Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения Задачи: 1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения 2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением. 3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7 1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7 1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17 2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26 2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33 2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38 Заключение 43 Литература 45 Приложение 48
Социально-психологическая
ситуация, в которой находится
подросток, может оказаться для
него настолько неблагоприятной,
что вызовет различные нарушения
его взаимоотношений с окружающими,
вплоть до болезненных неврозов,
которые бывают у трудных подростков
из-за тяжелых переживаний или длительного
нервно-психического напряжения.
В системе профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
девиантного поведения, решающее место
должна занимать борьба с отрицательными
ситуациями.
Внедрение
технологий в деятельность социального
педагога обеспечивает экономию
сил и средств, позволяет научно
строить социально-педагогическую
деятельность, способствует эффективности
в решении задач, стоящих перед
социальным педагогом. Социально-педагогические
технологии позволяют решать
весь широкий спектр задач
социальной педагогики — диагностики,
социальной профилактики, социальной
адаптации и социальной реабилитации.
Социальному педагогу при выборе
СПД необходимо учитывать социально-педагогические
психологические особенности подростков
с девиантным поведением, их уровень
воспитанности, интересы, личный опыт
и т.д.
Для более успешной воспитательной
работы необходим поиск новых
форм, наиболее эффективных методов воздействия
на каждого отдельного трудного подростка
и группу в целом. Положительные качества
формируются постепенно, при настойчивой
работе педагога. Они сначала сосуществуют
с отрицательными, и лишь настойчивая
ежедневная воспитательная работа, совместные
усилия всего педагогического коллектива,
школы, семьи, привлечение общественных
организаций, целенаправленная работа
социального педагога дает возможность
получить положительные результаты в
перевоспитании трудных подростков.
Работая в сельском социуме
необходимо стремиться к созданию атмосферы
доверия, доброжелательности и понимания,
проявления заботы, взаимоуважения, взаимопомощи
и взаимоподдержки, добрососедства. Решить
данные задачи можно освоив следующие
пути совершенствования профилактической
работы сельской молодежи: стабилизирующая
роль семьи, ее авторитет и значимость
в сельской местности намного выше, чем
в городе;
ограниченный доступ к социальным
услугам; изолированность и территориальная
отдаленность; невысокий образовательный
уровень сельского населения; приверженность
сложившимся укладам; слабо развитая инфраструктура;
тесная связь со средой обитания; неформальная
взаимоподдержка; проблемы конфиденциальности
Наиболее эффективными
педагогическими приемами, используемыми
в нашей опытно – экспериментальной
работе являются: чуткое, внимательное,
доверительное отношение к ребенку,
укрепление у него веры в
себя, в свои силы, опора на
положительные качества личности.
Материалы исследования показали,
что преодоление отклонений в
поведении школьников протекает
наиболее успешно при сочетании
убеждений с упражнениями детей
в правильных действиях и поступках.
Воспитательная работа с
любой категорией трудных подростков
требует, прежде всего, объединенных усилий
государственных и общественных организаций,
несущих ответственность за воспитание
подрастающего поколения. В одиночку проблему
перевоспитания трудных подростков не
решить.
Профилактика и коррекция представляет
немалые трудности для социальных
педагогов и родителей. Поэтому
лучше принять все меры, чтобы
не допустить формирования у
ребёнка исковерканного характера.
Если родители и педагоги не
учитывают возрастные закономерности
развития и индивидуальные особенности
детей, если мешают удовлетворению
их нормальных потребностей, если
подавляют их желания и навязывают
собственные, если не помогают
преодолеть вредные влияния и
не создают условий для развития
детей, то им закономерно придется
иметь дело с учащимися отклоняющегося
поведения.
Литература
Андриенко, Е.В. Социальная психология:
Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / под
ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001.
- 264 с.
Андреева,Г.М. Социальная психология
/ Г.М. Андреева. – М.: "Наука" 2002. –
210 с.
Абрамова, Г.С. Нравственный
аспект мотивации учебной деятельности
трудных подростков // Вопросы психологии.
№6 – 2001. – С. 38-45
Беличева, С.А. Служба социальной
защиты семьи и детства // Педагогика. №8
– 2002 – с. 23-27.
Березина, В. М.Социальный педагог
в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание
школьников. – 2001 – № 2. – с.2–5.
Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми
и семьями, находящимися в социально опасном
положении. Социально-педагогическая
работа. №9 2008, с.47-51
Бочарова В.Г. Личность - семья
- община становится центром системы социальных
служб. // Социальная работа № 3 – 2002 –
с.3-9.
Божович Л.И. Изучение мотивации
поведения трудных подростков / Под ред.
Л.В. Благонадежной – М.: 2002 – 372 с.
Бланков, А. С. Актуальные проблемы
предупреждения безнадзорности и правонарушений,
несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная
дезадаптация: нарушение поведения трудных
подростков. – М: МПА, 2001. С.3– 10.
Выготский,Л.С. / Педагогика
трудного подростка – М.:1984 – 210 с.
Воловик,А.Ф., Воловик В.А./ Педагогика
досуга– М.: Флинта.2001–123 с.
Вульфов, Б.З. Делать маленькое
дело с большой любовью // Социальная работа.
– М.: 2001 – 89 с.
Валитов, М.С. Особенности профессиональной
консультации трудных подростков // Вопросы
психологии № 6 – 2001 – С.60-63
Волох, О.В. Статусные различия
в оценке старшеклассниками своего коллектива
//Вестник МГУ. Серия. Психология. №2 –
2000 – С.41-45
Гуткина, Н.И. Психологические
проблемы общения учителя с подростком
// Вопросы психологии №2 – 2001. – с.99-106
Гуров, В.Н. Социальная работа
образовательных учреждений с семьей.
– М.: Педагогическое общество России,
2005. – 320 с.
Доценко, В.С. Дети вне школы.
/ В.С. Доценко – М.: Просвещение, 2000. – 251
с.
Егошкин, Ю.В. Новые пути интеграции
проблемных трудных подростков в школьный
социум. //Автореф. на соис. уч. ст. докт.
псих. наук. – Москва, 2002 – 156 с.
Ермаков, В.Д. Социально-правовая
профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных
с недостатками семейного воспитания./В.Д.
Ермаков. – М.: 2001-126 с.
Зюбин, Л. М. Индивидуальный
подход к учащимся в трудных случаях
учебно-воспитательной работы. / Л.М. Зюбин
– М.: 2001 – 86 с.
Костяшкин, Э.Г. Трудовое воспитание
и профориентация школьников./Э.Г. Костяшкин
– М.: Просвещение.2001 – 192 с.
Кащенко В.П. Педагогическая
коррекция: Исправление недостатков характера
у трудных подростков / Книга для учителя.
- 2-е. изд. – М.: 2001 – 136 с.
Лозоцева, В.Н. Роль учителя
в преодолении конфликтов между трудного
подростками-одноклассниками // Вопросы
психологии №1 2001 – с. 79-87
Мудрик, А.В. Общение как фактор
воспитания школьников/Педагогика – М.:
2001. – 126 с.
Макаренко А. С. / Коллектив и
воспитание личности. – М.: 1972 – 333 с.
Никончук, А.С. Социально-педагогическая
работа в сельском социуме. Социально-педагогическая работа
№ 9 2008г., с. 18 – 25.
Приложение А
Программа
«Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
Калачевской СОШ
Цели программы:
Обеспечить единый комплексный подход
к разрешению ситуаций, связанных с проблемами
безнадзорности и правонарушений;
Создать условия для эффективного функционирования
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений.
Задачи программы:
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
Раннее выявление семейного неблагополучия
и оказание специализированной адресной
помощи;
Создание условий для психолого-педагогической,
медицинской и правовой поддержки обучающихся;
Осуществление индивидуального подхода
к обучающимся и оказание помощи в охране
их психофизического и нравственного
здоровья;
Осуществление консультативно-профилактической
работы среди учащихся, педагогических
работников, родителей.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная
работа, диагностическая работа, профилактическая
работа с обучающимися, профилактическая
работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление
комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма, наркомании,
токсикомании, осуществление систематической
работы с картотекой обучающихся «группы
риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных
об образе жизни семей обучающихся, о положении
детей в системе внутрисемейных отношений,
выявление негативных привычек подростков,
взаимоотношений подростков с педагогами
школы, организацию мониторинга здоровья
обучающихся.
Профилактическая работа
со школьниками включает предупредительно-профилактическую
деятельность и индивидуальную работу
с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность
осуществляется через систему классных
часов, общешкольных мероприятий, с помощью
индивидуальных бесед. Она способствует
формированию у обучающихся представлений
об адекватном поведении, о здоровой, несклонной
к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками
с девиантным поведением состоит в содействии
сознательному выбору воспитанником своего
жизненного пути.
Профилактическая работа
с родителями предусматривает установление неиспользованного
резерва семейного воспитания, нахождение
путей оптимального педагогического взаимодействия
школы и семьи, включение семьи в воспитательный
процесс через систему родительских собраний,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями,
работу Совета школы.
Программу
реализует администрация школы (с
привлечением заинтересованных
ведомств), классные руководители, социальный
педагог, педагог-психолог, педагог-организатор
ОБЖ. В целях профилактики безнадзорности
в школе работают разнообразные кружки.
По мере необходимости посещаются семьи
учащихся, пропускающих уроки без уважительных
причин, их дела рассматриваются на заседании
Совета профилактики.
Планы мероприятий по каждому
блоку работы
Организационная
работа:.
Организация работы Совета профилактики
гимназии.
Проведение тематических педагогических
советов: «Работа школы в социуме ребёнка
и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч
родителей», «Социально-педагогическая
работа с детьми девиантного поведения»,
«Как подготовить наших детей к вступлению
в жизнь в новых условиях (или к вопросу
социальной адаптации наших детей)», «Социальный
педагог в защиту прав несовершеннолетних».
Планирование работы по профилактике
алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Составление социального паспорта класса,
школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных
семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном
учёте, карты семьи.
Выявление и постановка на учёт детей
с девиантным поведением, вовлечение их
в спортивные секции и кружки.