Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
Таким образом, можно видеть, что в ситуации, требующей «расширения» знаемой моральной нормы, альтруистический поступок по отношению к партнеру не совершают 5 человек - 16% детей, совершают 15 человек - 52 % детей, т.е. меньше, чем в предыдущей методике. И 10 человек - 32% детей совершают такой поступок без колебаний.
Рисунок 2.7 – Изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста (методика «Загадки»)
Сравнение поведения детей в двух экспериментальных ситуациях позволило выделить три группы детей.
I группу (5 человек - 16 % детей) составили дети, которые, несмотря на наличие адекватных моральных суждений, не продемонстрировали морального поведения ни в одной из ситуаций. Знание ими нормы никак не отражалось на реальном поведении.
В состав II группы (15 человек - 52 % детей) вошли дети, соблюдавшие моральную норму в первой методике («Подарок»), но оказавшиеся не в состоянии «перенести» знаемый способ поведения в иные обстоятельства. Во второй ситуации такие дети или не делились с партнером вовсе, или делились, ориентируясь на оценку взрослого. Интересно, что поступки таких детей были окрашены целой гаммой эмоциональных переживаний: замешательство, чувство вины, если они не поделились, и демонстрация своего поступка, если поделились. По-видимому, в данном случае моральная норма существует в сознании детей в форме конкретных предписаний и не распространяется на те ситуации, которые несколько отличаются от заданной, а если и распространяется, то моральный выбор сопряжен с внутренней борьбой. Можно предположить, что моральное поведение этих детей побуждалось не непосредственным отношением, а стремлением выглядеть хорошими в собственных глазах и в глазах других, соблюдать определенные нормы и правила.
III группа (10 человек - 32 % детей) состояла из тех, кто придерживался альтруистического поведения в обеих реальных ситуациях. Они не испытывали при этом внутренней борьбы, и такое поведение было для них органичным. Дети делились с другими неформально, не преодолевая себя. Можно предположить, что в данном случае просоциальное поведение побуждается не только усвоением норм, но и непосредственным отношением к сверстнику.
Поскольку все дети, участвовавшие в эксперименте, обладали адекватными моральными суждениями, данные различия в их поведении не могут объясняться степенью усвоения и знания моральных норм. Можно полагать, что альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, в том числе «ненормативных», ситуациях.
Проанализировав ответы детей по опроснику отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, все данные в общую таблицу, отражающую наличие или отсутствие эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения.
Полученные результаты представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Анализ ответов детей старшего дошкольного возраста по ситуациям опросника
Ситуации опросника |
Проявляют эмпатию |
Не проявляют эмпатию |
1 подгруппы (оказание или неоказание помощи другому) |
27/ 91,6% |
3/ 8,4% |
2 подгруппы (ущемление личных интересов ребенка) |
26/ 87% |
4/13% |
3 подгруппы (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) |
19/ 63,3% |
11/36,7% |
4 подгруппы (проявление сорадости) |
19/64% |
11/ 36% |
5 подгруппа (оказание
помощи сверстнику при |
25/ 84% |
5/16% |
Общие показатели по всем ситуациям |
77,6% |
22,4% |
Рисунок 2.8 – Уровень проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, анализируя показатели проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста, следует отметить следующее:
1. Высокий уровень
развития альтруистических
2. Средний уровень просоциального поведения проявляют 19 человек - 64% наблюдаемых детей, причем среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков.
3. Низкий уровень проявления
просоциального поведения
Приведенные данные показывают возрастную динамику в развитии эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе эксперимента для подтверждения выдвигаемой гипотезы приводим сравнительную диаграмму результатов исследования по методикам.
Рисунок 2.9 – Сравнительный анализ результатов исследования в средней и старшей группах по методике «Рассказ-картинка-подарок»
Рисунок 2.10 – Сравнительный анализ результатов исследования в средней и старшей группах по методике «Загадки»
Рисунок 2.11 – Сравнительный анализ результатов исследования в средней и старшей группе по результатам опросника
Анализируя приведенные результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:
- у детей среднего дошкольного возраста высокого уровня развития альтруистических поступков у детей не отмечено; средний уровень просоциального поведения проявляют 58% наблюдаемых детей, причем среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 42% детей, у мальчиков чаще чем у девочек. По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 16 человек - 54,7% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 14 человек - 45,3% детей эмпатии не проявляют.
- у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень развития альтруистических поступков отмечен у 8 человек - 28% обследуемых, среди них большая часть – у девочек; средний уровень просоциального поведения проявляют 19 человек - 64% наблюдаемых детей, причем среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 3 человек - 8% детей, у мальчиков чаще чем у девочек. По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 23 человека - 77,6% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 7 человек - 22,4% детей эмпатии не проявляют.
Таким образом, в ходе изучения проявлений просоциального поведения у детей дошкольного возраста была подтверждена выдвигаемая гипотеза следующего содержания: существуют особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте
Эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка проходят сложную динамику развития. Выделяют три стадии морального развития ребенка:
1. доморальный уровень,
на котором ребенок
2. уровень конвенциональной
морали как ориентация на
3. уровень автономной
морали как ориентация на
В процессе развития у ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, несвязанные с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Здесь он слит с ситуацией и партнером, чьи переживания он разделяет.
Симпатия - это первичная эмоция, на основе которой развиваются все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на «чувства к другим» (любовь) и «чувства с другими» (сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к «ситуации просоциального поведения» (4-5 лет), на которой он может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и предвидеть последствия собственного поведения.
В рамках различных психологических школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. Приведу некоторые из них.
1. Развитие эмпатии под влиянием художественного произведения. Теоретической основой исследований, проведенных Запорожцем и др. стали следующие положения. Для морального развития ребенка необходимо не просто усвоение норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Особенности эмоционального отношения ребенка к окружающему зависят от характера его деятельности.
Однако существенную роль здесь играет не столько исполнительская часть детской деятельности, а сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем.
Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним. В проведенном исследовании изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой.
Однако для того, чтобы это слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение ребенка к окружающим, необходим процесс «сближения» детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до игры-драматизации.
Исследования проводились по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия.
Повторно инициируемое
взрослыми сопереживание на основе
возникшего сочувствия может вызвать
не только появление импульса к содействию,
но и его реализацию. Таким образом,
динамика эмпатического процесса имеет
здесь одностороннюю направленн
2. Использование эмпатического
взаимодействия ребенка и
Выбор «действия для другого» связывается у ребенка с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как способность переживать чувства другого, обеспечивает усвоение такого поведения.
3. Множество исследований, по изучению влияния «моделей» и различных факторов, влияющих на проявление альтруистического поведения детей, было проведено в рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые результаты этих экспериментов. Дети, наблюдавшие альтруистическую модель (щедрое поведение взрослого) поведения проявили больший просоциальное поведение. Однако недостаточно менторски актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми; необходимо воспитывать просоциальное поведение личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться наказанием («эффект бумеранга»).
Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают для него самостоятельное подкрепляющее значение и вызывают с его стороны «немотивированную» имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения.
Воспитание установок на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.
Альтруистическое поведение возникает чаще после предварительного возбуждения приятных эмоций (например, после воспоминаний о самом приятном событии в жизни).
Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные детерминанты просоциального поведения: просоциальное поведение возрастает если субъект получает признание своей высокой компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь оказывается добровольно; больший просоциальное поведение проявляется в отношении к человеку, который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т.п.);