Особенности профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской школы
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 23:29, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения Задачи: 1. Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения 2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением. 3. Обобщение опыта работы сельской школы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения в сельской местности 7 1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения. 7 1.2 Социально-педагогические и психологические особенности подростков с девиантным поведением в сельской местности 17 2. Анализ состояния профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности 26 2.1 Причины развития девиантного поведения сельских школьников и принципы работы по его профилактике 26 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних 33 2.3 Современные формы социально-педагогической работы с сельскими подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении 38 Заключение 43 Литература 45 Приложение 48
Особенности профилактики девиантного
поведения подростков в условиях сельской
школы
Введение
Отклоняющееся
(девиантное) поведения несовершеннолетних
является серьезной социальной, психолого-педагогической
и медико-биологической проблемой. В настоящее
время в изменяющихся условиях развития
страны эта проблема становится особо
актуальной, что обусловлено целым рядом
причин. Среди них - рост числа беспризорных
и безнадзорных детей, радикальное изменение
социально- экономической жизни, снижение
жизненного уровня значительной части
населения, неуверенность в завтрашнем
дне, девальвация ценностных ориентации,
безразличие к себе и окружающим, изменения
в укладе и образе жизни людей и др. Одним
из важных этапов становления личности,
нравственно - этического воспитания и
профилактики девиантного поведения детей
является период школьной жизни. Именно
в это время закладываются основы нравственности,
формируются и закрепляются практически
все свойства характера, отношение к обществу
и самому себе. На решение этих задач нацелены
все виды деятельности. Однако, несмотря
на огромные ее возможности, процесс обучения
и воспитания в основном сконцентрирован
на освоении учащимися определенных умений
и навыков, а задача нравственного и духовного
воспитания отодвинута на второй план.
В последние годы в Беларуси
уделяется огромное внимание проблеме
воспитания подростков и реализации государственных
программ, направленных на должное и качественное
развитие детей. С этой целью созданы и
реализуются государственные программы
«Дети Беларуси», «Национальный план действий
по улучшению положения детей и охране
их прав на 2004 – 2010 годы» и др. Но наряду
с положительными моментами данного процесса
в нашей республике констатируются факты
противоправного и преступного поведения
подростков. Особенно эта проблема актуальна
для белорусских сел. Она имеет тенденцию
омоложения: по некоторым видам противоправных
действий констатируется возраст с
10 лет. Сельское население по сравнению
с городским гораздо в меньшей степени
социально защищено, поэтому требует повышенного
внимания и поддержки со стороны общества
и государства. Этот факт делает профилактическую
работу с подростками на селе особенно
актуальной и значимой. [26,с 19]
Поэтому одной из самых актуальных
и значимых задач, стоящих пред нашим обществом
является поиск путей снижения роста преступлений
среди сельской молодежи и повышенная
особенная эффективность профилактической
работы в сельской местности. Необходимость
скорейшего решения этой задачи обусловлено
не только тем, что в стране продолжает
сохраняться достаточная численность
правонарушений и преступлений, совершенных
подростками на селе, но и потому, что современная
политика нашего государства изменена
в отношении деревни: в Республике Беларусь
получили развитие программа строительства
агрогородков. Отличие агрогородка от
обычного села в том, что его статус предусматривает
наличие определенного социокультурного
минимума. А криминализация сельской молодежной
среды лишает общество перспектив установления
в этом социуме равновесия и благополучия.
Специфика села состоит еще и в том, что
большинство современных белорусских
сельских жителей занято в сельскохозяйственном
производстве, что занимает у них огромную
часть времени, его не хватает на воспитание
детей. Так возникает проблема неблагополучных
семей. В этом плане необходимо отметить
особую значимость реализации Декрета
№ 18 «О дополнительных мерах по государственной
защите детей в неблагополучных семьях»
потому, что сельский социум действительно
во многом специфичен. Ряд факторов усложняет
жизнь сельских жителей, в том числе и
подростков
Главная роль в решении этой
острейшей проблемы отводится социальной
педагогике, которая представлена новым
образовательным симбиозом «Школа – детский
сад», которые являются важнейшим жизнеобразующим
центром на селе «Покуда жива школа –
живо и село». [26,с 20]
Необходимо изучить причины,
источники, обусловливающие девиантное
поведение, и на этой основе построить
такую систему профилактической деятельности,
которая обеспечила бы постепенное сокращение
девиантного поведения среди сельской
молодежи. Предупредить девиантное
поведение несовершеннолетних
можно, если к профилактической
работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной
правонарушений несовершеннолетних
являются недостатки в их
нравственном воспитании.
Следовательно, предупреждение правонарушений
несовершеннолетних лежит прежде
всего в педагогизации различных
сфер нравственного воздействия
в процессевоспитания детей и подростков.
Возрастные особенности несовершеннолетних
требуют психологически и методически
грамотного подхода к
этому контингенту.
Свой вклад в разработку данной
проблемы внесли следующие отечественные
ученые: Василькова Юлия Валерьевна, рассмотревшая
методы работы с детьми девиантного поведения;
Галагузова Минненур Ахметхановна, изучавшая
девиантное поведение в подростковом
возрасте и специфику работы социального
педагога с этой категорией детей; Загвязинский
В.И, Кудашов Г. Н, Селиванова О. А, выделившие
свой подход к определению девиантного
поведения и его профилактику; Щипицина
Л.М., осветившая воспитание детей группы
социального риска, Клейберг Юрий Александрович,
описавший психологию девиантного поведения
и особенности его исправления; Личко
А.Е, разработавший теорию возникновения
девиантного поведения подростков под
воздействием патологических нарушений
психики и акцентуаций характера; Овчарова
Раиса Викторовна, рассмотревшая технологию
работы социального педагога с подростками
девиантного поведения и другие.
Девиантное поведение – проблема,
представляющая не ограниченный характер
заинтересованности (на уровне школы и
семьи), а широко распространенная, затрагивающая
все общество.
Цель исследования:
определение путей повышения
эффективности
профилактики девиантного
поведения
Объект исследования: социально-педагогическая
деятельность по профилактике девиантного
поведения несовершеннолетних на селе.
Предмет: формы, методы и средства
социально-педагогической работы с подростками
девиантного поведения сельских общеобразовательных
школах.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы
социально-педагогической работы с подростками
девиантного поведения
2. Охарактеризовать сущность
и особенности проблем подростков
с отклоняющимся поведением.
3. Обобщение опыта работы
сельской школы по профилактике
девиантного поведения среди
подростков.
Гипотеза: грамотно организованная
профилактика девиантного поведения подростков
с учетом специфики сельского социума,
с использованием индивидуальных методов,
средств способна повысить эффективность
прилагаемых социально педагогических
усилий, сделать социально- педагогическое
воздействие на подростка более результативным.
Методы исследования: изучение
и анализ научной и периодической литературы
по данному вопросу, методы сбора информации:
интервью, экспертный опрос, беседа, анкетирование,
наблюдение, изучение документов. Эмпирической
базой исследования явилась Калачевская
средняя школа Логойского района Минской
области.
Глава 1. Теоретические
основы социально-педагогической работы
с подростками девиантного поведения
в сельской местности
1.1 Современные
подходы социально-педагогической
работы с подростками девиантного
поведения
Осваивая любую профессиональную
деятельность, будущий специалист, прежде
всего, знакомится с тем видом деятельности,
которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.
Будущий социальный педагог
оказывается перед проблемой; как, каким
путем помочь подростку стать личностью,
каким образом предупредить отклоняющееся
поведение. Цели деятельности социального
педагога — содействие саморазвитию личности,
организация профилактической работы
и защита прав трудного подростка. [4, с156]
Специфика работы сельского
социального педагога определяется той
ролью, которую он играет в жизни села,
набором требований, предъявляемых сельским
обществом к социальному педагогу, особым
механизмом решения воспитательных и
социальных проблем, основанном на традициях
сельской, во многом общинной жизни сельского
населения.
Хотя направления работы и перечислены
в квалификационной характеристике, но
практически их круг значительно шире.
Социальный педагог должен быть главным
посредником между подростком и теми,
кто его окружает: учителями, классным
руководителем, администрацией, представителями
милиции, суда, других ведомств, а иногда
и родителями или опекунами.
Основные направления деятельности
социального педагога:
Постановка социального диагноза.
Определение социокультурной ситуации,
социальных и личностных проблем взрослых,
попадающих в сферу влияния социального
педагога. Информация может быть из разных
источников (педагогическая, родительская,
психологическая, медицинская, другая).
Выявление запросов, потребностей разработка
мер помощи конкретным учащимся с привлечением
специалистов из соответствующих учреждений
и организаций.
Помощь семье в проблемах, связанных
с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком.
Посредничество между различными специалистами
и организациями (учреждением образования,
здравоохранения, социальной защиты, культуры
и пр.).
Помощь подростку в устранении
причин, негативно влияющих на его успеваемость
и посещение учебного учреждения. Распознавание,
диагностирование и разрешение конфликтов,
проблем, трудных жизненных ситуаций,
затрагивающих интересы подростка. Предотвращение
серьезных последствий развития сложных
для подростка событий.
Профилактика правонарушений,
девиантного поведения трудных подростков,
в том числе алкоголизма, наркомании, курения,
ранних интимных связей. Пропаганда здорового
образа жизни.
Привлечение трудных подростков,
родителей, общественности к организации
и проведению социально-педагогических
мероприятий, акций. Организация разнообразной
социально-значимой деятельности трудных
подростков в социуме (досуг, отдых, воспитательные
мероприятия). Включение в процесс творчества,
поддержка социальной инициативы.
Индивидуальное и групповое
консультирование трудных подростков,
родителей, педагогов и администрации
по вопросам разрешения проблемных ситуаций,
конфликтов, воспитания трудных подростков
в семье.
Организация взаимодействия
различных групп взрослых, содействие
налаживанию нормальных межличностных
взаимоотношений в семьях, детских и взрослых
коллективах. Помощь педагогам в разрешении
конфликтов с подростками.
Пропаганда и разъяснение прав
трудных подростков, семьи и педагогов.
В качестве особой функции может быть
выделена защита прав подростка на основе
конвенции о правах подростка и других
правовых документов. Социальный педагог
имеет полномочия быть представителем
образовательного учреждения в суде, на
конфликтных комиссиях, где решается судьба
подростка. [20, с113]
Важно, чтобы были охвачены
все основные направления социально-педагогической
работы, независимо от ставок специалистов.
Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей
широк, для более результативной работы
целесообразно иметь в учреждении несколько
социальных педагогов и распределять
их обязанности по профилю деятельности:
охрана здоровья и гигиена, профилактика
школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая
деятельность, педагогическое просвещение
и работа с родителями, опека и попечительство
и т.д. Либо разделение обязанностей может
идти по классам, группам, параллелям в
зависимости от количества учащихся, это
— так называемая кураторская система.
Как бы ни велика была роль социального
педагога и других специалистов, работающих
с подростками девиантного поведения,
в осмыслении реальной действительности,
процессов развития знаний о природе человека,
их взгляды не могут быть истиной в последней
инстанции. Тем не менее, как высказывался
Л. С. Выготский: "Проблема метода есть
начало и основа, альфа и омега всей истории
культурного развития подростка... Опереться
по-настоящему на метод, понять его отношение
к другим методам, установить его сильные
и слабые стороны, понять его принципиальное
обоснование и выработать к нему верное
отношение — значит, в известной мере,
выработать правильный и научный подход
ко всему дальнейшему изложению важнейших
проблем..."[9,с 89]
Сущность социально-педагогической
деятельности заключается в том, что в
поле зрения находится подросток и окружающая
его социальная среда, а социальный педагог
помогает решению проблем трудного подростка
в процессе его социализации. Он может
решать какие-то частные, кратковременные
задачи, а может работать с подростком
в течение длительного времени. С помощью
методов социальный педагог может оказывать
целенаправленное воздействие на сознание,
поведение, чувства трудного подростка,
а также воздействовать и на окружающую
его социальную среду.
Следует отметить, что поскольку
социальная педагогика — молодая отрасль
педагогической науки и социально-педагогическая
деятельность совсем недавно оформилась
как самостоятельная разновидность профессиональной
деятельности, говорить о системе методов
социальной педагогики еще рано. Они находятся
в стадии становления. Поэтому пока социальный
педагог в своей практической работе широко
применяет методы, используемые в педагогике,
психологии и социальной работе.
Кроме метода в социально-педагогической
деятельности, как и в педагогике, широко
используются приемы и средства. Однако
приемы могут использоваться социальным
педагогом и вне зависимости от методов.
Э. Ш. Натанзон выделил так называемые
"созидающие" и "тормозящие"
приемы: