Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гадельшина А.-Мульты и ценности.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

Для того, чтобы начать основную обработку, нам необходимо было  провести описательную статистику (Analyze – Descriptive Statistics – Descriptives) (см. Приложение, таб. №1) и проверить на нормальность нашу выборку с помощью теста Колмогорова-Смирнова (Analyze – Nonparametric Tests – 1-Sample K-S) (см. Приложение, таб. №2).

После чего мы смогли приступить к основной части работы. Для того, чтобы рассчитать t-критерий Стьюдента для одной выборки, используя статистический пакет SPSS, мы сделали необходимые для этого следующие  шаги: Analyze – Compare Means – Paired-Samples T Test – перенесли наши переменные с левого окошка в правое - ОК и получили необходимые нам результаты (см. Приложение таб. №3).

Следующий этап нашего исследования заключался в обработке результатов опросника Ш. Шварца. Данная работа проводилась следующим образом, мы внесли сырые данные в программу Excel, затем соотносили ответы каждого испытуемого с соответствующим ключом (см. Приложение, таб. №5). В таблице №5 указаны номера тех пунктов обеих частей опросника, которые соответствуют каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости. При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются. Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности»— необходимо перевести шкалу опросника в баллы (см. Приложение. таб. №4)

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. Приложение,  таб. №6-7). Данную процедуру мы делили в Excel с помощью формулы (=СРЗНАЧ(число1;число2;…)). Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

После чего мы отсортировали наши данные по мультфильмам и искали уже средние значения для 10 типов ценностей исходя от того или иного мультфильма (см. Приложение, таб. №8).

В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таким образом, проведя обработку результатов, мы можем приступить к их представлению, анализу и интерпретации.

2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация

 

После проведения экспертных оценок и их обработки, мы получили следующие результаты (см. таблица №1).

 

Таблица №1. Результат применения t-критерия для зависимых выборок.

 

Парные различия

t-критерий

Число степеней свободы

Двусторон. Знач.

Среднее

Стагд. Отклоне-ние

Станд. ошибка среднего

Доверительный интервал в 95%

Upper

Lower

Pair 1

Доброжелательные_мультфильмы - Агрессивныемультфильмы

56,75

9,73

2,17

52,19

61,30

26,07

19

,000


 

По данной таблице можно увидеть, что уровень двусторонней значимости экспертных оценок не превышает 0,05 и это свидетельствует нам о наличии различий между ними. После чего мы смогли сделать вывод о том, что «Смурфики», «Фея Динь-Динь», «Медвежонок Винни и его друзья» и «Белка и Стрелка» не содержат агрессивности, то есть действительно являются доброжелательными мультфильмами, а «Университет монстров», «Кунг-Фу панда», «Гномео и Джульетта» и «Шрек» являются агрессивными мультфильмами.

Далее, мы приступили к основному исследованию, проведения опроса по методике Ш. Шварца и в конце работы предоставляли испытуемым список наших мультфильмов, который давался им без пояснения о том, какой мультик является доброжелательным, а какой – агрессивным.

Затем для каждого мультфильма было найдено среднее значение по 10 типам ценностей обоих частей опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») и в соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей было установлено их ранговое соотношение.

 

Таблица №2. Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов («Обзор ценностей» и «Профиль личности») для 8 мультфильмов (по методике Ш. Шварца).

белка и стрелка

Гедонизм 

Безопасность 

Достижения 

Конформность 

Власть 

Доброта 

Самостоятельность 

Универсализм 

Стимуляция 

Традиции 

обзор ценностей

6,26

4,96

4,95

4,9

4,9

4,56

4,24

4,175

4

3,76

 

Гедонизм 

Доброта 

Самостоятельность 

Достижения 

Стимуляция 

Безопасность 

Конформность 

Универсализм 

Традиции 

Власть 

профиль личности

2,93

2,25

2,25

2,1

2,06

1,68

1,35

1,1

1,05

0,73

гномео и джульетта

Гедонизм 

Безопасность 

Конформность 

Доброта 

Самостоятельность 

Достижения 

Универсализм 

Традиции 

Стимуляция 

Власть 

обзор ценностей

5,26

5,16

5,05

5,04

5

5

4,475

4

3,66

3,2

 

Доброта 

Универсализм 

Гедонизм 

Конформность 

Самостоятельность 

Достижения 

Стимуляция 

Безопасность 

Традиции 

Власть 

профиль личности

2,95

2,53

2,46

2,4

2,4

2,3

2,2

2,2

1,75

1

кунг-фу панда

Гедонизм 

Самостоятельность 

Достижения 

Безопасность 

Власть 

Конформность 

Доброта 

Универсализм 

Традиции 

Стимуляция 

обзор ценностей

5,36

5,34

5,225

5,14

4,8

4,75

4,66

4,275

3,8

3,26

 

Самостоятельность 

Достижения 

Гедонизм 

Доброта 

Стимуляция 

Безопасность 

Универсализм 

Конформность 

Власть 

Традиции 

профиль личности

2,875

2,825

2,63

2,4

2,23

2,04

2

1,6

1,5

1,2

медвежоно винни и его друзья

Конформность 

Доброта 

Безопасность 

Универсализм 

Традиции 

Достижения 

Самостоятельность 

Стимуляция 

Гедонизм 

Власть 

обзор ценностей

5,25

5,2

5

4,875

4,86

4,83

4,66

4,33

4

2,66

 

Доброта 

Универсализм 

Стимуляция 

Безопасность 

Традиции 

Конформность 

Самостоятельность 

Гедонизм 

Достижения 

Власть 

профиль личности

3,08

2,66

2,66

2,53

2,5

2,08

1,66

1,55

1,5

0,44

смурфики

Безопасность 

Конформность 

Гедонизм 

Достижения

Самостоятельность 

Доброта 

Власть 

Универсализм 

Стимуляция 

Традиции 

обзор ценностей

5,44

5,25

5,2

5,15

4,88

4,8

4,3

4,225

3,73

3,44

 

Гедонизм 

Самостоятельность 

Стимуляция 

Доброта 

Универсализм 

Достижения 

Власть 

Безопасность 

Конформность

Традиции 

профиль личности

2,86

2,4

2,4

2,35

2,23

2,15

2,06

2,04

1,7

1,55

университет монстров

Самостоятельность 

Гедонизм 

Доброта 

Безопасность 

Достижения 

Конформность 

Стимуляция 

Универсализм 

Традиции 

Власть 

обзор ценностей

5,77

5,54

5,525

5,425

5,40

5,375

5,29

4,60

4,2

3,81

 

Стимуляция 

Гедонизм 

Доброта 

Самостоятельность 

Универсализм 

Достижения 

Безопасность 

Традиции 

Конформность 

Власть 

профиль личности

3,25

2,75

2,71

2,68

2,54

2,43

2,425

1,93

1,90

1,125

фея динь-динь

Стимуляция 

Безопасность 

Доброта 

Самостоятельность 

Конформность 

Достижения 

Универсализм 

Гедонизм 

Традиции 

Власть 

обзор ценностей

4,88

4,73

4,6

4,6

4,5

4,5

4,45

4,33

3,93

3,58

 

Доброта 

Стимуляция 

Достижения 

Самостоятельность 

Гедонизм 

Конформность 

Универсализм 

Традиции 

Безопасность 

Власть 

профиль личности

2,66

2,55

2,41

2,25

2,22

1,75

1,72

1,5

1,4

1

шрек

Безопасность 

Конформность 

Гедонизм

Доброта 

Самостоятельность 

Достижения 

Универсализм 

Власть

Традиции 

Стимуляция 

обзор ценностей

5,63

5,43

5,39

5,27

5,2

5,04

4,90

4,63

4,07

4

 

Самостоятельность 

Доброта 

Стимуляция 

Гедонизм 

Достижения 

Универсализм 

Безопасность

Конформность 

Традиции 

Власть

профиль личности

2,88

2,84

2,81

2,69

2,65

2,19

1,87

1,65

1,59

1,12


 

На основании полученных данных и по выбранному подростками мультфильму «Белка и Стрелка», можно увидеть, что  у данной группы наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «гедонизм», «безопасность» и «достижения».

Для группы испытуемых, которые выбрали мультфильм «Гномео и Джульетта», наибольшей значимостью обладают следующие типы ценностей – «гедонизм», «безопасность» и «конформность».

Подростки, которые выбрали мультфильм «Кунг-Фу панда», для них самые значимые типы ценности - «гедонизм», «самостоятельность» и «достижения».

Для группы подростков, которые отдали предпочтение мультфильму «Медвежонок Винни и его друзья», максимальной значимостью обладают следующие типы ценности – «конформность», «доброта» и «безопасность».

Для испытуемых, которые выбрали мультфильм «Смурфики», важными  типами ценностей являются «безопасность», «конформность» и «гедонизм».

Результаты подростков, отдавшие предпочтение мультфильму «Университет монстров», показали, что наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «самостоятельность», «гедонизм» и «доброта».

Для группы, которая выбрала мультфильм «Фея Динь-Динь», максимальной значимостью обладают следующие типы ценностей – «стимуляция», «безопасность» и «доброта».

Испытуемые, которые выбрали мультфильм «Шрек», для них самыми важными типами ценностей являются – «безопасность», «конформность» и «гедонизм».

Проанализировав полученные данные, мы заметили такую закономерность, что практически для всех испытуемых наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «гедонизм» и  «безопасность». Возможно, это связано с тем, что для подростков характерно стремление к получению удовольствия любыми способами, то есть наслаждаться жизнью, так как они в этот период думают только о себе и о своих внутренних переживаниях. Подростки открыты ко всему новому, стремятся познать то, что неизвестно им и для испытуемых на данный момент жизни это является актуальным, так как они получают среднее образование. Если говорить о «безопасности», то испытуемым важно, что не только они защищены от внешних негативных воздействий, но и их родные и близкие, и общество в целом. Для них значимо находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми, что характерно именно для этого возрастного периода и стремятся к гармоничному, стабильному обществу.

Обобщив вышесказанное и расгруппировав ранговые значения 3-х наиболее значимых ценностей по критерию наличия / отсутствия агрессивности в мультфильмах, мы получили следующие результаты:

 

 

 

 

Таблица №3. Наиболее значимые ценности во взаимосвязи с предпочитаемыми мультфильмами:

«Доброжелательные»

Белка и Стрелка

Медвежённок Винни и его друзья

Смурфики

Фея Динь-динь

1 – гедонизм

2 – безопасность

3 - достижения

1 – конформность

2 – доброта

3 - безопасность

1 – безопасность

2 - конформность

3 - гедонизм

1 – стимуляция

2 – безопасность

3 - доброта

«Агрессивные»

Гномео и Джульета

Кунг-фу панда

Университет монстров

Шрек

1 – гедонизм

2 – безопасность

3 - конформность

1 – гедонизм

2 – самостоятельность

3- достижения

1 – самостоят-ть

2 – гедонизм

3 - доброта

1 – безопасность

2 – конформность

3 - гедонизм


 

Если мы подсчитаем частоту встречаемости тех или иных ценностей, которые «получили» 1-й, 2-й и 3-й ранг как наиболее предпочитаемые по «доброжелательным» и «агрессивным» мультфильмам, то получим следующую таблицу:

Таблица №4. Частота выбора наиболее значимых ценностей по «доброжелательным» и «агрессивным» мультфильмам:

«Доброжелательные»

«Агрессивные»

Безопасность – 4

Гедонизм – 2

Конформность – 2

Доброта – 2

Достижения – 1

Стимуляция - 1

Гедонизм – 4

Безопасность – 2

Конформность – 2

Самостоятельность – 2

Доброта – 1

Достижения – 1


 

Таким образом, видно, что подростки, предпочитающие мультфильмы с доброжелательным содержанием, чаще всего выбирают ценности, связанные с безопасностью, в то время как подростки, предпочитающие «агрессивные» мультфильмы, - ценности, связанные с гедонизмом.

Алина, здесь нужна интерпретация. Можете ещё дальше проанализировать таблицу 4, как видите, результаты налицо. Исходя из этого, подкорректируйте выводы. В заключении можете ещё отметить о степени достижения цели и о дальнейших перспективах.

 

Что касается остальных типов ценностей, то для испытуемых значимо добиваться успеха в своих делах, через проявление компетентности в соответствии с актуальными социальными стандартами, которое влечёт за собой социальное одобрение. Как мы уже знаем из теоретической части, что подростки всегда стремятся быть социально желательными, чтобы общество их принимало и одобряло их поведение и поступки. Также у них имеется потребность быть независимым в выборе способов действий, в самостоятельности мышления и творческой активности.

Испытуемые сфокусированы на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. У них имеется значимая потребность в аффилиации и обеспечении процветания группы. То есть испытуемые стараются сохранить тёплые и доверительные отношения с теми людьми, с которыми находятся в личных контактах.

На основе проведённого анализа, можно сделать предположение о том, что общими типами ценностей, которые обладают наибольшей значимостью практически для всех испытуемых, в независимости от выбора того или иного мультфильма, являются «гедонизм» и «безопасность», что в действительности характерно для подросткового возраста.

 

 

2.5 Выводы

В результате проведённого исследования, нами была поставлена гипотеза о влиянии содержания мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века на особенности иерархии ценностей подростков. В процессе проделанной практической работы наша гипотеза частично подтвердилась в мультфильмах «Белка и Стрелка», «Медвежонок Винни и его друзья» и «Смурфики».

В итоге, нами были представлены типы ценностей, которые обладают наибольшей значимостью для каждой группы испытуемых, отдавшие предпочтение тому или иному мультфильму, а также была прослежена закономерность в выборе тех типов ценностей, которые являются общими для всех испытуемых и имеют максимальное значение, а именно «гедонизм» и «безопасность».

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что в ходе проведенного исследования была достигнута основная цель нашей работы, а именно, изучена зависимость иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века, как с теоретической, так и с эмпирической стороны.

В теоретическом анализе работы были отражены различные понимания, понятий «ценности», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей», как зарубежных, так и российских авторов. Также были представлены психологические особенности подросткового возраста и проделан социально - психологический анализ современных мультфильмов 21 века.

Информация о работе Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века