Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

диплом-Просоциальное поведение детей среднего и старшего дошкольного возраста.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

Было также  выявлено тормозное  влияние  группы  на проявление альтруистического поведения: чем больше свидетелей  события, требующего такого поведения, тем меньше  вероятность его проявления. Это связано с «распределением ответственности» между членами группы, которое  ослабляет стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой  требуется проявление просоциального поведения, объединена, то имеет место обратное - «кумуляция ответственности». Проведенные эксперименты показали, что группа, объединенная  общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной ситуации, чем разобщенная.

В развитии гуманного  поведения у детей большую роль  играет  отношение родителей к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно  детям, родители которых  разъясняли  им  нравственных  нормы,  а  не  прививали  их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса  воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании  просоциального поведения  в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной  процесса  этого  воспитания  является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо «считывают» последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм и противоположное реальное поведения родителей не могут  служить  базой  для воспитания альтруистического поведения.

Широкий круг классических и современных психологических  исследований показывает, что деятельностью, в рамках которой формируются  в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника, является игра. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений. Игровые традиции содержат в себе нравственные нормы и регуляторы поведения. Считалки, дразнилки, правила, и игровые припевки являются первыми собственно детскими законами общения, универсальными и гибкими, доступными всем детям и с удовольствием ими принимаемые. В игре ребенку задается общественно выработанный язык чувств, названия эмоций и их описание, характеристики экспрессии. Игровой фольклор регулирует споры и ссоры, позволяет устанавливать очередность и распределять роли. В игровом фольклоре предусмотрены ритуалы примирения и поощрения, законы сотрудничества и моральные императивы. Игровые припевки учат находить «мирный» выход из конфликтных, эмоционально раскаленных ситуаций: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись! …», «Шишки, шишки я на передышке», «Жадина-говядина, турецкий барабан — кто на нем играет — таракан», «За одним не гонка — я не пятитонка» и др. Правила игры, таким образом, становятся своеобразным кодексом товарищества, реальной школой нравственной регуляция поведения. Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нормами выделял Д. Б. Эльконин [9], подчеркивая, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интериоризации нравственных отношений.

В качестве рекомендации по развитию просоциального поведения детей дошкольного возраста мы рекомендуем программу тренинга «Азбука этикета».

В ее основу заложено личностно  ориентированный, деятельный и культурологический подходы.

Проведения занятий  по основам этикета планируется за счет вариативной части программы (1 час в неделю; продолжительность занятия – приблизительно 20 минут).

Цель тренинга – содействовать  освоению детьми норм и правил культурного  поведения, воспитывать позитивное отношение к близким, одногодкам, старшим, к окружающему, развивать чувства причастности, совместности с другими людьми.

Курс состоит из четырех  блоков: культура внешнего вида, правила  поведения в общественных местах, этикет межличностных взаимоотношений, культура общения. Каждый блок состоит  из нескольких разделов.

Культура внешнего вида.

  1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы.
  2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда).

Правила поведения в  общественных местах.

  1. Поведение в детском садике. Ребенок с уважением относится у воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам.
  2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.
  3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

Этикет межличностных  отношений.

  1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.
  2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить.
  3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки.

Культура общения

  1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас.
  2. Культура невербального общения. Во время разговора ребенок смотрит в лицо собеседника (или в глаза), сохраняет внимательное и добросовестное выражение лица, улыбается, когда это уместно; разговаривает спокойно, достаточно выразительно, заботясь, чтобы его хорошо слышал собеседник, но не обязательно слышали люди вокруг; придерживается эстетики жестов, мимики, поз.

Тематика занятий из «Азбуки этикета» Культура внешнего вида. (7 час.)

  1. Санитарно-гигиенические навыки. Твоя осанка, походка. В гостях у Мойдодыра. Правила ухода за собой. Уход за собственными вещами.
  2. Твоя внешность. Тот красивый, кто опрятный. Одежда, её предназначение, соответствие возрасту, времени, месту. Прическа.

Правила поведения в  общественных местах. (11 час.)

  1. Поведение в садике. Садик – твой второй дом, твоя группа – твои друзья. Твои обязанности в садике. Уважаем труд людей, которые нас обслуживают. Традиции и праздники.
  2. Город и мы. Правила поведения на улице, в транспорте, в магазине, в кафе, в театре. Безопасность жизнедеятельности.
  3. Правила поведения в гостях. Гостеприимство. Как дарить и принимать подарки, и знакомить гостей. Сервировка стола, назначение каждого предмета. Поведение за столом, что и как едят.

Этикет межличностных  отношений. (10 час.)

  1. Твоя семья. Изучение своего рода. Уважение к старшим, внимание к родителям, забота о младших. Соблюдение чистоты и порядка в помещении. Семейные праздники.
  2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Детская дружба. Мальчики и девочки. Каким должен быть друг. Мы играем.
  3. Этика взаимоотношений со старшими. Друзья нашей семьи и соседи. Незнакомый человек.

Культура общения (8 час.)

  1. Разговорный этикет. Речь- способ общения, грамотность. Добрые слова и желания. Слова сочувствия и утешения. Как правильно высказать свои мысли, как слушать собеседника.
  2. Культура невербального общения. Улыбка, взгляд, выражение лица, жесты. Хорошие и плохие манеры. Вредные привычки. Как себе помочь.

Естественно, что каждый раздел этого тренинга требует доскональной разработки, новейших прогрессивных  технологий, основой которых должны быть сказка и игра. Таким способом воспитатель должен вызвать у детей желания выполнять действия, говоря словами детей, «чтоб было красиво». Вообще определяющим в деятельности воспитателя является соблюдение таких условий: опора на потребности детей в движении, действиях; постоянное привлечение (вербальное и эмоционально-позитивное) детей к деятельности; удачное словесное привлечение и похвала доскональных движений, действий отдельных детей; позитивный эмоциональный настрой самого воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Особое значение в контексте личностного развития приобретает такое нравственное качество как просоциальное поведение. Актуальность его изучения связана со значительными изменениями общественного сознания россиян в современных социально-экономических условиях. В нашей стране длительное время существовал разрыв между государственной идеологией и психологией людей, что выразилось в «двойственности» морального развития членов общества. Фактически существовали две системы морали -«мораль для других», отражающая уровень идеологических требований и санкционируемая общественными институтами, - и «мораль для себя», формирующаяся на основе житейского опыта и существующая в форме личностных механизмов регуляции социального поведения.

Резюмируя, все выше сказанное  можно сделать вывод о том, что:

1) просоциальное поведение является следствием эмоциональной реакции - эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания;

2) просоциальное поведение возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения;

3) просоциальное поведение побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается реальность, предстающая в форме ценностных ориентаций, при которых центральным критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности;

4) альтруистическое (просоциальное)  поведение направленно на благо  других и не рассчитано на  внешнюю награду. Это поведение  обусловлено наличием у человека ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению просоциального поведения, подозрительности, жадности, скептицизма. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.

Итак, просоциальное поведение как бескорыстное служение людям, включающий в себя альтруистические потребности, установки и мотивацию, как показатель, определяющий в целом направленность личности, играет важную роль в профессиональной деятельности людей, занятых в сфере "человек - человек".

В результате проведенного исследования было выяснено следующее:

- у детей среднего  дошкольного возраста высокого уровня развития альтруистических поступков у детей не отмечено; средний уровень просоциального поведения проявляют 58% наблюдаемых детей, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 42% детей, у мальчиков чаще чем у девочек.  По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 16 человек - 54,7% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 14 человек - 45,3% детей эмпатии не проявляют.

- у детей старшего  дошкольного возраста высокий  уровень развития альтруистических  поступков отмечен у 8 человек  - 28% обследуемых, среди них большая  часть – у девочек; средний  уровень просоциального поведения проявляют 19 человек  - 64% наблюдаемых детей, причем  среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 3 человек - 8% детей, у мальчиков чаще чем у девочек.  По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 23 человека -  77,6% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 7 человек  - 22,4% детей эмпатии не проявляют.

Таким образом, выявлены явные отличия в проявлении процосиального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста, и, следовательно, подтверждена выдвигаемая гипотеза следующего содержания: существуют особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 704 с.
  2. Авдулова Т. П. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. – 2007. - №2. – С. 51-63.
  3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд.дис. - М., 1987.
  4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009. - 187 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008 - 468 с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2005. - 352 с.
  7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
  8. Буре Р. С. , Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. , и доп. -М. : Просвещение, 2005. – 143 с.
  9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Уч. пособ. для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 256 с.
  11. Воспитание и обучение детей шестого года жизни /Под ред. Л. А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007. - 236 с.
  12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. АН. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп.- И.: Просвещение, 2009. - 96 с.
  13. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕССА, 2006. - 1008 с.
  14. Выготский  Л. С. Вопросы детский психологии. - М.: Союз, 2006. – 224 с.
  15. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы./ Вопросы психологии. -  2005. - №2. - С. 147 – 156.
  16. Гольцова Т.В. Изучение альтруистических представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы современной науки - М., 2004. - 87 с.
  17. Гольцова Т.В. Исследования просоциального поведения детей в зарубежной психологии // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сб. науч. трудов. - Орёл: ОГУ; 2004. - С. 27-30.
  18. Гольцова Т.В. Различные подходы к нравственному развитию дошкольников // Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей: Материалы Международной научно-практической конференции. - Орёл: ОГУ, 2003. - С. 15-18.
  19. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984.
  20. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
  21. Зиньковский В.В. Психология детства / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 2006. - 336с.
  22. Калганов В.А. Консультации в работе детского практического психолога. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
  23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
  24. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  25. Краткий психологический словарь  /Свенцицкий А.П. [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.
  26. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2007. – 464 с.
  27. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. – К. : Рад. шк. , 2008. -128 с.
  28. Лисина  М.И. Таинство детства. – М.: У-Фактория, 2005 - 448 с.
  29. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 2009. – 416 с.
  30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -М.: изд. Центр «Академия». - 2008.- 432 с.
  31. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. , «Просвещение», 2008. - 256 с.
  32. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /В.Г Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, ТА. Марковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 272 с.
  33. Образцова Л.Н. Академия раннего развития: методика Синити Судзуки. – М.: АСТ, 2004. – 72 с.
  34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
  35. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников // Психолог в детском саду. – 2007. - №2. – С. 81-92.
  36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 704 с.
  37. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2009. - 230 с.
  38. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. – М.:  Академия, 2006. – 384 с.
  39. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

Информация о работе Особенности просоциального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста