Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
Было также выявлено тормозное влияние группы на проявление альтруистического поведения: чем больше свидетелей события, требующего такого поведения, тем меньше вероятность его проявления. Это связано с «распределением ответственности» между членами группы, которое ослабляет стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой требуется проявление просоциального поведения, объединена, то имеет место обратное - «кумуляция ответственности». Проведенные эксперименты показали, что группа, объединенная общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной ситуации, чем разобщенная.
В развитии гуманного поведения у детей большую роль играет отношение родителей к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании просоциального поведения в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо «считывают» последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм и противоположное реальное поведения родителей не могут служить базой для воспитания альтруистического поведения.
Широкий круг классических и современных психологических исследований показывает, что деятельностью, в рамках которой формируются в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника, является игра. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений. Игровые традиции содержат в себе нравственные нормы и регуляторы поведения. Считалки, дразнилки, правила, и игровые припевки являются первыми собственно детскими законами общения, универсальными и гибкими, доступными всем детям и с удовольствием ими принимаемые. В игре ребенку задается общественно выработанный язык чувств, названия эмоций и их описание, характеристики экспрессии. Игровой фольклор регулирует споры и ссоры, позволяет устанавливать очередность и распределять роли. В игровом фольклоре предусмотрены ритуалы примирения и поощрения, законы сотрудничества и моральные императивы. Игровые припевки учат находить «мирный» выход из конфликтных, эмоционально раскаленных ситуаций: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись! …», «Шишки, шишки я на передышке», «Жадина-говядина, турецкий барабан — кто на нем играет — таракан», «За одним не гонка — я не пятитонка» и др. Правила игры, таким образом, становятся своеобразным кодексом товарищества, реальной школой нравственной регуляция поведения. Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нормами выделял Д. Б. Эльконин [9], подчеркивая, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интериоризации нравственных отношений.
В качестве рекомендации по развитию просоциального поведения детей дошкольного возраста мы рекомендуем программу тренинга «Азбука этикета».
В ее основу заложено личностно ориентированный, деятельный и культурологический подходы.
Проведения занятий по основам этикета планируется за счет вариативной части программы (1 час в неделю; продолжительность занятия – приблизительно 20 минут).
Цель тренинга – содействовать освоению детьми норм и правил культурного поведения, воспитывать позитивное отношение к близким, одногодкам, старшим, к окружающему, развивать чувства причастности, совместности с другими людьми.
Курс состоит из четырех блоков: культура внешнего вида, правила поведения в общественных местах, этикет межличностных взаимоотношений, культура общения. Каждый блок состоит из нескольких разделов.
Культура внешнего вида.
Правила поведения в общественных местах.
Этикет межличностных отношений.
Культура общения
Тематика занятий из «Азбуки этикета» Культура внешнего вида. (7 час.)
Правила поведения в общественных местах. (11 час.)
Этикет межличностных отношений. (10 час.)
Культура общения (8 час.)
Естественно, что каждый раздел этого тренинга требует доскональной разработки, новейших прогрессивных технологий, основой которых должны быть сказка и игра. Таким способом воспитатель должен вызвать у детей желания выполнять действия, говоря словами детей, «чтоб было красиво». Вообще определяющим в деятельности воспитателя является соблюдение таких условий: опора на потребности детей в движении, действиях; постоянное привлечение (вербальное и эмоционально-позитивное) детей к деятельности; удачное словесное привлечение и похвала доскональных движений, действий отдельных детей; позитивный эмоциональный настрой самого воспитателя.
Заключение
Особое значение в контексте личностного развития приобретает такое нравственное качество как просоциальное поведение. Актуальность его изучения связана со значительными изменениями общественного сознания россиян в современных социально-экономических условиях. В нашей стране длительное время существовал разрыв между государственной идеологией и психологией людей, что выразилось в «двойственности» морального развития членов общества. Фактически существовали две системы морали -«мораль для других», отражающая уровень идеологических требований и санкционируемая общественными институтами, - и «мораль для себя», формирующаяся на основе житейского опыта и существующая в форме личностных механизмов регуляции социального поведения.
Резюмируя, все выше сказанное можно сделать вывод о том, что:
1) просоциальное поведение является следствием эмоциональной реакции - эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания;
2) просоциальное поведение возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения;
3) просоциальное поведение побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается реальность, предстающая в форме ценностных ориентаций, при которых центральным критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности;
4) альтруистическое (просоциальное)
поведение направленно на
Итак, просоциальное поведение как бескорыстное служение людям, включающий в себя альтруистические потребности, установки и мотивацию, как показатель, определяющий в целом направленность личности, играет важную роль в профессиональной деятельности людей, занятых в сфере "человек - человек".
В результате проведенного исследования было выяснено следующее:
- у детей среднего дошкольного возраста высокого уровня развития альтруистических поступков у детей не отмечено; средний уровень просоциального поведения проявляют 58% наблюдаемых детей, причем среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков; низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 42% детей, у мальчиков чаще чем у девочек. По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 16 человек - 54,7% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 14 человек - 45,3% детей эмпатии не проявляют.
- у детей старшего
дошкольного возраста высокий
уровень развития
Таким образом, выявлены явные отличия в проявлении процосиального поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста, и, следовательно, подтверждена выдвигаемая гипотеза следующего содержания: существуют особенности просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Список литературы