Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

диплом-Просоциальное поведение детей среднего и старшего дошкольного возраста.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

Приложение  А

 

  1. Игра «Путаница»

Цель: поддержание группового единства.

Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться– кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.

  1. Игра «Скала»

Цель: на сплочение и  взаимовыручку.

Ход игры: Команда в  полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади  – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается  из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.

  1. Игра «Вопрос соседу»

Цель: развитие внимания и сосредоточенности.

Все садятся в круг, ведущий– в центре. Он подходит к  любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

  1. Игра «Ласковые шаги»

Цель: формирование гуманистических  убеждений.

Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10– 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

  1. Игра «Проведи слепого»

Цель: Сплочение коллектива.

Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

  1. Игра «День рождения»

Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать  обиды, снять разочарование.

Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки  жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить  это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Исходя из вышесказанного, при работе с детьми-сиротами необходимо выявить их особенности и в  соответствии с этим подобрать  игры определенной направленности, направленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшения степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом занятие должны проводиться регулярно по четкому плану. Необходимо учитывать индивидуальные особенности самих детей, потому что не все игры могут проводится с данной категорией детей. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей и быть всегда с ними корректным и искренним, потому что дети не терпят лжи и фальши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Ситуации опросника  для определения уровня развития эмпатии

 

1 подгруппа  (оказание помощи другому):

Ситуация №1: В умывальной комнате твой приятель никак не может повесить полотенце на вешалку, а воспитатель зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?

Ситуация №2 (отдельно для мальчиков и для девочек): Сосед (ка) по шкафчику в раздевалке никак не может зашнуровать ботинки, просит тебя помочь. А твой друг (подруга) зовет тебя играть в войну (дочки – матери). Вы разведчики, и вам дано задание срочно отправляться в разведку. (Ты - ее дочка, и вам нужно срочно идти к врачу). Как ты поступишь?

Ситуация № 7: Воспитатель на занятии дала задание: сделать поделку из бумаги. Как сделал работу - можно идти играть. Ты уже сделал (а), а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?

 

Ситуации 2 подгруппы (проявление эмпатии к сверстнику через ущемление личных интересов ребенка):

Ситуация №3: Ты пускаешь мыльные пузыри, и у тебя осталось совсем немного мыльной воды. К тебе подходит девочка (мальчик) из вашей группы и просит отлить половину. Что ты сделаешь?

Ситуация № 10: У вас в группе появилась новая машина с пультом управления. Ты специально пришел в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришел Саша, и он тоже хочет поиграть с этой машиной. Как ты потупишь? (вариант для мальчиков).

У вас в группе появилась  новая красивая кукла. Она умеет  говорить «мама», плакать, смеяться, ходить, у нее очень красивые платье и  туфельки. Ты специально пришла в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришла Лена, и она тоже хочет поиграть с этой куклой. Как ты поступишь? (вариант для девочек)

 

Ситуации 3 подгруппы (проявление сочувствия и оказания помощи ребенку, нарушившему какую- либо норму поведения или указание воспитателя):

Ситуация 5: Всем детям в группе на полдник дали по 2 конфеты. Все съели по одной, а вторую положили по своим шкафчикам, чтобы отдать потом своим мамам. Ты положил (а) в шкафчик обе конфеты (ни одной не съел (а). А Сережа не удержался и съел обе конфеты, ничего не оставив маме. Ему стало стыдно, что все ребята угостят своих мам, а ему маму угостить нечем. Он подошел к тебе и попросил одну конфету. Как ты поступишь?

Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Прогулка скоро закончится, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?

Ситуация 7: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?

 

К четвертой  подгруппе мы отнесли ситуацию № 4, в которой требуется проявление сорадости другому:

Ситуация № 4: Андрюша пришел в группу радостный. Он подошел к тебе и сказал, что ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?

Последняя подгруппа  включала в себя также одну ситуацию (№9), связанную с выявлением у  дошкольников желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации, которая не предполагает нарушений моральных норм или ущемления личных интересов ребенка:

Ситуация № 9: В группу пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РОДИТЕЛЯМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

 

Играем в «Семью».

Это самая любимая  детская игра. Она уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между всеми желающими. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а «настоящая» мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в  «кукольную», «звериную».

Приведем несколько  примеров самых любимых «семейных» детских игр. Каждая из них чему-то учит, что-то воспитывает и доставляет удовольствие.  

 

«Маленькие помощники».

Мамам знакома ситуация: домочадцы не помогают по дому, несколько  раз надо просить убрать игрушки, выбросить конфетные обертки, сложить в шкаф книжки. Такую проблему и поможет разрешить эта игра.

Цель.  Научить малыша выполнять ту или иную домашнюю работу; показать, что это не   только необходимо, но и интересно, ведь к  каждой работе можно подходить весело и с фантазией.

Что понадобится. Сюжетные картинки (можно из детских книжек), на которых изображены бытовые сценки, например: все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить обед, стирать белье. Также отберите соответствующие игрушки.

Как играть. Распределите роли и разыграйте ситуации из жизни: стираем, убираем, гладим, варим суп, пылесосим и т.д. 

 

«Одеваемся на прогулку».

Многие малыши не умеют  самостоятельно одеваться, и, когда  они идут в детский сад, это становится для них большой проблемой. Но часто дети не хотят это делать не потому, что ленятся, а потому, что просто не умеют.

Цель. Сначала научить  малыша понимать общие понятия «одежда», «обувь», правильно называть вещи. Затем - освоение навыков одевания. Ведь это очень сложно: понять, где перед, а где зад, где лицо, а где изнанка, как застегнуть-расстегнуть пуговки или молнию, что означает «зашнуровать, завязать, повесить на крючок»...

Что понадобится. Лучше  всего подойдет большая кукла, у которой есть гардероб: платья, шапочки, кофточки, носочки, туфельки. Подберите вещи для разных сезонов. Особенно   интересна для малыша одежда настоящая, но маленького размера.

Как играть. При разработке сюжета не забудьте о тематической картинке. Подойдёт, например, рисунок, на котором изображена прогулка в заснеженном лесу. Затем приступайте к выбору одежды, одеванию и переодеванию куклы. 

 

«Приглашаем к столу!».

Часто приходится краснеть за своего ребёнка, когда он «некрасиво»  ведёт себя за столом. Уж, казалось бы, сколько раз делали ему замечания, а он так ничего и не усвоил. Родители, помните: одно дело в 101-й раз услышать инструкцию, и совсем другое – разыграть ситуацию!

Цель. Малыш запомнит названия предметов мебели, посуды, освоит понятия «справа», «слева», «большой», «маленький». Ребёнок почувствует себя самостоятельным, поймёт, как должен вести себя хозяин и как нужно вести себя в гостях. И, конечно же, будет учиться быть внимательным ко всем и быть внимательным самому.

Что понадобится. Стол и стулья (настоящие или игрушечные, для кукольной семьи). Скатерть, салфетки, посуда, чай, еда (но это не обязательно, можно играть «понарошку»).

Как играть. Накрыть стол скатертью и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто  будет сидеть. Вежливо пригласить всех к столу, предложить угощение.  

 

«Купание куклы».

Очень часто малыши не любят купаться, мыть голову, переодеваться! Всегда уговоры, слёзы, «не хочу», «не  буду». Но если дети побывают кукольными родителями, то больше эти капризы  не повторятся.

Цель. В первую очередь, дать малышу возможность проявить о  ком-то заботу. Также ребёнок легко  выучит названия разных туалетных принадлежностей.

Что понадобится. Куклы, которых можно намочить в воде (пупсы), таз, вода, мыло, мочалка, полотенце, халатик.

Как играть. Последовательно  воссоздавать цепочку действий купания  куклы: наливаем воду в таз, пробуем, не слишком ли горячая вода, раскладываем по местам мыло, полотенце, халатик. Когда  всё готово, раздеваем куклу, погружаем  в воду, трём мыльной мочалкой, ополаскиваем, вытираем, надеваем на неё халатик. Затем укладываем её спать и поём колыбельную.

 

Ещё с малышами можно  поиграть в такие сюжетно-ролевые  игры, как «Завтрак куклы», «Утро  в семье», «Семейный выходной», «Автобусная  поездка», «Помогаем маме стирать бельё (мыть посуду)», «Большая уборка», «Лечим больного ребёнка», «День рождения куклы», «Мишка и кукла в детском саду» и т.д.

 

 

Приложение  В 

Коррекционно-развивающие  игры для использования в работе педагога-психолога, воспитателя.

 

Сюжетно-ролевая игра «Мы –артисты»

 

Цель игры: воздействовать на чувства детей, вызвать у них  стремление подражать конкретному  герою сказки. Формировать представления  о добре и зле, о том, что  зло наказывается. Формирование сравнительной  и обобщенной оценки образов. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре (кассир, продавец, гардеробщица, артисты).       

План игры:

1. Беседа о русских  народных сказках 

Вопросы:

а) Какие сказки вы знаете?

б) Какие сказки мы с  вами читали?

в) Чему учат сказки (добру, добрым поступкам) ?

г) Что происходит со злом (наказывают)

2. Рассматривание иллюстраций  к сказкам «Колобок», «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка» 

Загадка о колобке:

«Не лежалось на окошке,

Побежал он по дорожке»

Вопросы:

а) К какой сказке загадка?

б) Какой колобок (добрый, веселый, жизнерадостный, румяный)?

в) Какая лиса (хитрая, обманчивая)?

г) Как бы наказали лису вы?

3. Экскурсия в театр  «Теремок» (на волшебном поезде)

  • Исполнение песенки «Мы едем, едем, едем»
  • Знакомство с театром (беседа о поведении в театре)
  • Экскурсоводы: девочки старших групп. Они помогают знакомиться с работой и понятиями

а) кассы (профессией кассира)

б) киоска (профессией продавца)

в) кафе (профессией продавца)

г) зрительный зал (зрители)

д) сцена (выступают артисты)

4. Музыкальная сказка  «Теремок» (беседа о поведении  артистов на сцене) 

Загадки:

а) Длиннохвостенькая, серенькая  крошка, боится кошки 

б) Длинноухий, длинноногий, скачет быстро по дороге. Всех боится побегайчик. Отгадай, кто он?

в) Я зеленая квакушка, ква-ква. А зовут меня - …

г) Кто цыпляток очень  любит? Волку серому сестрица. Это  хитрая - … 

д) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

Какая сказка:

«Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце  концов

Стало множество жильцов!»

В игре дети исполняют  следующие роли: зайчик, лиса, медведь, мышка, лягушка.

5. Анализ игры 

Чем занимались сегодня?

а) О чем беседовали в начале?

б) Куда ездили на экскурсию?

Информация о работе Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста