Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения Задачи: 1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения 2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением. 3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7 1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7 1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17 2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26 2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33 2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38 Заключение 43 Литература 45 Приложение 48
Применение того или иного приема
социальным педагогом зависит от конкретной
социально-педагогической ситуации, мотивов
поведения трудного подростка, умения
ориентироваться в сложившейся ситуации.
Средства — это совокупность
материальных, эмоциональных, интеллектуальных
и других условий, которые используются
социальным педагогом для достижения
поставленной цели. Средства сами по себе,
по своей сути не являются способами деятельности,
а становятся ими только тогда, когда используются
для достижения какой-то цели. Так, игра
может быть отдыхом, развлечением и пр.
Однако если она организована таким образом,
что будят служить достижению определенной
цели, например формированию каких-то
социальных умений, то игра выступает
средством социально-педагогической деятельности.
В качестве средств социально-педагогической
деятельности могут выступать природа,
произведения искусства, книги, средства
массовой информации и многое другое.
Подчас эти средства не зависят от социального
педагога, но он может воспользоваться
ими в своей профессиональной деятельности,
а методы — это те пути, с помощью которых
он это сделает. [5, 67]
Связь между этими тремя понятиями
можно условно изобразить так, как это
показано на рисунке 1.
Рис. 1 – Связь между методами,
средствами и приемами в социально-педагогической
деятельности (СПД)
Наиболее широко в социально-педагогической
деятельности используются такие методы,
как убеждение и упражнение. Особенность
использования этих методов заключается
в том, что социальный педагог имеет дело
с подростками, у которых по каким-либо
причинам не сформированы общепринятые
нормы и правила поведения в обществе
или же у него сформированы искаженные
понятия об этих нормах и соответствующие
формы поведения.
Приобщение к нормам жизни,
принятым в данном обществе, морали, труду,
создание ясных и точных представлений
о них, которые в конечном итоге формируют
убеждения личности, ее жизненную позицию,
зависят от знаний, представлений о них.
Совершаемые поступки, действия,
привычки без осознания их общественной
значимости могут носить случайный характер,
они не имеют действенной силы. Метод убеждения
содействует трансформации принятых норм
в обществе в мотивы деятельности и поведения
трудного подростка, что способствует
формированию убеждений. [5,с 68]
Чтобы методы убеждения достигли
своей цели, необходимо учитывать психологические
особенности трудных подростков, их уровень
воспитанности, интересы, личный опыт.
Убеждать, прежде всего, можно словом,
его сила велика, поэтому умение говорить
правильно, глубоко по содержанию, ярко
и образно по форме, способность убеждать
трудного подростка в правоте его взглядов
– неотъемлемая часть профессиональной
деятельности социального педагога.
Еще А. С. Макаренко говорил
"о внутреннем сопротивлении личности
воспитательным процессам" (я и сам
знаю, как нужно поступать, нечего меня
учить и т. п.). Тем более социальному педагогу
приходится иметь дело с трудным подростком,
у которого накоплен определенный негативный
опыт, а поэтому действия и поступки совершаются
им согласно определенным убеждениям.
[25,с.213]
Психологические особенности
восприятия содержания речи должны быть
таковы, чтобы вызвать у трудного подростка
надежду, гордость, чувства раскаяния
в содеянном поступке и другие положительные
эмоции.
Убеждение может реализовываться
через такие известные в педагогике методы,
как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный
пример.
Для подростков и юношей с девиантным
поведением используются диспут —
метод, способствующий формированию суждений.
Однако положительный исход диспута зависит
от тщательной подготовки к нему социального
педагога: выбор темы диспута, понятной
и близкой детям, тщательный отбор вопросов,
которые будут предложены для обсуждения.
Таких вопросов может быть немного, но
каждый из них должен предполагать разные
ответы; необходимо заранее согласовать
с подростками тему диспута, подобрать
соответствующую литературу, с которой
дети знакомятся до диспута, использовать
различные средства, например, видеофильмы,
картины, фотографии и др. [10,с 78]
Важным в деятельности социального
педагога является учет нравственного
идеала, которому следует ребенок. Нравственный
идеал — это эмоционально окрашенный,
внутренне принятый ребенком образ, который
становится регулятором его поведения
и критерием оценки поведения других людей.
Сила воспитательного примера основывается
на подражательности трудных подростков,
на их способности копировать те действия
и поступки, которые с их точки зрения
кажутся значительными и соответствуют
их взглядам. Еще древнегреческий философ
говорил, что "длинен путь через наставления,
короток через пример". К. Д. Ушинский
писал, что воспитательная сила изливается
только из живого источника человеческой
личности, что на воспитание личности
можно воздействовать только личностью.
В конечном итоге убеждение — это разъяснение
и доказательство правильности и необходимости
определенного поведения. [36,с 93]
Сложность работы социального
педагога заключается в том, что нравственные
привычки большинства трудных подростков,
с которыми он работает, подчас или не
сформированы или же они имеют вредные
привычки. Так, несовершеннолетние бродяги,
поступающие в детские дома, не обладают
элементарными гигиеническими навыками.
В литературе и в выступлениях журналистов
часто встречается слово "маугли",
но оно относится не к тем детям, которые
выросли среди животных — известные нам
примеры, а к , детям улицы, подвалов, живущим
на свалках и пр. Они не умеют чистить зубы,
умываться по утрам, следить за своей одеждой
и пр. Поэтому для социального педагога
в этом случае метод упражнения один из
основных.
Другая трудность в работе с
такими подростками — укоренившиеся вредные
привычки: курить, пить спиртное, сквернословить,
быть агрессивными. В этом случае социальный
педагог занимается фактически перевоспитанием
трудных подростков, приобщением их к
нормам и правилам общества. [20,с113]
Эффективность использования
метода упражнения повышается, если социальный
педагог прибегает к таким формам организации
метода упражнения, как игра; творческая,
сюжетно-ролевая и другие виды игр. Ценность
игры заключается в том, что собственными
потребностями трудного подростка становятся
те нормы, следовать которым мы его хотим
приучить.
Методы убеждения и упражнения
тесно между собой взаимосвязаны. А. С.
Макаренко все время подчеркивал мысль
о слиянии слова и дела, убеждения и упражнения.
Самое упорное натаскивание на похвальных
мыслях и знаниях, неоднократно подчеркивал
он, без соответствующей практики может
приводить к формированию "ханжей"
и "графоманов".[23,c127]
Среди социально-педагогических
методов особую группу составляют методы
поощрения и наказания. Они направлены
к одной цели — формировать определенные
нравственные качества поведения и характера
подростка. [25,c 110] Эти методы не всегда
являются издержками воспитания. Они неизбежны,
так как трудного подростка свойственно
исследовать границы дозволенного, а следовательно
ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо
использование таких приемов, как переубеждение,
предупреждение, замена интересов, наказание.
Цель социально-педагогической
деятельности и ее конечные результаты
зависят от того, насколько правильно
определено содержание, какие выбраны
методы для ее достижения и формы организации
этой деятельности. Понятно, что содержание,
методы и формы не могут существовать
независимо друг от друга, их взаимосвязь
определяется тем, что содержание влияет
на формы и методы, те в свою очередь могут
корректировать содержание и формы; кроме
того формы и методы также между собой
взаимосвязаныю [33,с 67] Условно взаимосвязь
между целью, содержанием деятельности,
методами и формами ее осуществления показаны
на рисунке 2.
Рис. 2 – взаимосвязь между целью,
содержанием деятельности, методами и
формами
Применение технологий в работе
социального педагога позволяет поэтапно
реализовывать выделенные структурные
компоненты его деятельности. Общая схема
технологически организованной социально-педагогической
деятельности представлена на рисунке
3.
Рис. 3 – Схема технологически
организованной социально-педагогической
деятельности
Решение любой проблемы подростка
с девиантным поведением, требующей вмешательства
социального педагога, начинается с диагностирования
проблемы, которое включает в себя обязательный
этап сборе анализа и систематизации информации,
на основании которой может быть сделано
то или иное заключение.
Особенностью деятельности
социального педагога является то, что
подросток не всегда может сформулировать
проблему, которая у него возникает, и
объяснить, чем она вызвана (конфликтом
с родителями, конфликтом с учителями,
конфликтом с группой др.). Поэтому задача
социального педагога заключается в том,
чтобы самому выявить все значимые обстоятельства
ситуации трудного подростка и поставить
диагноз.
Следующий этап — поиск путей
решения этой проблемы. Для этого на основании
диагноза ставится цель и в соответствии
с ней выделяются конкретные задачи деятельности.
Понимание целей и задач социальным
педагогом подчеркивает необходимость
вдумчивого, дифференцированного подхода
к профилактической работе, учета возрастных
особенностей ребят и максимального использования
тех возможностей, которые раскрываются
перед воспитателем. Важно, при этом, отметить,
что решающее значение в формировании
личности трудного подростка имеет социальное
окружение, т.е. система условий, в которых
воспитывается ребенок с самых первых
дней своей жизни. Необходимо, однако,
отличать социальную среду в широком понимании
(т.е. весь комплекс социальных, экономических
и культурных условий жизни данного общества)
или макросреду от ближайшего бытового
окружения, в котором непосредственно
происходит процесс формирования личности
(семья, школа, улица и т.д.), известного
под названием микросреды. [33,с110]
Таким образом, внедрение технологий
в деятельность социального педагога
обеспечивает экономию сил и средств,
позволяет научно строить социально-педагогическую
деятельность, способствует эффективности
в решении задач, стоящих перед социальным
педагогом. Социально-педагогические
технологии позволяют решать весь широкий
спектр задач социальной педагогики —
диагностики, социальной профилактики,
социальной адаптации и социальной реабилитации.
Социальному педагогу при выборе СПД необходимо
учитывать социально-педагогические,
психологические особенности подростков
с девиантным поведением, их уровень воспитанности,
интересы, личный опыт и т.д.
1.2 Социально-педагогические
и психологические особенности
подростков с девиантным поведением
в сельской местности
Девиантное поведение (от лат.
deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся
поведение, т.е. как отдельные поступки
или система поступков, противоречащих
общепринятым в обществе правовым или
нравственным нормам.
Под отклонениями в поведении
подростков понимают такие его особенности
и их проявления, которые не только обращают
на себя внимание, но и настораживают учителей
(родителей, воспитателей, общественность).
Сюда относятся обычные детские шалости,
нарушения дисциплины, иногда хулиганские
поступки. [18,с 78] Эти особенности поведения
не только свидетельствуют об отклонениях
от общепринятых норм, требований, но и
несут в себе зачатки, истоки будущих проступков,
нарушений нравственных, социальных, правовых
норм, требований закона, представляют
собой потенциальную угрозу субъекту
поведения, развитию его личности, окружающим
его людям, обществу в целом.
Подростки ведут себя с напускной
независимостью, открыто высказываются
о своем нежелании учиться, у них отсутствует
уважительное отношение к учителям, авторитет
сверстников завоевывается с помощью
физической силы. Именно такие трудные
подростки чаще всего становятся на путь
правонарушений, так как чаще всего отвергаются
коллективом одноклассников. В таких случаях
подросток "уходит" из школы, он сближается
с другими "отверженными" [1, с156].
Грубость, цинизм, бесшабашность
подростков с девиантным поведением зачастую
являются маскировкой чувства собственной
неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей
подростков с девиантным поведением —
психическая незрелость, отставание от
возрастных норм. Повышенная внушаемость,
неумение соотносить свои поступки с нормами
поведения, слабость логического мышления
характеризуют таких ребят. Они редко
мучаются выбором, принимают собственные
решения, часто поступают слишком по-детски,
импульсивно. Социальная ситуация развития
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Мальчики часто вспыльчивы,
возбудимы. Они легко вступают в драки,
могут стать мстительными, злопамятными,
проявить жестокость.
Девочки склонны к позерству,
не терпят равнодушия к себе, театральны.
На самые мелкие обиды могут реагировать
рыданиями. Часто они жестоки и холодны
в душе, но этого не показывают, их привязанности
поверхностны.
Одной из причин возникновения
такого поведения могут быть пограничные
состояния. Этому способствуют перенесенные
нейроинфекции, травмы головы, частые
и тяжелые заболевания, ослабляющие организм.
Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию
плода, которая может сказаться именно
в переходном возрасте. [1,с 128]
В большинстве случаев медицинское
обследование таких подростков замечает
эти отклонения, а также начинающиеся
хронические психические заболевания.
Грани нормы и патологии не всегда легко
различимы в трудных подростковом возрасте.
Поэтому даже опытному психологу приходится
иногда несколько раз встречаться с подростком,
прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями
характера или с психическим заболеванием.
Трудности воспитания в значительной
мере определяются недостатками в развитии
способности учащихся к оценке своих поступков.
Причинами таких трудностей являются
несформированность у подростков критериев
самооценки, некритичность, неадекватность
оценки, неумение осуществлять операции
оценивания. В свою очередь эти отрицательные
черты личности трудного подростка –
результат педагогического брака, неспособности
воспитателя увлечь примером, побудить
подростка с девиантным поведением следовать
социально значимому образцу и избрать
его в качестве эталона самооценки. [2,с168]