллект. Это отнюдь не означает, как справедливо замечает Т.П. Гаврилова, что человек с альтруистическими устремлениями не работает и не познает. Он чаще всего находит дело, в котором реализует свои альтруистические склонности. [18]

В-третьих, рассматриваемый  феномен связан с определенными  альтруистическими переживаниями  человека, участвующими в своеобразной регуляции его деятельности, внося коррективы в ее протекание. В ряде работ установлена неразрывная связь между наличием в иерархии мотивов альтруистического мотива и устойчивой, специфической формой эмоционального реагирования. Доминирующий альтруистический мотив порождает и соответствующие ему специфические эмоциональные переживания, носящие характер устойчивого эмоционального реагирования. Это положение хорошо согласуется с данными, полученными в исследованиях Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, Б.И. Додонова, Я.З. Неверович и других авторов. Так, Б.И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека во благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние.

Эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка  проходят сложную динамику развития. Лоуренс Кольберг, американский психолог, выделяет три стадии морального развития ребенка:

1. Доморальный уровень, на котором ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями;

2. Уровень конвенциональной морали как ориентация на заданные извне нормы;

3. Уровень автономной морали как ориентация на интернализованную систему принципов.

В процессе развития у  ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, несвязанные с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Здесь он слит с ситуацией и партнером, чьи переживания он разделяет.

Симпатия - это первичная  эмоция, на основе которой развиваются  все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на «чувства к другим» (любовь) и «чувства с другими» (сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к «ситуации просоциального поведения» (4-5 лет), на которой он может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и предвидеть последствия собственного поведения. [13]

В рамках различных психологических  школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. Приведу  некоторые из них.

1. Развитие эмпатии  под влиянием художественного произведения. Теоретической основой исследований, проведенных Запорожцем и др. стали следующие положения. Для морального развития ребенка необходимо не просто усвоение норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Особенности эмоционального отношения ребенка к окружающему зависят от характера его деятельности.

Однако существенную роль здесь играет не столько исполнительская  часть детской деятельности, а  сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем.

Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним. В проведенном исследовании изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой.

Однако для того, чтобы  это слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение ребенка к окружающим, необходим процесс «сближения» детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до игры-драматизации.

Исследования проводились  по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия.

Повторно инициируемое взрослыми сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать  не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет  здесь одностороннюю направленность и развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти исследования, при систематической работе по этой схеме, дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно.

2. Использование эмпатического  взаимодействия ребенка и взрослого  как способ научения альтруистическому  поведению. Авторы исследований (Аронфрид и Паскаль) положили  в основу своих экспериментов идею о том, что удовольствие социализирующего агента от поведения ребенка выступает как подкрепление для него же, т.к. он разделяет это удовольствие. Подкрепление здесь является результатом поступка, а эмпатия - средством для усвоения поведения. В проведенных экспериментах ребенок мог выбирать между «действиями для себя» (нажать на кнопку и получить конфету) и «для другого» (зажечь лампочку и вызвать улыбку у экспериментатора).

Выбор «действия для  другого» связывается у ребенка  с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как способность переживать чувства другого, обеспечивает усвоение такого поведения.

3. Множество исследований, по изучению влияния «моделей» и различных факторов, влияющих на проявление альтруистического поведения детей, было проведено в рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые результаты этих экспериментов. Дети, наблюдавшие альтруистическую модель (щедрое поведение взрослого) поведения проявили больший просоциальное поведение. Однако недостаточно менторски актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми; необходимо воспитывать просоциальное поведение личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться наказанием («эффект бумеранга»). [7]

Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают  для него самостоятельное подкрепляющее значение и вызывают с его стороны «немотивированную» имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения.

Воспитание установок  на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего  поведения, чем вербально, на материале  обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся  в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.

Альтруистическое поведение  возникает чаще после предварительного возбуждения приятных эмоций (например, после воспоминаний о самом приятном событии в жизни).

Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные  детерминанты просоциального поведения: просоциальное поведение возрастает если субъект получает признание своей высокой компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь оказывается добровольно; больший просоциальное поведение проявляется в отношении к человеку, который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т.п.);

Было также выявлено тормозное влияние группы на проявление альтруистического поведения: чем  больше свидетелей события, требующего такого поведения, тем меньше вероятность  его проявления. Это связано с «распределением ответственности» между членами группы, которое ослабляет стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой требуется проявление просоциального поведения, объединена, то имеет место обратное - «кумуляция ответственности». Проведенные эксперименты показали, что группа, объединенная общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной ситуации, чем разобщенная.

В развитии гуманного  поведения у детей большую  роль играет отношение родителей  к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании просоциального поведения в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо «считывают» последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм и противоположное реальное поведения родителей не могут служить базой для воспитания альтруистического поведения.

Простейшие формы просоциального поведения можно обнаружить даже у новорожденного, когда он начинает плакать, заслышав плач другого новорожденного. Такое поведение может быть всего лишь проявлением безусловного рефлекса или реакцией на новый сильный стимул. Однако новорожденный не реагирует плачем на другие, сопоставимые по громкости звучания, стимулы, что позволяет исследователям предполагать не только наличие некоторой изначальной настроенности ребенка на человеческий голос, но и его включенность в состояние другого человека через эмоциональное заражение. Полуторагодовалый малыш, ставший свидетелем ситуации, когда мама в спешке налетела на стул, жалеет ее и гладит ушибленное место, готовый вот-вот расплакаться. Двухлетний ребенок делится своим печеньем с мамой, папой и всей родней. Примеры подобного поведения являются достаточно распространенными в раннем возрасте. Как правило, они сопровождаются специфическими положительными эмоциями, общим радостным фоном и являются неосознаваемыми фактами просоциального поведения. Подражание, зеркальное отражение ситуаций, когда пожалели самого малыша, когда с ним поделился кто-то из взрослых, или же это первые шаги в формировании нравственных инстанций. Ведь налицо предпосылки становления основных моральных норм - милосердия и щедрости. [21]

Уже в возрасте одного года дети начинают осознавать свою индивидуальность, «отдельность» своего существования. Ощущение дискомфорта, возникающее  у малышей в присутствии страдания  другого человека, требует соотнесения  с конкретной причиной. Каким образом приходит ощущение состояния другого, стремление оказать ему помощь? Сторонники социобиологического подхода утверждают, что забота о других является врожденным качеством человека и возникает из простейшего чувства сострадания испытываемого при виде боли, переживаний близких людей. Социобиологи считают, что дети генетически запрограммированы помогать другим, тем самым обеспечивая самовыживание и выживание человеческого рода. Предпосылками нравственного развития в младенчестве выступают потребность ребенка в общении с взрослым, стремление привлечь его внимание. Взрослый в свою очередь поощряет одни действия младенца, а за другие «журит» его. Ребенок не понимает смысл требований взрослого, но сразу распознает интонационные различия голоса, особенности мимики (улыбка), жестов (ласковые поглаживания) и общего эмоционального настроя близкого взрослого. Уже на первом году жизни ребенка взрослый включает в общение слова «можно» и «нельзя», подкрепляя их выразительными средствами. Из спонтанных реакций ребенка выделяются социально одобряемые образцы поведения, которые взрослый фиксирует в сознании малыша. На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы просоциального поведения: «Скажи тете спасибо» — и ребенок благодарно качает головой. В раннем возрасте по-прежнему еще нет регулирования своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Д. Б. Эльконин [9], подчеркивает, что ребенок не понимает нравственного смысла требований взрослого, а стремится сохранить с ним хорошие отношения.

Информация о работе Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста