Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

диплом-Просоциальное поведение детей среднего и старшего дошкольного возраста.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

Итак, чтобы подобный первый опыт не стал травмирующим, а, наоборот, послужил основой нормальных взаимоотношений  со сверстниками, ребенку необходимы некоторые качества, а вернее, способности  альтруиста – скажем, способность  сопереживать. Ее еще иногда называют эмпатией – "вчувствованием", идентификацией себя с другими и возможностью испытывать те же чувства, что и они.

Общение маленьких детей  отличается очень яркой эмоциональной  насыщенностью, чего нельзя сказать  об их контактах со взрослыми. Отчасти  это происходит потому, что, начиная  примерно с четырех лет, для ребенка  более приятным и желанным партнером  по общению оказывается его ровесник. Поэтому взрослым важно убедиться, что их малыш способен инициировать и устанавливать общение с товарищами, а самое главное, что он не оказывается в роли изгоя, "жадины", "плохого".

3. Основная форма общения  детей в возрасте 4-7 лет – это, конечно, игра. Она в то же время является и средством, с помощью которого можно сгладить какие-то проблемы в контактах малыша со сверстниками. Сама игровая ситуация учит взаимодействовать и договариваться: ведь нужно выбрать сюжет, подходящие игрушки, распределить роли и т.п.

Как мы уже поняли, развитие разных альтруистических навыков и  способностей необходимо для психики  малыша. Но не только. По мнению психологов, основное, что отличает популярных и непопулярных в своем коллективе детей, – это эмоциональное отношение к сверстникам, которое предполагает искренний интерес к деятельности другого, способность одобрять своего товарища, сопереживать ему. В общем, "нормальный" просоциальное поведение – верный путь к отличным взаимоотношениям малыша в коллективе и его благополучию.

Что могут сделать  родители для воспитания в своем  малыше некоторых качеств альтруиста? С одной стороны, развивать представления  о долге – о том, как можно  и нельзя поступать, "что такое  хорошо и что такое плохо". Значительную роль здесь играют нормы конкретной культуры или даже определенного сообщества. Поэтому и строчку из Маяковского я вспомнила неслучайно – неоценимую помощь в воспитании "моральных" представлений играют детские стихи, песенки, рассказы, т.к. они в доступной форме разъясняют малышу "простые истины".

С другой стороны, развитие у ребенка эмоциональных способностей к сочувствию и сопереживанию  – тоже забота взрослых. Обращайте  внимание малыша на страдания, например, мультипликационных героев, но не упускайте  возможность продемонстрировать ему и примеры из реальной жизни.

Таким образом, основным результатам нравственного воспитания должно стать формирование нравственного  поведения ребенка. А для этого  необходимы, во-первых, знания о моральных  нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Анализ зарубежных и  отечественных исследований показал, что альтруистические представления человека проявляются в уровне его суждений, направленности помощи в гипотетической ситуации.

С целью изучения особенностей проявления и развития просоциального поведения у детей среднего и  старшего дошкольного возраста было проведено исследование.

Исследование проводилось  в три этапа:

- на первом этапе мы исследовали уровень проявления альтруизма и эмпатии у детей среднего дошкольного возраста;

- на втором этапе  мы исследовали уровень проявления  альтруизма и эмпатии у детей  старшего  дошкольного возраста;

- на третьем этапе были  выявлены особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего  дошкольного возраста, был проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Данное исследование проводилось в г. Орша на базе Дошкольного  центра развития ребенка №1.

Общий объем  выборки составил 60 человек.

Возраст первой (средней) группы составил 4-5 лет, возраст второй (старшей) группы - 5-6 лет. Количество испытуемых – 30 человек в каждой из групп (по 15 мальчиков и 15 девочек в каждой). Таким образом, реализация задач в эмпирической части исследования проводилась по следующим направлениям:

  • изучение проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста;
  • изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста;
  • выявление особенностей проявления просоциального поведения у детей дошкольного возраста.

Для изучения проявлений просоциального поведения у детей дошкольного возраста была использована методика, в которой одна и та же ситуация воспроизводилась в трех модальностях: в устном рассказе, на проективных картинках и затем, буквально на другой день, — в реальном опыте ребенка («Рассказ – Картинка - Подарок»).

