Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение путей повышения эффективности
профилактики девиантного поведения
Задачи:
1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения
2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением.
3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7
1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7
1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17
2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26
2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33
2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38
Заключение 43
Литература 45
Приложение 48

Файлы: 1 файл

курсовая по соц пед Word (5).docx

— 124.18 Кб (Скачать)

      Социально-психологическая  ситуация, в которой находится  подросток, может оказаться для  него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения  его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у трудных подростков  из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение девиантного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

        Внедрение  технологий в деятельность социального  педагога обеспечивает экономию  сил и средств, позволяет научно  строить социально-педагогическую  деятельность, способствует эффективности  в решении задач, стоящих перед  социальным педагогом. Социально-педагогические  технологии позволяют решать  весь широкий спектр задач  социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной  адаптации и социальной реабилитации. Социальному педагогу при выборе  СПД необходимо учитывать социально-педагогические  психологические особенности подростков  с  девиантным поведением, их уровень  воспитанности, интересы, личный опыт  и т.д.

          Для более успешной воспитательной  работы необходим поиск новых  форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных подростков.

Работая в сельском социуме необходимо стремиться к созданию атмосферы доверия, доброжелательности и понимания, проявления заботы, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоподдержки, добрососедства. Решить данные задачи можно освоив следующие пути совершенствования профилактической работы сельской молодежи: стабилизирующая роль семьи, ее авторитет и значимость в сельской местности намного выше, чем в городе;

ограниченный доступ к социальным услугам; изолированность и территориальная отдаленность; невысокий образовательный уровень сельского населения; приверженность сложившимся укладам; слабо развитая инфраструктура; тесная связь со средой обитания; неформальная взаимоподдержка; проблемы конфиденциальности

     Наиболее эффективными  педагогическими приемами, используемыми  в нашей опытно – экспериментальной  работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в  себя, в свои силы, опора на  положительные качества личности.

            Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в  поведении  школьников протекает  наиболее успешно при сочетании  убеждений с упражнениями детей  в правильных действиях и поступках.       

  Воспитательная работа с любой категорией трудных подростков требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания трудных подростков не решить.

          Профилактика и коррекция представляет  немалые трудности для социальных  педагогов и родителей. Поэтому  лучше принять все меры, чтобы  не допустить формирования у  ребёнка исковерканного характера. Если родители и педагоги не  учитывают возрастные закономерности  развития и индивидуальные особенности  детей, если мешают удовлетворению  их нормальных потребностей, если  подавляют их желания и навязывают  собственные, если не помогают  преодолеть вредные влияния и  не создают условий для развития  детей, то им закономерно придется  иметь дело с учащимися отклоняющегося  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

  1. Андреева,Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: "Наука" 2002. – 210 с.

  1. Абрамова, Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков // Вопросы психологии. №6 – 2001. – С. 38-45

  1. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. №8 – 2002 – с. 23-27.

  1. Березина, В. М.Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. – 2001 – № 2. – с.2–5.

  1. Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Социально-педагогическая работа. №9 2008, с.47-51

  1. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа № 3 – 2002 – с.3-9.

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков / Под ред. Л.В. Благонадежной – М.: 2002 – 372 с.

  1. Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения трудных подростков. – М: МПА, 2001. С.3– 10.

  1. Выготский,Л.С. / Педагогика трудного подростка – М.:1984 – 210 с.

  1. Воловик,А.Ф., Воловик В.А./ Педагогика досуга– М.: Флинта.2001–123 с.

  1. Вульфов, Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. – М.: 2001 – 89 с.

  1. Валитов, М.С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков // Вопросы психологии № 6 – 2001 – С.60-63

  1. Волох, О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива //Вестник МГУ. Серия. Психология. №2 – 2000 – С.41-45

  1. Гуткина, Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии №2 – 2001. – с.99-106

  1. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.

  1. Доценко, В.С. Дети вне школы. / В.С. Доценко – М.: Просвещение, 2000. – 251 с.

  1. Егошкин, Ю.В. Новые пути интеграции проблемных трудных подростков в школьный социум. //Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. – Москва, 2002 – 156 с.

  1. Ермаков, В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания./В.Д. Ермаков. – М.: 2001-126 с.

  1. Зюбин, Л. М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях    учебно-воспитательной работы. / Л.М. Зюбин – М.: 2001 – 86 с.

  1. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология./Я.Л. Коломенский – СПб: Питер, 2001 – 416 с.

  1. Костяшкин, Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников./Э.Г. Костяшкин – М.: Просвещение.2001 – 192 с.

  1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных подростков / Книга для учителя. - 2-е. изд. – М.: 2001 – 136 с.

  1. Лозоцева, В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между трудного подростками-одноклассниками // Вопросы психологии №1 2001 – с. 79-87

  1. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников/Педагогика – М.: 2001. – 126 с.

  1. Макаренко А. С. / Коллектив и воспитание личности. – М.: 1972 – 333 с.

  1. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в сельском социуме. Социально-педагогическая работа № 9 2008г., с. 18 – 25.

 

Приложение А

Программа

«Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних»

Калачевской СОШ

Цели программы:

 Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

 Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

  • Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

  • Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;        

  • Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

         Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.     

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

          Программу  реализует администрация школы (с  привлечением заинтересованных  ведомств), классные руководители, социальный  педагог, педагог-психолог, педагог-организатор  ОБЖ. В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки. По мере необходимости посещаются семьи учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, их дела рассматриваются на заседании Совета профилактики. 

Планы мероприятий по каждому блоку работы

 

Организационная работа:.

  • Организация работы Совета профилактики гимназии.

  • Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Социальный педагог в защиту прав несовершеннолетних».

  • Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  • Составление социального паспорта класса, школы.

  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Информация о работе Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы