Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

диплом-Просоциальное поведение детей среднего и старшего дошкольного возраста.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, можно  видеть, что в ситуации, требующей  «расширения» знаемой моральной  нормы, альтруистический поступок по отношению к партнеру не совершают 5 человек - 16% детей, совершают 15 человек - 52 % детей, т.е. меньше, чем в предыдущей методике. И 10 человек - 32% детей совершают такой поступок без колебаний.

 

Рисунок 2.7 – Изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста  (методика «Загадки»)

 

Сравнение поведения  детей в двух экспериментальных  ситуациях позволило выделить три группы детей.

I группу (5 человек - 16 % детей) составили дети, которые, несмотря на наличие адекватных моральных суждений, не продемонстрировали морального поведения ни в одной из ситуаций. Знание ими нормы никак не отражалось на реальном поведении.

В состав II группы (15 человек - 52 % детей) вошли дети, соблюдавшие моральную норму в первой методике («Подарок»), но оказавшиеся не в состоянии «перенести» знаемый способ поведения в иные обстоятельства. Во второй ситуации такие дети или не делились с партнером вовсе, или делились, ориентируясь на оценку взрослого. Интересно, что поступки таких детей были окрашены целой гаммой эмоциональных переживаний: замешательство, чувство вины, если они не поделились, и демонстрация своего поступка, если поделились. По-видимому, в данном случае моральная норма существует в сознании детей в форме конкретных предписаний и не распространяется на те ситуации, которые несколько отличаются от заданной, а если и распространяется, то моральный выбор сопряжен с внутренней борьбой. Можно предположить, что моральное поведение этих детей побуждалось не непосредственным отношением, а стремлением выглядеть хорошими в собственных глазах и в глазах других, соблюдать определенные нормы и правила.

III группа (10 человек - 32 % детей) состояла из тех, кто придерживался альтруистического поведения в обеих реальных ситуациях. Они не испытывали при этом внутренней борьбы, и такое поведение было для них органичным. Дети делились с другими неформально, не преодолевая себя. Можно предположить, что в данном случае просоциальное поведение побуждается не только усвоением норм, но и непосредственным отношением к сверстнику.

Поскольку все дети, участвовавшие  в эксперименте, обладали адекватными  моральными суждениями, данные различия в их поведении не могут объясняться степенью усвоения и знания моральных норм. Можно полагать, что альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, в том числе «ненормативных», ситуациях.

Проанализировав ответы детей по опроснику отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, все данные в общую таблицу, отражающую наличие  или отсутствие эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения.

Полученные результаты представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Анализ ответов  детей старшего дошкольного возраста по ситуациям опросника

 

Ситуации опросника

Проявляют эмпатию

Не проявляют эмпатию

1 подгруппы (оказание  или неоказание помощи другому)

27/ 91,6%

3/ 8,4%

2 подгруппы (ущемление  личных интересов ребенка)

26/ 87%

 4/13%

3 подгруппы (проявление  сочувствия к сверстнику, нарушившему  норму поведения)

19/ 63,3%

11/36,7%

4 подгруппы (проявление сорадости)

19/64% 

11/ 36%

5 подгруппа (оказание  помощи сверстнику при затруднениях)

25/ 84%

5/16%

Общие показатели по всем ситуациям

77,6%

22,4%




Рисунок 2.8 – Уровень проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, анализируя показатели проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста, следует отметить следующее:

1. Высокий уровень  развития альтруистических поступков  отмечен у 8 человек - 28% обследуемых, среди них большая часть – у девочек.

2. Средний уровень просоциального поведения проявляют 19 человек - 64% наблюдаемых детей, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков.

3. Низкий уровень проявления  просоциального поведения отмечается  у 3 человек - 8% детей, у мальчиков чаще, чем у девочек.

Приведенные данные показывают возрастную динамику в развитии эмпатии  детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе  эксперимента для подтверждения выдвигаемой гипотезы приводим сравнительную диаграмму результатов исследования по методикам.

 

Рисунок 2.9 – Сравнительный анализ результатов исследования в средней и старшей группах по методике «Рассказ-картинка-подарок»

 

Рисунок 2.10 – Сравнительный анализ результатов исследования в средней и старшей группах по методике «Загадки»

 

Рисунок 2.11 – Сравнительный  анализ результатов исследования в  средней и старшей группе по результатам  опросника

 

Анализируя приведенные  результаты исследования, мы можем  сделать следующие выводы:

- у детей среднего  дошкольного возраста высокого уровня развития альтруистических поступков у детей не отмечено; средний уровень просоциального поведения проявляют 58% наблюдаемых детей, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 42% детей, у мальчиков чаще чем у девочек.  По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 16 человек - 54,7% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 14 человек - 45,3% детей эмпатии не проявляют.