Содержание всех ситуаций было одним и тем же. Мы выбрали  типичную и действительно проблемную для детей дошкольного возраста ситуацию, когда один ребенок имел возможность поделиться или не поделиться с другим конфетой, т.е. предметом, обладающим несомненной ценностью для самого ребенка.

На первом этапе эксперимента проводилась методика  с условным названием «Подарок».

В процессе разговора  с тремя детьми экспериментатор  «неожиданно» обнаруживал у себя в кармане две конфеты. Естественно, одному из детей конфеты не доставалось. Эту проблемную ситуацию дети разрешали  самостоятельно, при этом фиксировались характер поведения детей, их эмоциональные проявления и речевые высказывания. Данная методика предназначена для выявления возможности ребенка реализовать данную норму в собственном поведении.

Во  второй части эксперимента исходная ситуация, использованная в методике «Подарок», несколько изменялась.

Напомним, что в исходной экспериментальной ситуации правильный моральный выбор заключался в  восстановлении справедливости (т.е. в  том, чтобы дать обделенному ребенку  конфету).

В новой ситуации, которую мы условно назвали «Загадки», ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Экспериментатор предлагал детям простые загадки и тому, кто отгадал первым, в качестве приза давал две конфеты. Разделить приз со своим конкурентом не предусматривалось никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного — две конфеты, а у другого — ни одной); моральный поступок в этом случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру. Мы полагали, что данный методический прием позволит более точно проанализировать мотивацию просоциального поведения.

Нами были выделены основные критерии оценки уровня развития альтруистических представлений детей, которые подвергаются количественной обработке.

1 критерий - это признание  ребёнком необходимости оказания  помощи.

2 критерий - последовательность  и приоритетность в оказании  помощи.

3 критерий - различие  эгоцентрической и нормативной  позиций.

На основании данных критериев можно выделить высокий, средний и низкий уровень развития альтруистических представлений:

Высокий уровень характеризуется признанием необходимости оказания помощи, отказом от удовлетворения личных интересов в пользу другого человека и стремлением поступать в соответствии с нормативной позицией. Максимальное количество баллов, которое ребёнок должен набрать - три балла.

Для детей, демонстрирующих средний уровень развития альтруистических представлений, характерно признание необходимости оказания помощи, однако ребёнок может либо сначала сделать то, что для него в данный момент интереснее, а потом помочь, или по каким-либо своим соображениям отказаться помогать. Таким образом, по данным критериям дети набирают два балла.

Дети, демонстрирующие низкий уровень развития альтруистических представлений набирают 0 или 1 балл. Это дети, которые или признают необходимость сказания помощи, но при этом сами отказываются помогать (1 балл), или отмечают, что помогать другим не обязательно (0 баллов).

Оценка уровня развития альтруистических представлений кроме количественной обработки подвергается и качественной обработке. Здесь, на наш взгляд, внимание должно уделяться анализу содержания суждений испытуемых, их эмоциональной окраски, аргументации выбора, поскольку на его основе возможно выделить основные нравственные ценности, мотивы и причины морального выбора человека.

Для определения возрастных особенностей в проявлении эмпатии  к сверстнику мы использовали опросник.

Его цель: выявление наличия  эмпатийных переживаний у детей путем прогнозирования ими собственного поведения в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы.

Задания предлагались ребенку  не все сразу, а 2-4 в день, чтобы  избежать стереотипных ответов. В процессе работы мы использовали наводящие вопросы, повторение условий или отдельных фактов, если ребенок отвлекался или затруднялся с ответом.

Некоторые проблемные ситуации были приготовлены нами в двух вариантах (для мальчиков и девочек). Это  облегчало ребенку восприятие и  понимание условий задания.

Содержание заданий  подбиралось с таким расчетом, чтобы наиболее полно охватить часто  встречающиеся жизненные ситуации, в которых возможно проявление эмпатии  к сверстнику.

Для удобства анализа  полученных результатов условно  разделены задания ребенку на следующие 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагало:

- оказание помощи другому (№№ 1,2,7),

- ущемление личных интересов ребенка (№№3,10),

- проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого (№№ 5,6,8),

- проявление сорадости (№4),

оказание помощи ребенку-сверстнику в затруднительной ситуации(№9). Данный вопрос не заключает в себе четких альтернативных ответов положительных или отрицательных, основанных на определенных моральных нормах.

 

2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста

 

На данном этапе эксперимента в нем принимали участие 30 детей 4-5-летнего возраста. Полученные данные по проведенным методикам приводим в таблице и диаграмме.

Таблица 2.1 – Изучение проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста

Имя ребенка 

«Рассказ»

«Картинка»

«Подарок»

Средний балл

Уровень

Ваня А.

2

1

2

1,7

Средний

Игорь М.

2

2

2

1,8

Средний

Кирилл В.

1

1

1

1

Низкий 

Дима Н.

2

1

1

1,3

Низкий

Влад Ж.

0

1

1

1,7

Низкий

Стас Р.

2

1

2

1,7

Средний

Олег В.

2

1

1

1,3

Низкий

Дима Р.

1

2

2

1,7

Средний

Денис Л.

2

2

2

2

Средний

Эдик О.

1

2

1

1,3

Низкий

Витя Д.

2

2

2

2

Средний

Гена Ж.

2

3

2

1,3

Средний

Сергей И.

1

1

2

1,3

Низкий

Саша Г.

1

1

1

1

Низкий

Герман К.

1

3

2

2

Средний

Люда В.

2

2

3

1,3

Средний

Таня Ж.

2

1

1

1,3

Низкий

Алла У.

2

2

2

2

Средний

Света Л.

1

2

1

1,3

Низкий

Лера Г.

2

2

2

2

Средний

Дана Л.

1

1

1

1

Низкий

Катя Ч.

2

2

3

2,3

Средний

Настя С.

3

2

2

2,3

Средний

Лиза П.

2

2

2

2

Средний

Юля С.

2

1

1

1,3

Низкий

Катя Д.

2

2

3

2,3

Средний

Рита П.

1

1

1

1

Низкий

Лена Л.

1

2

1

1,3

Низкий

Женя В.

2

2

2

2

Средний

Настя А.

2

3

2

2,3

Средний

Ср.значение

1,6

1,7

1,7

1,6

-


Рисунок 2.1 – Изучение проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста

 

Далее проанализируем показатели по половому различию.

Рисунок 2.2 – Изучение проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста (мальчики-девочки)

Таким образом, анализируя показатели проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста, следует отметить следующее:

1. Высокого уровня  развития альтруистических поступков  у детей не отмечено.

2. Средний уровень просоциального поведения проявляют 17 детей - 58%, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков.

3. Низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 13 детей - 42%, у мальчиков чаще, чем у девочек.

Рассмотрим характер поведения детей в данном эксперименте.

Как правило, двое детей, сидящих ближе к экспериментатору, брали конфеты, затем с некоторым  замешательством смотрели на ребенка, которому конфеты не досталось. После  этого наблюдались следующие  варианты поведения: одни дети хватали конфету и не собирались делиться ею; другие, забрав свою конфету, предлагали поделиться другому ребенку; третьи делились с другим, но с явной неохотой, долго думали, поглядывая на взрослого; четвертые охотно и быстро отдавали часть своей конфеты.

Данные результаты показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. 42 % детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем 58 % детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

Однако нравственное развитие нельзя свести к последовательному  и однозначному воспроизведению  заданных образцов поведения; моральные  нормы не могут предусмотреть  всего многообразия жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок уже в дошкольном возрасте. Значительно более ценной является способность к моральному поведению в широком спектре жизненных ситуаций, не предусмотренных конкретными правилами поведения.

Чтобы выяснить истинную психологическую причину той  или иной формы поведения, необходим специальный психологический анализ. Можно полагать, что непосредственное, нравственное отношение к другому является устойчивой характеристикой личности. Поэтому оно проявляется вне зависимости от конкретных обстоятельств.

В отличие от этого поведение, опосредствованное моральной нормой, жестко детерминировано и предполагает ее соблюдение только в определенных обстоятельствах. Соответственно, преобладание нравственных побуждений может проявиться в возможности переноса просоциальных форм поведения на ненормативные ситуации, т.е. ситуации, требующие «расширения» знаемой нормы. Происходит ли оно у детей, хорошо знающих норму справедливости и выполняющих ее в конкретных условиях?

Информация о работе Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста