Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения Задачи: 1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения 2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением. 3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7 1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7 1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17 2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26 2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33 2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38 Заключение 43 Литература 45 Приложение 48
Каждый возраст хорош по-своему.
И в то же время, в каждом возрасте есть
свои особенности, есть свои сложности.
Не исключением является и подростковый
возраст.
Это самый долгий переходный
период, который характеризуется рядом
физических изменений. В это время происходит
интенсивное развитие личности, ее второе
рождение. Психологические особенности
подросткового возраста получили название
"трудного подросткового комплекса".
Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
чувствительность к оценке
посторонних своей внешности;
крайняя самонадеянность и
безаппеляционные суждения в отношении
окружающих;
внимательность порой уживается
с поразительной черствостью, болезненная
застенчивость с развязностью, желанием
быть признанным и оцененным другими -
с показной независимостью, борьба с авторитетами,
общепринятыми правилами и распространенными
идеалами - с обожествлением случайных
кумиров.
Суть "трудного подросткового
комплекса" составляют свои, свойственные
этому возрасту и определенным психологическим
особенностям, поведенческие модели, специфические
трудные подростковые поведенческие реакции
на воздействия окружающей среды. [18,с251]
Причина психологических трудностей
связана с половым созреванием, это неравномерное
развитие по различным направлениям. Этот
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения (от экзальтации до депрессии).
Наиболее аффективные бурные реакции
возникают при попытке кого-либо из окружающих
ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной
неустойчивости приходится у мальчиков
на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков с девиантным
поведением характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость
и импульсивность.
Неустойчивость может смениться
апатией, отсутствие стремлений и желаний
что-либо делать.
Повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в суждениях быстро
сменяется ранимостью и неуверенностью
в себе.
Потребность в общении сменяется
желанием уединиться.
Развязность в поведении порой
сочетается с застенчивостью.
Романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью.
Нежность, ласковость бывают
на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста
является любознательность, пытливость
ума, стремление к познанию и информации,
подросток стремится овладеть как можно
большим количеством знаний, но не обращая
порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал трудных
подростковый период периодом "Бури
и натиска". Так как в этот период в личности
трудного подростка сосуществуют прямо
противоположные потребности и черты.
Сегодня девочка-подросток скромно сидит
со своими родственниками и рассуждает
о добродетели. А уже завтра, изобразив
на лице боевую раскраску и проколов ухо
десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку,
заявив, что "в жизни надо испытать все".
А ведь ничего особенного (с точки зрения
подростка) не произошло: она просто изменила
мнение.[11,c 96]
Как правило, подростки девиантного
поведения направляют умственную деятельность
на ту сферу, которая больше всего их увлекает.
Однако интересы неустойчивы. Месяц, позанимавшись
плаванием, подросток вдруг заявит, что
он пацифист, что убивать, кого бы то ни
было — страшный грех. И по сему увлечется
с тем же азартом компьютерными играми.
[19, с 57]
Одно из новообразований подросткового
возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок
взрослеет, имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе взрослых
людей, причём как равноправного участника
этой жизни. С внешней стороны у подростка
ничего не меняется: учится в той же школе
(если, конечно, родители вдруг не перевели
в другую), живет в той же семье. Все так
же в семье к подростку относятся как к
"маленькому". Многое он не делает
сам, многое - не разрешают родители, которых
все так же приходится слушаться. Родители
кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее
(с их точки зрения) поведение могут даже
и "наградить" (опять таки, по своему
разумению – карманные деньги, поездка
на море, поход в кино, новая вещь). До реальной
взрослости далеко – и физически, и психологически,
и социально, но так хочется! Он объективно
не может включиться во взрослую жизнь,
но стремиться к ней и претендует на равные
со взрослыми права. Изменить они пока
ничего не могут, но внешне подражают взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости":
курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки
за город (внешнее проявление "я тоже
имею свою личную жизнь"). Копируют любые
отношения. [34,с 93]
Хотя претензии на взрослость
бывают нелепыми, иногда уродливыми, а
образцы для подражания – не лучшими,
в принципе подростку полезно пройти через
такую школу новых отношений. Ведь внешнее
копирование взрослых отношений - это
своеобразный перебор ролей, игры, которые
встречаются в жизни. То есть вариант трудных
подростковой социализации. И где еще
можно потренироваться, как не в своей
семье? Встречаются по-настоящему ценные
варианты взрослости, благоприятные не
только для близких, но и для личностного
развития самого трудного подростка. Это
включение во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда подросток интересуется
определённой областью науки или искусства,
глубоко занимаясь самообразованием.
Или забота о семье, участие в решении
как сложных, так и ежедневных проблем,
помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем,
лишь небольшая часть трудных подростков
достигает высокого уровня развития морального
сознания и немногие способны принять
на себя ответственность за благополучие
других. Более распространённой в наше
время является социальная инфантильность.
Внешний вид трудного подростка
- еще один источник конфликта. Меняется
походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем
недавно свободно, легко двигавшийся мальчик
начинает ходить вразвалку, опустив руки
глубоко в карманы и сплёвывая через плечо.
У него появляются новые выражения. Девочка
начинает ревностно сравнивать свою одежду
и причёску с образцами, которые она видит
на улице и обложках журналов, выплёскивая
на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
[34,с 95]
Внешний вид трудного подростка
часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфликтов в семье.
Родителей не устраивает ни молодёжная
мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку.
А подросток, считая себя уникальной личностью,
в то же время стремится ничем не отличаться
от сверстников. Он может переживать отсутствие
куртки – такой же, как у всех в его компании,
- как трагедию.
Внутренне происходит следующее.
У подростка появляется своя позиция.
Он считает себя уже достаточно взрослым
и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя,
родители) относились к нему, как к равному,
взрослому. Но при этом его не смутит, что
прав он требует больше, чем берет на себя
обязанностей. И отвечать за что-то подросток
вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности
выражается в том, что контроль и помощь
отвергаются. Все чаще от трудного подростка
можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это
так напоминает малышовое "Я сам!").
И родителям придется только смириться
и постараться приучить своих чад отвечать
за свои поступки. Это им пригодится по
жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность"
- еще один из основных конфликтов между
родителями и подростками в этом возрасте.
Появляются собственные вкусы и взгляды,
оценки, линии поведения. Самое яркое -
это появление пристрастия к музыке определенного
типа. [34,с 95]
Ведущей деятельностью в этом
возрасте является коммуникативная. Общаясь,
в первую очередь, со своими сверстниками,
подросток получает необходимые знания
о жизни.
Очень важным для трудного подростка
является мнение о нем группы, к которой
он принадлежит. Сам факт принадлежности
к определенной группе придает ему дополнительную
уверенность в себе. Положение подростка
девиантного поведения в группе, те качества,
которые он приобретает в коллективе,
существенным образом влияют на его поведенческие
мотивы.
Более всего особенности личностного
развития трудного подростка проявляются
в общении со сверстниками. Любой подросток
мечтает о закадычном друге. Причем о таком,
которому можно было бы доверять "на
все 100", как самому себе, который будет
предан и верен, несмотря ни на что. В друге
ищут сходства, понимания, принятия. Друг
удовлетворяет потребность в самопонимании.
Практически, Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же
пола, социального статуса, таких же способностей
(правда, иногда друзья подбираются по
контрасту, как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный характер,
измена не прощается. А вкупе с трудных
подростковым максимализмом дружеские
отношения носят своеобразный характер:
с одной стороны – потребность в единственно-преданном
друге, с другой – частая смена друзей.
[14, с 99]
У подростков с девиантным поведением
существуют и так называемые референтные
группы. Референтная группа - это значимая
для трудного подростка группа, чьи взгляды
он принимает. Желание слиться с группой,
ничем не выделяться, отвечающее потребности
в эмоциональной безопасности, психологи
рассматривают как механизм психологической
защиты и называют социальной мимикрией.
Это может быть и дворовая компания, и
класс, и друзья по спортивной секции,
и соседские ребята по этажу. Такая группа
является большим авторитетом в глазах
подростка, нежели сами родители, и именно
она сможет влиять на его поведение и отношения
с другими. К мнению членов этой группы
подросток будет прислушиваться, иногда
беспрекословно и фанатично. Именно в
ней будет пытаться утвердиться. [39,с 316]
Каждый подросток, с точки зрения
психологии – человек с "пограничной"
психикой; своеобразие возраста таково,
что более или менее выраженная "психопатология"
в большинстве случаев является "нормой".
Вместе с тем, представления о неизбежности
каких-то чудовищных катаклизмов в период
взросления, по мнению психологов, сильно
преувеличены. Большинство трудных подростков
проходит этот возраст в соответствии
с известными критериями вариантов нормы,
и успешно адаптируется в обществе. [39,с
316]
Таким образом, в переходном
возрасте подросток испытывает внутренний
конфликт: желанное прощание с детством
и его безмятежностью и тяжесть расставания
с отсутствием ответственности. Возникающие
взрослые экзистенциальные и мировоззренческие
вопросы создают ощущение глобальной
неразрешимости. Подросток свято верит
в уникальность собственных проблем и
переживаний, что порождает чувство одиночества
и подавленности. Борясь с собственным
одиночеством, и осознавая сложность проблем,
подросток начинает искать себе подобных.
Так образуются молодёжные компании, и
формируется трудных подростковая субкультура
в противовес миру взрослых. Учебная деятельность
и школа перестает быть главной и самой
важной задачей. Ведущей деятельностью
становится интимно-личностное общение
со сверстниками. Для подросткового возраста
характерна направленность поиска на
собственную личность, самоисследование
и самоанализ.
Таким образом, для более успешной
воспитательной работы необходим поиск
новых форм, наиболее эффективных методов
воздействия на каждого отдельного подростка
с девиантным поведением. Положительные
качества формируются постепенно, при
настойчивой работе педагога. Они сначала
сосуществуют с отрицательными, и лишь
настойчивая ежедневная воспитательная
работа, совместные усилия всего педагогического
коллектива, школы, семьи, привлечение
общественных организаций, целенаправленная
работа социального педагога дает возможность
получить положительные результаты в
перевоспитании трудных подростков. В
одиночку проблему перевоспитания подростков
с девиантным поведением не решить.
Глава 2. Анализ состояния
профилактики девиантного поведения среди
несовершеннолетних, проживающих в сельской
местности
2.1 Причины развития
девиантного поведения сельских
школьников и принципы работы
по его профилактике
Существует серьёзная проблема
нарушений поведения и общения среди школьников.
Правда, об этой проблеме надо говорить
не только в настоящем, но и в прошедшем
времени. Проблема отклоняющегося поведения
подростков в кризисный период общества,
в условиях социальных перекосов, этического
вакуума, разрушения традиций, разгула
негатива, цинизма и индивидуализма приобретает
особую значимость как социальную, так
и педагогическую. Основная задача образования
– дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических
возможностей, тот уровень образования
и воспитания, который поможет ему не потеряться
в обществе, найти своё место в жизни, а
также развивать свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют
как учащихся с девиантным поведением,
к сожалению, с каждым годом растёт, потому
что увеличивается число провоцирующих
факторов, способствующих формированию
отклоняющегося поведения. Данная проблема
уже стала психолого-педагогической.
При исследовании в Калачевской
СОШ подростков, во время беседы с учителями,
классными руководителями, социальным
педагогам, было установлено что почти
в каждом из этих классов находится 1—2
(редко 4—5) ребят, которых педагоги не
без оснований считают трудными. У этих
детей отмечают: неадекватность поступков,
склонность к конфликтам, эмоциональная
неустойчивость, резкие колебания самооценки,
аффективные вспышки, критичность по отношению
к окружающим, особенно к родителям и учителям,
отвращение к запретам и поучениям. Чтобы
понять школьника с отклоняющимся поведением,
принять его таким, какой он есть, и повести
его развитие дальше, нужно не только увидеть
внешние проявления трудных школьников,
но прежде изучить истоки трудновоспитуемости:
“Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте,
способны ли вы устранить причины, его
породившие” (Вовенарг).
Можно выделить следующие виды
и причины отклоняющегося поведения учащихся
школьного возраста и соответственно
направления воспитательной работы с
ними.
Первая группа – это школьники,
отклоняющиеся поведение, которых обусловлена
особенностями “переходного периода”.
Нетрудно заметить, что при неблагоприятных
условиях жизни и воспитания у некоторых
детей возникают трудности в период кризисов,
то есть в периоды коренной перестройки
физического, психического и социального
развития.
Речь идёт о кризисе начальной
школы (переход от игровой деятельности
к учебному труду) и кризисе подросткового
возраста (переход от детства к зрелости),
когда развитие ребенка и подростка характеризуется
двумя особенностями: интенсивностью
и неравномерностью. Вот почему возможны
сбои, ошибки, неравномерности в физическом,
психическом и социальном развитии ребёнка.
Например, у младшего школьника в строении
скелета хрящи недостаточно отвердели,
поэтому длительное сидение в школе и
дома (нередко на неприспособленной мебели)
приводит к излишней утомляемости. Ребенок
становиться неусидчивым, за уроки садиться
не хочет, если заставляют – сопротивляется.[15,с
48]