Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – просоциальное поведение у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности формирования и проявления просоциального поведения детей дошкольного возраста…………………………….…….….….….………………..6
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……..6
1.2 Понятие просоциального поведения. Особенности просоциального поведения в дошкольном возрасте……………………………………...……………....11
1.3 Особенности формирования просоциального поведения в работе с детьми-дошкольниками…………………………………………………………………………..26
Глава 2 Изучение просоциального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..29
2.2 Особенности просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................31
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...........................38
2.4 Основные методы и формы работы с детьми по развитию просоциального поведения в дошкольном возрасте…………………………………...…………………46
Заключение………………………………………………………………………...53
Список литературы………………….…………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………….59
Для ответа на этот вопрос был проведен следующий эксперимент, в котором исходная ситуация, использованная в методике «Подарок», несколько изменялась.
Напомним, что в исходной экспериментальной ситуации правильный моральный выбор заключался в восстановлении справедливости (т.е. в том, чтобы дать обделенному ребенку конфету).
В новой ситуации, которую мы условно назвали «Загадки», ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Экспериментатор предлагал детям простые загадки и тому, кто отгадал первым, в качестве приза давал две конфеты. Разделить приз со своим конкурентом не предусматривалось никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного — две конфеты, а у другого — ни одной); моральный поступок в этом случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру. Мы полагали, что данный методический прием позволит более точно проанализировать мотивацию просоциального поведения.
Остановимся на описании его результатов. Как правило, дети радовались успеху другого. Однако как только выигравший получал конфеты, наступала пауза, дети напряженно затихали, переводя взгляды со взрослого друг на друга.
Таблица 2.2 – Варианты поведения детей среднего дошкольного возраста, получивших конфеты (методика «Загадки»)
Имя ребенка |
Варианты поведения детей |
Уровень |
Ваня А. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Игорь М. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Кирилл В. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Дима Н. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Влад Ж. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Стас Р. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Олег В. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Низкий |
Дима Р. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Низкий |
Денис Л. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Эдик О. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Витя Д. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Низкий |
Гена Ж. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Сергей И. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Саша Г. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Герман К. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Люда В. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Таня Ж. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Алла У. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Света Л. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Лера Г. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Дана Л. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Катя Ч. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Настя С. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Лиза П. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Юля С. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Катя Д. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Рита П. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Лена Л. |
держали конфеты в руках |
Низкий |
Женя В. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Настя А. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Наблюдались различные варианты поведения детей, получивших конфеты: одни — прятали конфеты в карман или держали в руках (11 человек - 36 %); другие — выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера (4 человека - 14 %); третьи — спрашивали, когда загадают загадку партнеру, чтобы он тоже получил конфеты, и, узнав о том, что загадок больше не будет, с сожалением пожимали плечами, но оставляли обе конфеты себе (7 человек - 24%); четвертые — долго с сомнением переводили взгляд со сверстника на экспериментатора и, как бы нехотя, делились с партнером одной из конфет (5 человек - 18 %); и наконец, пятые — делились с партнером без колебаний, естественно и искренне (3 человека - 8 %).
Таким образом, можно видеть, что в ситуации, требующей «расширения» знаемой моральной нормы, альтруистический поступок по отношению к партнеру не совершают 15 человек - 50%, совершают 12 человек - 42 %, т.е. вдвое меньше, чем в предыдущей методике. И лишь 3 человека - 8% детей совершают такой поступок без колебаний.
Рисунок 2.3 – Изучение проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста (методика «Загадки»)
Сравнение поведения детей в двух экспериментальных ситуациях позволило выделить три группы детей.
I группу (15 человек - 50 % детей) составили дети, которые, несмотря на наличие адекватных моральных суждений, не продемонстрировали морального поведения ни в одной из ситуаций. Знание ими нормы никак не отражалось на реальном поведении
В состав II группы (12 человек - 42 % детей) вошли дети, соблюдавшие моральную норму в первой методике («Подарок»), но оказавшиеся не в состоянии «перенести» знаемый способ поведения в иные обстоятельства. Во второй ситуации такие дети или не делились с партнером вовсе, или делились, ориентируясь на оценку взрослого. Интересно, что поступки таких детей были окрашены целой гаммой эмоциональных переживаний: замешательство, чувство вины, если они не поделились, и демонстрация своего поступка, если поделились. По-видимому, в данном случае моральная норма существует в сознании детей в форме конкретных предписаний и не распространяется на те ситуации, которые несколько отличаются от заданной, а если и распространяется, то моральный выбор сопряжен с внутренней борьбой. Можно предположить, что моральное поведение этих детей побуждалось не непосредственным отношением, а стремлением выглядеть хорошими в собственных глазах и в глазах других, соблюдать определенные нормы и правила.
III группа (3 человека - 8 % детей) состояла из тех, кто придерживался альтруистического поведения в обеих реальных ситуациях. Они не испытывали при этом внутренней борьбы, и такое поведение было для них органичным. Дети делились с другими неформально, не преодолевая себя. Можно предположить, что в данном случае просоциальное поведение побуждается не только усвоением норм, но и непосредственным отношением к сверстнику.
Поскольку все дети, участвовавшие в эксперименте, обладали адекватными моральными суждениями, данные различия в их поведении не могут объясняться степенью усвоения и знания моральных норм. Можно полагать, что альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, в том числе «ненормативных», ситуациях.
Проанализировав ответы детей по опроснику отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, все данные в общую таблицу, отражающую наличие или отсутствие эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения.
Полученные результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ ответов детей среднего дошкольного возраста по ситуациям опросника
Ситуации опросника |
Проявляют эмпатию |
Не проявляют эмпатию |
1 подгруппы (оказание /неоказание помощи другому) |
21/69,3% |
9/30,7% |
2 подгруппы (ущемление личных интересов ребенка) |
23/78% |
7/22% |
3 подгруппы (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) |
16/52% |
14/48% |
4 подгруппы (проявление сорадости) |
6/20% |
24/80% |
5 подгруппа (оказание помощи сверстнику при затруднениях) |
16/52% |
14/48% |
Общие показатели по всем ситуациям |
54,7% |
45,3% |
Рисунок 2.4 – Уровень проявления эмпатии у детей среднего дошкольного возраста
Таким образом, анализируя показатели проявления просоциального поведения у детей среднего дошкольного возраста, следует отметить следующее:
1. Высокого уровня
развития альтруистических
2. Средний уровень
просоциального поведения
3. Низкий уровень проявления
просоциального поведения
По результатам проведенного эксперимента следует отметить, что 16 человек - 54,7% детей среднего дошкольного возраста проявляют эмпатию в различных жизненных ситуациях, 14 человек - 45,3% детей эмпатии не проявляют.
2.3 Особенности просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста
Далее эксперимент проводился в группе детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе эксперимента в нем принимали участие 12 детей 5-6-летнего возраста.
Полученные данные по проведенным методикам приводим в таблице и диаграмме.
Таблица 2.4 – Изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
«Рассказ» |
«Картинка» |
«Подарок» |
Средний балл |
Уровень |
Влад Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Женя М. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Коля К. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
Низкий |
Максим С. |
2 |
3 |
2 |
2,3 |
Средний |
Саша Б. |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Высокий |
Эдик Е. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Никита Б. |
1 |
2 |
2 |
1,7 |
Средний |
Саша Б. |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
Высокий |
Виктор В. |
3 |
2 |
3 |
2,7 |
Высокий |
Влад К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Евгений К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Андрей Ж. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Кирилл Т. |
1 |
2 |
2 |
1,7 |
Средний |
Костя Т. |
2 |
2 |
1 |
1,7 |
Средний |
Артур Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Лиза Х. |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
Средний |
Маша Б. |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Высокий |
Таня П. |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
Высокий |
Настя А. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Вика Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Уля Р. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Яна А. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Настя Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Катя Б. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
Средний |
Аня Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
Валерия К. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
Низкий |
Алена Г. |
2 |
2 |
1 |
1,7 |
Средний |
Арина П. |
1 |
2 |
2 |
1,7 |
Средний |
Маша Д. |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Высокий |
Алина И. |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Высокий |
Ср.значение |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,05 |
- |
Рисунок 2.5 – Изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста
Далее проанализируем показатели по половому различию.
Рисунок 2.6 – Изучение проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста (мальчики-девочки)
Таким образом, анализируя показатели проявления просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста, следует отметить следующее:
1. Высокий уровень развития альтруистических поступков отмечен у 8 человек - 28% обследуемых, среди них большая часть – у девочек.
2. Средний уровень просоциального поведения проявляют 19 человек - 64% наблюдаемых детей, причем среди девочек этот показатель встречается чаще, чем у мальчиков.
3. Низкий уровень проявления просоциального поведения отмечается у 3 человек - 8% детей, у мальчиков чаще чем у девочек.
Данные результаты показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. 3 человека - 8 % детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем 27 человек - 92 % детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
В новой ситуации, которую мы условно назвали «Загадки», ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Экспериментатор предлагал детям простые загадки и тому, кто отгадал первым, в качестве приза давал две конфеты. Разделить приз со своим конкурентом не предусматривалось никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного — две конфеты, а у другого — ни одной); моральный поступок в этом случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру. Мы полагали, что данный методический прием позволит более точно проанализировать мотивацию просоциального поведения.
Наблюдались различные варианты поведения детей, получивших конфеты: одни — прятали конфеты в карман или держали в руках (5 человек - 16 %); другие — выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера (5 человек - 16 %); третьи — спрашивали, когда загадают загадку партнеру, чтобы он тоже получил конфеты, и, узнав о том, что загадок больше не будет, с сожалением пожимали плечами, но оставляли обе конфеты себе (5 человек - 16%); четвертые — долго с сомнением переводили взгляд со сверстника на экспериментатора и, как бы нехотя, делились с партнером одной из конфет (5 человек - 16%); и наконец, пятые — делились с партнером без колебаний, естественно и искренне (10 человек - 36 %).
Таблица 2.5 – Варианты поведения детей старшего дошкольного возраста, получивших конфеты (методика «Загадки»)
Имя ребенка |
Варианты поведения детей |
Уровень |
Влад Ш. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Женя М. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Коля К. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Максим С. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Саша Б. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Эдик Е. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Никита Б. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Саша Б. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Виктор В. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Влад К. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Евгений К. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Андрей Ж. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Кирилл Т. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Костя Т. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Артур Ш. |
прятали конфеты в карман |
Низкий |
Лиза Х. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Маша Б. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Таня П. |
держали конфеты в руках |
Средний |
Настя А. |
выкладывали конфеты на стол, на виду у партнера |
Средний |
Вика Л. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Уля Р. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Яна А. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Настя Б. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Катя Б. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Аня Б. |
спрашивали, но оставляли конфеты себе |
Низкий |
Валерия К. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Алена Г. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Арина П. |
делились с партнером одной из конфет |
Средний |
Маша Д. |
делились с партнером без колебаний |
Высокий |
Алина И. |
делились с партнером одной из конфет |
Высокий |