Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения Задачи: 1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения 2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением. 3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7 1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7 1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17 2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26 2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33 2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38 Заключение 43 Литература 45 Приложение 48
Третья группа – дети стоящие
на грани правонарушения. Эти дети негативно
относятся к нормам морали, коллективу
сверстников. Они, имеют комплекс отрицательных
качеств ( упрямство, грубость, лень, лживость,
нечестность, воровство, недисциплинированность)
Вместе с тем, у детей этой группы имеются
отдельные положительные качества, однако,
они завуалированы, заслонены отрицательными
проявлениями. Такие дети продолжительное
время находились в исключительно неблагоприятных
социально-педагогических условиях семейного
воспитания, что соответствующим образом
сказалось на их нравственном развитии.
Исследуя причины отклонений
в поведении школьников, мы придавали
важное значение выявлению причин детской
запущенности в условиях семьи. Формирование
личности, чаще всего, зависит от общей
атмосферы семьи, ее нравственного и культурного
уровня, морального облика и воспитательной
позиции родителей. Успешное нравственное
развитие детей в семье осуществляется
при наличии благоприятных условий воспитания,
при высокой ответственности родителей
за их воспитание, при систематическом
целенаправленном контроле за их поведением,
при правильном выборе мер воздействия
на каждого ребенка. Нарушение этих условий,
как правило, приводит к отклонениям в
поведении детей.
Анализ материалов исследования
показал, что причины отклонений в поведении
школьников очень разнообразны. Они были
разделены на четыре условные группы:
1. Нарушение меры в
воспитании, вызванное педагогической
неграмотностью родителей: отсутствие
требовательности (в 100% случаев), единства
требований к детям со стороны
взрослых членов семьи (95,7%), неверное
применение наказания (83%), жестокое
отношение к ребенку, подавление
его личности, физическое наказание
(53,2%), избалованность, изнеженность
ребенка (42,5%) и др.
2. Безнадзорность, вызванная
в одном случае занятостью
родителей, в другом - их безответственным
отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример
родителей (нечестный образ жизни),
аморальное поведение, пьянство
и др.
4. Нарушение структуры
семьи. Главная причина отклонений
в поведении школьников кроется
в неумении родителей их воспитывать,
что приводит к нарушению меры
в выборе форм, методов, способов
и средств педагогического воздействия.
Нарушение меры в воспитании,
как правило, ведет к возникновению
у детей неправильных представлений,
привычек, потребностей.
Наша опытно-экспериментальная
работа предусматривала поиск социально-педагогических
целесообразных мер воздействия на трудновоспитуемого
школьника в условиях школы.
Известно, что основное
средство воспитания детей –
организация их жизнедеятельности.
Учитывая нелюбовь трудных ребят
к учению, использовать такие
виды деятельности, как спорт, игра,
трудовые поручения. В общении
с такими ребятами надо избегать
авторитарного стиля. Повышение
голоса, окрик, приказной тон и
давление педагога только усиливают
сопротивление воспитанника. Чаще
всего общение таких дети, тоже
характерно насильственными коммуникациями:
требование, приказ, команда оценка-ярлык,
критика, приговор, упрёк, обвинение, предостережение,
угроза, высмеивание. Все эти коммуникации,
как правило, имеют форму ты-сообщений
(“ты плохой ..; “ты сейчас же
пойдёшь и сделаешь это” “вечно
ты ..”. Сами педагоги так же
должны показать пример эмпатического
общения детям. Ребенок должен
чувствовать: наша требовательность
к нему ни в коей мере
не сопряжена с унижением его
достоинства, — напротив, мы всячески
за то, чтобы он стал лучше,
чтобы жизнь его состоялась.
Материалы исследования показали,
что преодоление отклонений в поведении
школьников протекает наиболее успешно
при сочетании убеждений с упражнениями
детей в правильных действиях и поступках.
Деление исследуемых детей
на группы способствовало осуществлению
дифференцированного подхода к школьникам
в процессе их перевоспитания, подбору
к ним педагогически целесообразных мер
воздействия.
Так, в работе по
профилактике и в корректировке
девиантного поведения первой
и второй групп нужно стараться
включить воспитанника в увлекательные
дела. Такие дела должны быть
скорее практического свойства,
максимально соответствовать потребностям
и интересам школьника, не требовать
длительной предварительной подготовки,
так как необходимо быстро
достичь запланированного результата.
Гораздо важнее включить школьника
во взаимодействие с другими
ребятами. Нужно подбирать легкое
и приятное задание, которое ребенок
с удовольствием выполнит, а потом
похвалить его за хорошую работу.
А при работе с
третьей группой, нужно стараться
избавить школьника от тех
психологических установок, которые
определяют его поведение и
не дают ему поступать и
даже рассуждать правильно. Ведь
сложившиеся убеждения, соответствуя
потребностям человека объяснить
жизненные трудности и проблемы,
оправдать собственное поведение,
многократно воспроизводятся в
размышлениях и беседах. Задача
в том, чтобы помочь ребёнку
преодолеть свой эгоизм, научить
его правильно воспринимать окружающих
и сотрудничать с ними. Кроме
того, необходимо изменить его
ценностные ориентиры, мировоззрение.
В работе с ребятами девиантного
поведения, прежде всего, нужно использовать
методы, которые позволяют снять сложившуюся
напряженность в его отношениях со школьным
окружением, нормализовать его самочувствие.
И методические приёмы должны быть несколько
видоизменены, в методике убеждения,
нужно приводить наиболее известные факты
и яркие наглядные примеры. В целом убеждение
опирается на более активные методы –
поисковый и дискуссионный.
В методике формирования стереотипов
поведения нужно стараться делать упор
не на приучение, а на организацию жизнедеятельности
и общественные поручения. А в методике
формирования эмоционально - волевой сферы
личности – не на прямых требованиях и
наказаниях, а на игровой подход, косвенные
формы требования, поощрение, соревнование,
ситуацию успеха и на доверие.
В результате исследования
можно сделать вывод, что школьники
с отклонениями в поведении и нравственном
развития нуждаются в специальных педагогических
воздействиях, предусматривающих коррекцию
их поведения.
2.3 Современые
формы социально-педагогической
работы с сельскими подростками
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
Современные подходы в формировании
личности ребенка основаны на управлении
инициативы самого учащегося в процессе
педагогических взаимоотношений, что
предполагает всестороннюю поддержку,
создании условий для самореализации,
самоопределения, успешной социальной
адаптации. Ценность самореализации личности
заключается в деятельностном проявлении
потенциальных возможностей, развитии
нравственно-волевых качеств, формировании
позитивного и созидательного отношения
к жизни. Данные принципы положены в основу
профилактической работы, построенной
и проводимой в Калачевской школе.
Основное место в системе данной работы
отводится работе по выработке у сельского
подростка нравственно-волевого качества,
преобразуемого в потребность в нравственных
отношениях, которые реализуются в адекватном
поведении и определяют субъективные
отношения личности ребенка окружающей
действительности. В целях решения этой
задачи в школе активно используются современные
формы социально-педагогической работы
с сельскими подростками, находящимися
в социально опасном положении. Данная
работа осуществляется на основе действующей
в Республике Беларусь нормативно-правовой
базы: Декрета Президента Республики Беларусь
№ 18 «О дополнительных мерах по государственной
защите детей в неблагополучных семьях»,
национальном плане действий по улучшению
положения и охране их прав на 2004-2010 годы,
закона «Об основах профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних».
Все формы работы объединены в единую
систему, которая имеет название «Система
воспитательной работы Калачевской СОШ.»
В структуру этой системы входят комплексно-целевые
программы: «Воспитание личности», «Профессиональное
самоопределение учащихся», «Школа, дом
– одна семья», «Программа по профилактике
правонарушений и преступлений учащихся»,
также в каждом учебном классе имеется
своя воспитательная система с учетом
индивидуальных особенностей каждого
класса. При реализации такой системы
воспитательной работы в нашем микрорайоне
мы используем современные формы работы:
Использование потенциала общественных
организаций социального характера;
Методы социального проектирования;
Создание социальных и информационно-методических
служб по работе с подростками, совершившими
правонарушения;
Обучение сверстников для работы
с подростками, имевшими наркотическую
либо алкогольную зависимость;
Проведение социально-проблемных
программ, кампаний по привлечению внимания
широкой общественности во всех регионах
Республики Беларусь к проблеме формирования
навыков здорового образа жизни среди
детей и подростков, находящихся в социально
опасном положении;
Данные формы работы не осуществляются
без сотрудничества с местными исполнительными
органами и КДН, а только вместе. Реализуются
по таким направлениям, как организационная:
сбор документов, составление социального
паспорта, изучение спроса школьников,
составление планов работы, подготовка
к лекциям, семинарам, тренингам, обработка
и анализ обобщений, результатов деятельности;
профилактическое и просветительское:
выступление по запросам, проведение анализа
проблемных ситуаций, проведение бесед
и инструктажей, социально-педагогические
мероприятия; социально-диагностическое:
исследование социального окружения учащегося,
изучение социального статуса родителей,
создание банка данных о семьях учащихся,
изучение социальной комфортности учащихся,
взаимодействие с социальными институтами
района: взаимодействие с ЦСПСиД, КДН,
инспекцией РОВД, отделом по делам молодежи,
участковым инспектором РОВД, организация
работы родительского патруля; охранно-правовое:
содействие организации общеукрепляющих
оздоровительных мероприятий, охрана
прав личности ребенка, исполнение законодательства
о защите прав ребенка, консультационное:
консультации для педагогов, воспитателей,
родителей учащихся; работа с трудновоспитуемыми
учащимися: создание банка данных учащихся
по школе, изучение индивидуальных особенностей
детей, изучение социально-бытовых условий,
изучение социума по месту жительства,
индивидуальная работа с семьями по разбору
возникающих проблемных ситуаций; оказание
социальной помощи: организация проведения
благотворительной ярмарки для малообеспеченных
и малоимущих семей, содействие в организации
социальной помощи детям из числа малообеспеченных
семей; методическое: изучение новой методической
литературы и нормативных документов,
материалов интернет сайтов, создание
информационных материалов на собственном
интернет сайте, использование новых информационных
технологий, создание информационного
банка данных методических разработок,
внеклассных мероприятий. Особое место
в организации профилактической работы
с подростками, находящимися в социально
опасном положении занимает такая форма,
как совместные выезды представителей
школы, КДН, инспектора ИДН, представителей
родительского комитета школы в неблагополучные
семьи с целью выработки нравственных
качеств и формирования позитивных социальных
навыков.
В воспитательной системе школы
большое внимание уделяется организации
работы с родителями, с семьей и общественностью.
Эта работа осуществляется по трем основным
блокам:
1. Повышение уровня психолого-педагогических
знаний:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием
родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации.
2. Вовлечение родителей
в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- совместные КТД;
- помощь в укреплении
материально-технической базы.
3. Участие родителей в
управлении школой:
- Совет школы;.
- классные родительские
комитеты;
- попечительские советы.
Для того чтобы работа с родителями
дала наибольший эффект, необходимо использовать
различные формы связи с ними. Тесное содружество
школы с родителями и общественностью
значительно расширяет сферу организованного
воспитательного воздействия на учащихся
и помогает более успешно решать задачи
воспитания учащихся.
Задачи:
- создать единое образовательное
пространство;
- привлечь интеллектуально-культурный
потенциал социума для развития
школы;
- вовлечь родителей и
представителей общественности
в организацию внешкольной и
внеклассной работы с учащимися.
Традиционно проходят «Семейные
гостиные», «Дни семьи», спортивные праздники
и конкурсно-развлекательные мероприятия.
Родители вовлекаются в совместную с детьми
деятельность: творческие дела, профориентационную
работу, ведение кружков, участие в работе
Совета школы и Совета профилактики, оказывающих
помощь в решении актуальных проблем (разрешении
противоречий подросткового возраста,
профилактике вредных привычек, правонарушений).
Наша система воспитательной
работы по профилактике противоправного
поведения сельских школьников – это
результат общих усилий школьного коллектива,
представителей нашей поселковой власти,
представителей КДН, района. Предварительный
обмен мнениями и внесения после обсуждения
проблем помогают не только полнее и богаче
реализовать эту систему, но и максимально
приблизить ее к интересам учащихся, что
дает положительный результат.
Заключение
В современной научно-педагогической
литературе сложился собирательный образ
подростка с девиантным поведением. Как
правило, его характеризует низкий уровень
образования и культуры поведения, отсутствие
стремления получать знания или интересов
к положительной деятельности, привычка
к безделью, трансформация моральных понятий
в оправдании аморальных действий.
Формирование личности происходит
не только под воздействием всего общества
в целом, всей совокупности средств массовой
коммуникации, но и через общение с людьми,
которые непосредственно окружают личность.