Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение путей повышения эффективности
профилактики девиантного поведения
Задачи:
1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения
2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением.
3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7
1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7
1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17
2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26
2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33
2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38
Заключение 43
Литература 45
Приложение 48

Файлы: 1 файл

курсовая по соц пед Word (5).docx

— 124.18 Кб (Скачать)

У подростков интенсивное развитие костно-мышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивности работы сердечной системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствия этого могут отрицательно сказываться на состоянии психики подростка. Если его заставить что-либо делать, он  опять- таки проявляет защитную реакцию в различных формах, хорошо известным педагогам: повышенную возбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность, подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!) Трудности, связанные с противоречиями отрочества, вынуждают социального педагога и учителей изменить педагогическую позицию в общении с подростками (в отличие от эффективно срабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменишь позицию, то школьники с отклоняющимся поведением выходят из-под влияния родителей и педагогов. Так путь преодоления девиантного поведения, есть такая организация взаимодействия с учащимися, когда учитываются возрастные, индивидуальные, половые особенности, при которой выравниваются и устраняются все сбои и ошибки.

Вторая группа – дети и подростки, отклоняющее поведение, которых обусловлена отклонениями в физическом и психологическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерное ранее и интенсивное развитие

Это физические недостатки в развитии различных органов, чрезмерная болезненность детей, различные тенденции неблагоприятного воздействия среды и т. д. Следует добавить, что отклонения в физическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя на эмоциональное состояние физически нездоровых детей. Наблюдаются и отклонения в психическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функций психики, детские и хронические психические заболевания, плохая наследственность, приобретенные неврозы, психозы, истерии, неврастении. Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости, драчливости, уходе в себя. Подход к преодолению отклоняющегося поведения в этих случаях сводиться к сочетанию лечения заболевания и особых мер “щадящей педагогики”. В основе её – принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к больным детям в реализации учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием.[10,с 97]

Третья группа - это дети и подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоционально - волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер. Признаки педагогической запущенности:

Отклонения в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-эстетических, этических, политических, экономических, и других категорий, искаженными критериями оценки. Например: “Многие воруют, не всех судят”, “В жизни нужно всё испытать”

Систематические отклонения в поведении. Это озорство, хулиганство, порча личного и общественного имущества, вымогательство, табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

В самых тяжелых случаях школьник обладает этими свойствами. Чаще всего, подросток, изуродованный неправильным воспитанием дома или в школе, а может быть, и там, и там, имеющий психические отклонения, да ещё включившийся в криминальную деятельность. Когда соединяется так много неблагоприятных обстоятельств, работа социального педагога становиться трудной.

Устойчивость личностных проявлений отрицательных качеств: лживости, лени, грубости, равнодушия, жестокости, потребности красть. У подростков эти явления могут стать устойчивыми.

Отклонения в эмоционально-волевой сфере – неадекватное реагирование на разные события (подросток радуется: старушка упала, малыш упал и разбил нос, человек попал в неловкое положение, учительница села на сломанный стул), неадекватное восприятие событий и явлений (“Родители раньше пришли с работы – опять надзор”), аффекты неадекватности (яркие эмоциональные вспышки, неадекватно отражающие действительность: подросток радуется, поёт и пляшет, когда, возмущенная его поведением учительница отчитывает его). А также – немотивированные состояния апатии, злобы, плаксивости, неумение владеть своим эмоциональным состоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушие по отношению к близким людям, отсутствие чувства любви и привязанности. [17,с102].

Разумеется, все эти виды отклонений влияют на поведение, развитие человека, на его контакты со сверстниками, родителями, педагогами, на успешность или не успешность включения в различные виды деятельности, свойственные подростковому возрасту.

Возникают эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть и неполная семья, когда ребенка воспитывает только мать или отец, и отсутствие воздействия внешкольных учебно-воспитательных учреждений (ребенок не занимается никакой деятельностью на досуге.)

Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, вовлечение детей в противоправную деятельность, посягательство на права детей, физическое и психологическое насилие над детьми, асоциальные компании сверстников, антипедагогические методы “воспитания” в школе и семье.

Но, следует учесть, что многое зависит от того, как воспринимаются ребенком позитивные и негативные воздействия среды. Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребёнка в своей среде, чем он в ней интересуется. Если у одного ребенка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест. Понимание этого позволит понять, почему вдруг в неблагополучных семьях вырастают хорошие дети и увы,  бывает и наоборот.

Искривлённая личность может сложиться и в противоположных условиях там, где единственный ребёнок пользуется переизбытком благ и внимания к себе, где он – центр семьи, а порой – и диктатор.

Поэтому важнейшей задачей школы, социального педагога является систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди населения, использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь родителям в выполнении возложенных на них обязанностей, максимально и наиболее эффективно использовать потенциальные возможности семьи в общественном воспитании детей

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Но формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у трудных подростков из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения. [2,с 189]

Вот почему в системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение девиантного поведения определенное место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Но и условия в школе могут способствовать формированию детей, которых мы называем девиантным:

- безделье и скука, которые  подталкивают активного школьника  к поиску развлечений, не всегда  безобидных, в других местах;

- плохая успеваемость, порождающая  ложь и стремление к самоутверждению  доступными, иногда сомнительными  способами;

- бестактность, авторитаризм, грубые ошибки и профессиональная  несостоятельность педагогов, следствием  которой часто становиться сопротивление  детей взрослым.

Дети, особенно активные, стремятся к самостоятельной, независимой и увлекательной деятельности, у них постоянная потребность в движении, в познании новых впечатлений, в радости и удовольствиях. Если условия не позволяют им удовлетворить свои потребности, они неизбежно вступают в конфликтные отношения с взрослыми.

В силу этого к наиболее эффективным мерам предупреждения девиаций относятся: преодоление сопротивление школьника воспитанию, искоренение негативные качества личности и включение его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.

              Для того чтобы успешно осуществлять  предупредительную функцию, социальному  педагогу надо обеспечить индивидуальную  работу в пределах, по крайне  мере, трех подгрупп учащихся: которые  не имеют отклонений в системе  отношений; имеют некоторые отклонения  в отдельных видах отношений  на фоне общего положительного  отношения к действительности; имеют  довольно устойчивые отклонения  в одном, некоторых или всех  видах отношений, т.е. находятся на  стадии значительной педагогической  запущенности.

Обобщение педагогической практики в Калачевской СОШ Логойского района  показывают, что детей, относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательной школы немного, бывают они далеко не в каждом классе.

Самое надежное средство в корректировке девиантного поведения это включение воспитанника в увлекательные дела. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам школьника, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата.

       Работа  по профилактике девиантного  поведения сельских подростков  представляет собой комплекс  взаимосвязанных мер педагогического  характера по предотвращению  проявлению любых отклонений  в поведении детей (общая профилактика) и преодолении уже сформировавшегося  у отдельных детей неприемлемого  в нашем обществе отношения  к людям, своим обязанностям. Оптимальные  условия для предупреждения и  преодоления педагогической запущенности  создаются лишь там, где семья, школа, выступают как единое целостное  образование неделимо от воспитательной  среды предъявляют к нему единые  требования, руководствуются едиными  критериями при оценке способностей  и достижения школьника.

Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей общественности не достигается стихийно.

   Семья – это самостоятельный социальный организм, и порой трудно педагогу изменить её жизнь, но можно оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую целесообразность.

Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся сельской школы  является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий. Решение этих задач возможно лишь при условии, когда учитель сочетает чуткое и внимательное отношение к каждому ученику и его родителям, глубоким пониманием особенностей современной семьи как социального института. Это позволяет педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их родителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания, которая наилучшим образом способствует адаптации учащихся в школе.

2.1 Опытно-экспериментальная  работа по профилактике девиантного  поведения несовершеннолетних

Метод анализ документов: на основе изучения документации, школьных журналов, качества самостоятельных и творческих работ подростков было установлено, что уровень таких показателей, как успеваемость, познавательная активность у подростков с отклоняющимся поведением низкий. Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка.

Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.

 Следующим методам  явилась беседа. В процессе исследования  изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу определения признаков  аномального поведения  школьников.

Метод наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволил выявить наиболее типичные для школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как грубость, непослушание слабая самокритичность, недисциплинированность, лень. На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм. И отдельным школьникам присущи - лицемерие, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика перевоспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети 25 подростков Калачевской СОШ, были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка

Первая группа – неустойчивые дети, направленность их носит характер временной увлеченности полезным делом, успеваемость удовлетворительная или чередуется «2» или «7», ярко проявляется один недостаток слабая самокритичность и требовательность к себе. Недостатки в семейном воспитании наложили значительный отпечаток на формирование личности этих детей.

Вторая группа – дети с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, преобладает завышенная самооценка. Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых членов семьи, нередко в условиях грубости и несправедливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, нечестность, недисциплинированность. Они склонны к воровству

Информация о работе Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы