Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
3. В психоанализе просоциальное поведение рассматривается как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе, авторы предположили, что испытуемые, нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению. Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие, выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.
В целом просоциальное
поведение характеризует
Просоциальное поведение - действия, предназначенные для того, чтобы принести пользу другому человеку. [24]
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица или социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологии наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманный характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип просоциального поведения играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.
Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие. Исследования показали, что просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в 2-летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также братья и сестры.
Влияние научения через наблюдение над просоциальным поведением продемонстрировано в целом ряде исследований. Исследователь пришли к выводу, что дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости. Еще два пути влияния на просоциальное поведение - это исполнение роли и индукция. В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, малышам могут рассказать о том, какие последствия могут иметь их действия для других.
Особое внимание исследователей привлекали проявления просоциального поведения как одной из форм нравственного поведения вообще. В отличие от норм морали, альтруистические нормы менее жёстко фиксированы; они не заданы в качестве обязательных, хотя, в определённой степени, также подвержены социальному контролю.
В зарубежной психологии изучение феномена просоциального поведения, как и феномена морального поведения, осуществляется в русле бихевиористического (Дж. Аронфрид, Л. Типтон, Р. Вейс и др.), психоаналитического (Дж. Уоллес, Е. Садалла, М. Харрис) и интеллектуалистического (К. Рубин, Ф. Шнейдер) направлений. В конце XX века был проведён ряд исследований, посвященных генезису просоциального и альтруистического поведения детей, роли эмпатии в развитии просоциального поведения, а также методам его воспитания (Bar-Tal, Raviv & Goldberg, 1982; Eisenberg & Fabes, 1998; Zahn-Waxler et al., 1992 и др.).
В исследованиях 80 - 90 годов было выявлено, что существует связь между эмпатией и просоциальное поведениеом. Однако у детей дошкольного возраста и детей, только что поступивших в школу она достаточно скромная. Более ярко проявляется у детей предподросткового и подросткового возраста, а также у взрослых (Underwood & Moore, 1982; Chapman et al., 1987; Eisenberg et al., 1990). [22]
В целом проведённый теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что альтруистические проявления вызывают устойчивый интерес исследователей. Они рассматриваются как со стороны онтогенеза, так и со стороны феноменологии. Однако необходимо отметить, что сама феноменология альтруистического сознания (содержание высказываний, смысл аргументации) до сих пор остаётся мало изученной. В исследованиях практически отсутствуют данные об индивидуальных и гендерных вариациях нравственного сознания на различных стадиях онтогенеза, в частности, у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогически
Даже краткое знакомство с мировым религиями позволяет выделить общую в них черту - преодоление собственного эгоизма. Это особенно выражено в буддизме: лишь когда человек откажется от иллюзорности несокрушимости своего Я, а также от других «объектов своей алчности», он сможет открыть себя миру и полностью вступить в отношения с ним. В христианстве это достигается принятием и реализацией в жизни принципа Любви - возлюби врагов своих как себя самого. Ведь если другой больше не враг, то он становиться абсолютным человеком, поскольку «ты сам становишься истинно человечным».
С этим перекликается мнение А.В. Меня: «... отрицание Бога есть путь к торжеству безграничного эгоизма и взаимной борьбы». По сути, об этом же пишут и некоторые психологи. Ф.Е. Василюк считает, что высший тип ценностного развития личности есть способность пожертвовать любым из своих мотивов. В этом случае, при столкновении с трудностями и опасностями, у человека происходит обратное движение, не в себя, а от себя, движение, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия и безопасности, а на служении высшей ценности.
Предельным выражением этого движения является состояние «безусловной готовности к самопожертвованию».
Просоциальное поведение (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется как любовь и забота о других; стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя, склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы и др. Это понятие тесно связано с термином просоциального поведения, которое имеет более общий характер и характеризует различные формы поведения, осуществляемые в интересах различных социальных объектов, в противовес поведению, преследующему личные цели.
Просоциальное поведение обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Просоциальное поведение у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости». У школьников становятся более выраженными принципы справедливости (справедливый поступок может ущемить собственный интерес), принцип уважения другого человека, принцип человеколюбия или соучастия. Крайний случай просоциального поведения – «живи для других».
Просоциальное поведение – явление удивительное и всеобъемлющее, присущее всему животному миру. Начиная с Ч. Дарвина многие ученые наблюдали явление просоциального поведения у насекомых и животных. Было выдвинуто предположение об особой роли просоциального поведения в эволюционном процессе. В.П. Эфроимсон в работе «Родословная просоциального поведения» подтвердил наблюдения ученых. Он выдвинул идею о наследственном механизме этических начал, считая, что эволюция создала преемственно передающийся комплекс этических реакций. Так, например, выживаемость в группах живых существ, где просоциальное поведение закреплен генетически, оказалась выше, чем в тех, где этого явления обнаружено не было. Наблюдения отечественных клинических врачей за больными показали, что быстрее выздоравливают, имеют меньше осложнений и больший процент выживаемости те из них, кто меньше сосредоточен на себе и больше помогает другим, то есть альтруисты. [29]
В истории психологии
сложилось несколько точек
1. Альтруистические нормы.
Под ними понимаются такие
термины как потребность
Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Альтруистическая «норма социальной ответственности» (стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).
2. В рамках бихевиоризма просоциа
3. В психоанализе просоциальное поведение рассматривается, как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе ряд авторов предположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например, больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока).
4. Синтез представлений об просоциальное поведениее некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др.) и отечественных психологов (Божович, Запорожца и др.) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативный (мотив морального долга) и эмоциональный (мотив сочувствия).
Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность.
Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения.
Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека.
Этот механизм основан временном исчезновении границ между моим «Я» и «Я» другого человека.
Таким образом, можно сделать выводы о наличии ряда универсальных [1] смыслов жизни. Среди них можно выделить направленность конечного развития человека, его финальной точки вне себя, на других людей, что может быть определено как просоциальное поведение.
В свете теоретических представлений А.Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня установочной регуляции деятельности, соответствующие структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов - регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности. [11]
Смысловые установки вызываются мотивом деятельности и выражают в ней личностный смысл в форме готовности к сохранению направленности деятельности в целом. Существенной их особенностью является то, что для их изменения необходимо включение субъекта в новую деятельность.
Критерием для выделения следующего уровня установочной регуляции деятельности является наличие цели действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидения результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. Из приведенного становится ясным, что различительным критерием для отделения уровня смысловых установок от уровня целевых является наличие цели для последнего, представленного в "форме образа осознаваемого предвиденного результата".
Целевые установки соответствуют цели осуществления действия и выполняют функцию его стабилизации.
Операциональные установки определяются условиями осуществления действия. На их основе формируются устойчивые стереотипы поведения.
Согласно нашим представлениям, реализация альтруистического поведения осуществляется через смысловые альтруистические установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человеку неопределенных ситуациях, где ему предоставляется возможным выбрать наиболее специфические для него способы реагирования. Логично предположить, что поскольку неопределенная ситуация релевантна проекции различных установок, то в этих условиях и будет происходить актуализация установок, соответствующих альтруистическому мотиву, то есть альтруистической смысловой установке, реализующейся в соответствующей альтруистической деятельности, под которой мы понимаем гуманистически ориентированную деятельность субъекта по оказанию помощи нуждающемуся в ней человеку, побуждаемую бескорыстной мотивацией, согласуемую с интересами других людей (группы, всего общества) и сопровождаемую специфическими альтруистическими переживаниями.