Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
учреждение образования
витебский государственный университет
им. П.м.машерова
курсовая работа
Тема: «Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: психология личности
заочного отделения
специальность: «Психология»
Ерёменко Елена Владимировна
2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Особенности формирования и проявления
просоциального поведения детей дошкольного
возраста…………………………….…….….….….…
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения.
Особенности просоциального поведения
в дошкольном возрасте……………………………………...……………
1.3 Особенности формирования просо
Глава 2 Изучение просоциального поведения
у детей среднего и старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.1 Организация и методы
исследования………………………………………..
2.2 Особенности просоциального поведения
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.3 Особенности просоциального поведения
у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.4 Основные методы и формы работы с детьми
по развитию просоциального поведения
в дошкольном возрасте…………………………………...………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………….……………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования: проблемы морали, нравственности на протяжении длительного времени находились в центре человеческой мысли. Любое высокоразвитое общество хотело бы видеть свои законы справедливыми, а людей добрыми, отзывчивыми, заботливыми.
Проблема изучения просоциального поведения детей приобретает особую важность в связи с тем, что в настоящее время вопросы морального развития, нравственного воспитания приобретают решающее значение. Понятия морали, такие, как «совесть», «честь», «справедливость» приобретают сейчас несколько иной оттенок, чем несколько лет назад. Развитие технологий, ускорение темпа жизни — неотъемлемые черты современной жизни, которые приводят к усилению вариативности моральных проявлений по сравнению с периодом стабильного исторического развития, к пересмотру традиционных взглядов на мораль и распространению таких видов морали, как ситуационная или персонифицированная мораль.
Альтруистическое следует понимать поведение направленно на благо другого лица или социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологии наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Под просоциальным поведением понимаются действия, предназначенные для того, чтобы принести пользу другому человеку. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. На психологическом уровне выделяются аспекты проявления людьми взаимопомощи, в которых они определяются как часть или результат какого-либо психологического процесса или явления.
Исследователи в зарубежной психологии рассматривают взаимопомощь как элемент терапевтического воздействия (К.Роджерс), как стимул, побуждающий людей к проявлению просоциального поведения (А. Бандура), как стремление устранить чувство вины перед другим человеком (З.Фрейд и др.).
При этом необходимо отметить, что большая часть зарубежных и отечественных исследований посвящена изучению психологических процессов и факторов, способствующих проявлению детьми психологической готовности к взаимопомощи. К таких процессам и факторам авторы относят наблюдение ребенком помогающего поведения взрослого (А.Бандура); позитивные и негативные переживания ребенка (Б.Мур, Дж.Брайн и др.); интеллектуальные операции (K.Рубин, Ф.Шнайдер и др.); ролевую игру (E.Стайб); возраст детей (Л.Харрис, П.Грин); умение детей соотносить свое поведение с моральными нормами и правилами (Е.В.Субботский, П.М.Якобсон, С.Г.Якобсон); эмоциональное побуждение к помогающему поведению (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова); совместную деятельность (А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.В.Абраменкова).
Следует отметить, что в исследованиях, описывающих процессы и факторы, влияющие на психологическую готовность дошкольников к взаимопомощи, не выявляются условия, в которых данные процессы и факторы становятся определяющими для ее развития. Все это ведет к трудностям практического решения проблемы развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи.
В рамках отечественной психологии данная проблематика разрабатывалась Е.В. Субботским, П.М. Якобсоном, С.Г. Якобсоном, А.В. Запорожец, Л.П. Стрелковой, А.В. Петровским, В.В. Абраменковой. В работах этих авторов взаимопомощь дошкольников определяется как норма морального поведения (Е.В.Субботский, П.М.Якобсон, С.Г. Якобсон), как результат эмпатии - содействие (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова), как действенная эмоциональная групповая идентификация детей (А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.В.Абраменкова).
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме просоциального поведения создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
2. Определить основы исследования просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить диагностику выделенных особенностей просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Определить направления деятельности психолога и педагога ДОУ по развитию психологической готовности среднего и старшего дошкольного возраста к взаимопомощи.
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения по проблеме просоциального поведения (В. Джеймс, В. Зандер, Т.П. Гаврилова, В.Н. Куницына, Н.В. Кухтова, В.К. Стауб, И.М. Юсупов и др.); представления о социальной сущности человека как личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.В.Брушинский, Д.И.Фельдштейн), а также общетеоретические положения о закономерностях психического развития ребенка в системе деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), особенностях развития ребенка в подростковом возрасте (Л.И.Божович, И.В.Дубровина и др.) и психолого-педагогической сущности социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как ведущей на подростковом этапе онтогенеза (Д.И.Фельдштейн и др.).
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении просоциального поведения в дошкольном возрасте. Проведенное исследование формирует понимание просоциального поведения как динамичной модели поведения, характерной для детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном научном понимании проблемы просоциального поведения и средств его развития. Утверждается возможность актуализации и развития в рамках социально-психологического пространства способности личности проявлять свою индивидуальность и уникальность. Расширено представление о тематике дальнейших исследований в области изучения средств развития просоциального поведения.
Практическая значимость исследования прослеживается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ при работе с детьми, переживающими кризис, находящимися в трудной жизненной ситуации, и с детьми, ориентированными на личностный рост и самореализацию. Результаты исследования могут быть полезны в образовательных учреждениях, где осуществляют деятельность специалисты, а также в различных областях социальной практики.
Методы исследования: для решения поставленных задач применялись методы: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ результатов деятельности.
Основной методологический инструментарий составили следующие методики:
- методика с условным названием «Рассказ – Картинка - Подарок»;
- опросник для определения уровня развития эмпатии в различных ситуациях.
Полученные результаты анализировались качественно и количественно.
Глава 1. Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста.
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — всё это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами и эмоциями.
Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе [3].
Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но неравнозначные.
Эмоции — переживание отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [7].
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей [7].
Эмоции — особый класс
психических процессов и
Чувства — устойчивые
эмоциональные отношения
Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент [3].
Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире [1].
Очевидно, что большинство
авторов формируют понятия
Выделяют стенические и астенические эмоции и чувства.
Стенические ( от греч. сл. «стенос» – сила ) эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъём, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровеносное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», ненависть, гнев и т. д.
Астенические ( «астенос» –слабость, бессилие) эмоции , наоборот, уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьётся реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность [3].
Однако, нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные–тормозящее. В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным. Так, например, страх в том или ином случае может лишить человека воли к действию, нивелировать его активность, в другом же, наоборот, он способен побудить человека к активности, несвойственной ему в обычной ситуации.
К.Изард [2], автор одной из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта:
- переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;
- процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
- поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице.