Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
Обобщая его точку зрения, можно сказать, что эмоции — это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.
Эмоции характеризуются силой и глубиной, т.е. чем больше для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость – горе, любовь – ненависть, веселье – печаль …) [8]
Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов [1] выделяет три его компонента:
1) эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определённое событие, имеющее значение для конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идёт нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.
2) Знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происшедшего события возникает либо положительная эмоция (если событие оценено как позитивное), либо негативное (если событие оценено как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция побуждает на продолжение события, а во втором – на его прекращение.
3) Степень контроля. В некоторых случаях личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций , как паника , ужас , бешенство и т. д. , контроль и ориентация невозможны .
В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И. Рогову и Т.П.Скрипкиной выделить 6 функций :
1. Отражательная функция,
выражающаяся в обобщённой
2. Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее чёткий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направление его поиска и собственное пристрастное отношение к нему.
3. Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события , которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию . Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности ( получил позитивное подкрепление ) , есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за неё браться .
4. Переключательная функция. Наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость .
5. Приспособительная функция. Проявляется , когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.
6. Коммуникативная функция . Эмоции являются одним из главных факторов , оказывающих влияние на общение между людьми , Мимика и пантомимика , как средства выражения эмоций , позволяют человеку транслировать собеседнику свои переживания, не обозначая их вербально . Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих .
Наиболее полной и систематизированной является классификация эмоций , предложенная Б.И.Додоновым [1] ,основой для которой является их зависимость от субъективной ценности.
Так выделяют 10 видов эмоций:
- альтруистические эмоции, т. е. переживания, возникающие на основе потребности в покровительстве, помощи другим людям ( желание приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства за чью-либо судьбу, чувство преданности…) ;
- коммуникативные эмоции, переживания, возникающие на основе потребности в общении ( чувство симпатии, желание получить одобрение значимых людей, желание получить отклик своим мыслям и переживаниям и т. д.)
- глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении (стремление завоевать признательность и почёт, чувство удовлетворения от сделанного);
- практичвеские эмоции непосредственно связаны с деятельностью, её изменением в ходе осуществления, успешностью или неуспешностью (чувство напряжения , желание добиться успеха , приятная усталость ) ;
- пугнистические эмоции происходят из потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (жажда приключений и острых ощущений, решительность, ощущение спортивного азарта);
- романтические эмоции (стремление ко всему нестандартному, чувство особой значимости происходящего) ;
- гностические эмоции связаны с потребностью в познавательной гармонии (стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления ,ощущение смутности или ясности мысли , радость постижения истины) ;
- эстетические эмоции основаны на лирических переживаниях (наслаждение красотой, чувство возвышенного, чувство изящного и грациозного, ощущение приятной грусти , растроганность);
- гедонестические эмоции основаны на потребности в удовлетворении в телесном и душевном комфорте (наслаждение от приятной пищи , тепла , чувство безмятежности , приятная возбуждённость) ;
- акизитивные эмоции возникают в связи с потребностью в накоплении и коллекционированию (стремление что-либо многократно приобретать, радость по поводу своих накоплений). [17]
В многообразном спектре
Высшие чувства — чувства, источником которых является удовлетворение сложных социальных потребностей ,возникающих в процессе формирования личности .
По своей сути высшие чувства представляют собой продукт высшей ступени развития человечества и наиболее богаты и сложны по своему содержанию.
Нравственными ( моральными ) называют чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами , принятыми обществом [6] .Устойчивое проявление таких чувств является следствием усвоения человеком норм и правил нравственности , когда общечеловеческие ценности являются для него главным ориентиром вне зависимости от обстоятельств , в которые он попадает . Полярным для моральных чувств ( гуманность , чувство долга , любовь , дружба т. д. ) являются аморальные (жадность , эгоизм , злорадство , жестокость и т. д.).
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. В данном случае находит своё подтверждение принятое в отечественной психологии положение о взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сфер, так как интеллектуальные чувства (любознательность , чувство радости …) являются не только сопровождающим познавательную деятельность фактором, но и стимулируют её развитие , оказывая непосредственное влияние на точность, глубину и содержательность знаний , на скорость и продуктивность мыслительных процессов.
Эстетические чувства. Они находят своё выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые могут вызывать особое чувство восхищения. Как и эмоции вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы её ценностей.
Очевидно, это эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на её активность, тем или иным образом влияют на её деятельность. Теоретические изыскания в области человеческих эмоций не исчерпывают всего многообразия сочетаний индивидуальных проявлений чувственной сферы человека, но делают шаг на пути понимания её сущности . Итак:
— эмоции выполняют множество функций, в частности, охранную и регулирующую;
— эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;
— эмоции сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Около 4-5 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства , способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований , которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее яркое чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет .
Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.
Эстетические чувства
также получают своё дальнейшее развитие
в связи с собственной
Ключевыми моментами эмоционального развития этого возраста являются:
Таким образом, чувства ребёнка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемые эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребёнком-
Своё влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребёнка и усложнением его отношений с окружающим миром.
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте
В отечественной психологии работы, посвященные изучению нравственного мира человека, характеризуются единством методологических и метаэтических оснований, пониманием морали как социально-исторического основания. Данный подход отражён в работах отечественных этиков Л.М. Архангельского, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого. А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.В. Согомонова; психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.И. Божович и др.
Развивая тезис Л.С. Выготского о социальном характере психики ребёнка, отечественные психологи рассматривают моральное развитие как присвоение ребёнком моральных норм, их обобщение, интериоризацию и формирование внутренних «моральных инстанций».
В ряде психологических и педагогических исследований изучались ценностные ориентации детей как показатели уровня нравственных представлений и суждений (A.M. Виноградова, Т.А. Маркова. Л.А. Пеньевская, Т.А. Репина и др.). В этих работах рассмотрены такие факторы развития оценочных суждений как ценностные ориентации окружающих взрослых, сверстников, результаты деятельности детей. Роль представлений в нравственном развитии ребёнка широко рассматривалась в педагогических работах А.М. Виноградовой, А.А. Люблинской, В.Г. Нечаевой и др. Установлено, что дети дошкольного возраста могут усвоить достаточно широкий круг нравственных представлений, мотивировать и оценивать свои поступки, однако они довольно часто нарушают правила взаимоотношений не только с детьми, но и со взрослыми, от которых они эти правила восприняли.
В качестве факторов, детерминирующих моральное поведение, рассматривались желание следовать образцу, представляющему собой конкретный или обобщённый образ человека (М.И. Бобнева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Другим фактором, воздействующим на моральное поведение, могут выступать чувства. Значение всякого чувства состоит не в пассивном переживании, а в его активной регуляции поведения (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Р.Н. Ибрагимова).
Термин «просоциальное поведение» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип просоциального поведения гласил: «Живи для других». Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. [12]
В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу просоциального поведения.
1. Альтруистические нормы.
Под ними понимаются такие
термины как потребность
2. В рамках бихевиоризма просоциа