- у детей старшего  дошкольного возраста высокий уровень развития альтруистических поступков отмечен у 8 человек  - 28% обследуемых, среди них большая часть – у девочек; средний уровень просоциального поведения проявляют 19 человек  - 64% наблюдаемых детей, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 3 человек - 8% детей, у мальчиков чаще чем у девочек. По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 23 человека -  77,6% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 7 человек  - 22,4% детей эмпатии не проявляют.

Таким образом, в ходе изучения проявлений просоциального поведения у детей дошкольного возраста была подтверждена выдвигаемая гипотеза следующего содержания: существуют особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте

 

Эгоистические и альтруистические тенденции в  поведении ребенка  проходят сложную динамику развития. Выделяют три стадии морального развития ребенка:

1. доморальный уровень,  на котором ребенок руководствуется  своими эгоистическими побуждениями;

2. уровень конвенциональной  морали как ориентация на заданные  извне нормы;

3. уровень автономной  морали как ориентация на интернализованную  систему принципов.

В процессе развития у  ребенка постепенно формируются  совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, несвязанные   с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются  по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Здесь он  слит  с  ситуацией  и  партнером,  чьи  переживания  он разделяет.

Симпатия - это первичная  эмоция, на  основе  которой развиваются  все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на «чувства к другим» (любовь) и «чувства с другими»  (сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к «ситуации просоциального поведения» (4-5 лет), на которой он  может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и  предвидеть последствия собственного поведения.

В рамках различных психологических  школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. Приведу  некоторые из них.

1. Развитие эмпатии  под влиянием  художественного   произведения. Теоретической основой исследований, проведенных Запорожцем и  др. стали следующие положения. Для морального развития ребенка  необходимо  не  просто усвоение  норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и  взрослыми деятельность. Особенности эмоционального отношения ребенка к  окружающему зависят от характера его деятельности.

Однако существенную роль здесь играет не столько исполнительская  часть детской деятельности, а  сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем.

Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним. В проведенном  исследовании изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной  оценкой.

Однако для того,  чтобы это слияние не только произошло, но и оказало влияние на  отношение  ребенка к окружающим, необходим процесс «сближения» детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до  игры-драматизации.

Исследования проводились  по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия  сказки, в реальные жизненные условия.

Повторно  инициируемое  взрослыми  сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать  не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет  здесь одностороннюю направленность и  развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти  исследования, при систематической работе по этой схеме, дети из  экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно.

2. Использование эмпатического  взаимодействия ребенка и взрослого   как способ научения альтруистическому  поведению. Авторы исследований  (Аронфрид и  Паскаль) положили в основу своих экспериментов идею о том, что удовольствие социализирующего агента от поведения ребенка выступает как подкрепление для него же, т.к. он разделяет это удовольствие. Подкрепление здесь является результатом поступка, а эмпатия - средством для усвоения поведения. В проведенных экспериментах ребенок мог выбирать между «действиями для себя» (нажать на кнопку и получить конфету) и «для другого» (зажечь лампочку и вызвать улыбку у экспериментатора).

Выбор «действия  для  другого» связывается у ребенка с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком  социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо  зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как  способность переживать чувства другого,  обеспечивает  усвоение  такого поведения.

3. Множество  исследований, по  изучению влияния «моделей» и  различных факторов, влияющих на проявление альтруистического  поведения  детей,  было проведено в  рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые результаты этих экспериментов. Дети, наблюдавшие альтруистическую модель  (щедрое  поведение  взрослого) поведения  проявили больший просоциальное поведение. Однако недостаточно менторски   актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми;  необходимо воспитывать просоциальное поведение личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической  модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и  непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается  поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается  противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться  наказанием («эффект бумеранга»).

Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают для него самостоятельное подкрепляющее значение  и вызывают  с его стороны «немотивированную» имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения.

Воспитание установок  на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных  ситуаций, с  последующей  реализацией   помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с  изображением  людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем,  максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.

Альтруистическое поведение  возникает чаще после предварительного возбуждения приятных эмоций (например, после воспоминаний о самом приятном событии в жизни).

Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные  детерминанты просоциального поведения: просоциальное поведение возрастает если субъект  получает  признание  своей  высокой компетентности в какой-то  области,  а  также тогда, когда помощь оказывается добровольно; больший просоциальное поведение проявляется в отношении к человеку, который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично   для   приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т.п.);

Информация о работе Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста