Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................
Для того, чтобы начать основную обработку, нам необходимо было провести описательную статистику (Analyze – Descriptive Statistics – Descriptives) (см. Приложение, таб. №1) и проверить на нормальность нашу выборку с помощью теста Колмогорова-Смирнова (Analyze – Nonparametric Tests – 1-Sample K-S) (см. Приложение, таб. №2).
После чего мы смогли приступить к основной части работы. Для того, чтобы рассчитать t-критерий Стьюдента для одной выборки, используя статистический пакет SPSS, мы сделали необходимые для этого следующие шаги: Analyze – Compare Means – Paired-Samples T Test – перенесли наши переменные с левого окошка в правое - ОК и получили необходимые нам результаты (см. Приложение таб. №3).
Следующий этап нашего исследования заключался в обработке результатов опросника Ш. Шварца. Данная работа проводилась следующим образом, мы внесли сырые данные в программу Excel, затем соотносили ответы каждого испытуемого с соответствующим ключом (см. Приложение, таб. №5). В таблице №5 указаны номера тех пунктов обеих частей опросника, которые соответствуют каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости. При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются. Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности»— необходимо перевести шкалу опросника в баллы (см. Приложение. таб. №4)
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. Приложение, таб. №6-7). Данную процедуру мы делили в Excel с помощью формулы (=СРЗНАЧ(число1;число2;…)). Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.
Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.
После чего мы отсортировали наши данные по мультфильмам и искали уже средние значения для 10 типов ценностей исходя от того или иного мультфильма (см. Приложение, таб. №8).
В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
Таким образом, проведя обработку результатов, мы можем приступить к их представлению, анализу и интерпретации.
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация
После проведения экспертных оценок и их обработки, мы получили следующие результаты (см. таблица №1).
Таблица №1. Результат применения t-критерия для зависимых выборок.
Парные различия |
t-критерий |
Число степеней свободы |
Двусторон. Знач. | ||||||
Среднее |
Стагд. Отклоне-ние |
Станд. ошибка среднего |
Доверительный интервал в 95% | ||||||
Upper |
Lower | ||||||||
Pair 1 |
Доброжелательные_мультфильмы - Агрессивныемультфильмы |
56,75 |
9,73 |
2,17 |
52,19 |
61,30 |
26,07 |
19 |
,000 |
По данной таблице можно увидеть, что уровень двусторонней значимости экспертных оценок не превышает 0,05 и это свидетельствует нам о наличии различий между ними. После чего мы смогли сделать вывод о том, что «Смурфики», «Фея Динь-Динь», «Медвежонок Винни и его друзья» и «Белка и Стрелка» не содержат агрессивности, то есть действительно являются доброжелательными мультфильмами, а «Университет монстров», «Кунг-Фу панда», «Гномео и Джульетта» и «Шрек» являются агрессивными мультфильмами.
Далее, мы приступили к основному исследованию, проведения опроса по методике Ш. Шварца и в конце работы предоставляли испытуемым список наших мультфильмов, который давался им без пояснения о том, какой мультик является доброжелательным, а какой – агрессивным.
Затем для каждого мультфильма было найдено среднее значение по 10 типам ценностей обоих частей опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») и в соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей было установлено их ранговое соотношение.
Таблица №2. Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов («Обзор ценностей» и «Профиль личности») для 8 мультфильмов (по методике Ш. Шварца).
белка и стрелка |
Гедонизм |
Безопасность |
Достижения |
Конформность |
Власть |
Доброта |
Самостоятельность |
Универсализм |
Стимуляция |
Традиции |
обзор ценностей |
6,26 |
4,96 |
4,95 |
4,9 |
4,9 |
4,56 |
4,24 |
4,175 |
4 |
3,76 |
Гедонизм |
Доброта |
Самостоятельность |
Достижения |
Стимуляция |
Безопасность |
Конформность |
Универсализм |
Традиции |
Власть | |
профиль личности |
2,93 |
2,25 |
2,25 |
2,1 |
2,06 |
1,68 |
1,35 |
1,1 |
1,05 |
0,73 |
гномео и джульетта |
Гедонизм |
Безопасность |
Конформность |
Доброта |
Самостоятельность |
Достижения |
Универсализм |
Традиции |
Стимуляция |
Власть |
обзор ценностей |
5,26 |
5,16 |
5,05 |
5,04 |
5 |
5 |
4,475 |
4 |
3,66 |
3,2 |
Доброта |
Универсализм |
Гедонизм |
Конформность |
Самостоятельность |
Достижения |
Стимуляция |
Безопасность |
Традиции |
Власть | |
профиль личности |
2,95 |
2,53 |
2,46 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
1,75 |
1 |
кунг-фу панда |
Гедонизм |
Самостоятельность |
Достижения |
Безопасность |
Власть |
Конформность |
Доброта |
Универсализм |
Традиции |
Стимуляция |
обзор ценностей |
5,36 |
5,34 |
5,225 |
5,14 |
4,8 |
4,75 |
4,66 |
4,275 |
3,8 |
3,26 |
Самостоятельность |
Достижения |
Гедонизм |
Доброта |
Стимуляция |
Безопасность |
Универсализм |
Конформность |
Власть |
Традиции | |
профиль личности |
2,875 |
2,825 |
2,63 |
2,4 |
2,23 |
2,04 |
2 |
1,6 |
1,5 |
1,2 |
медвежоно винни и его друзья |
Конформность |
Доброта |
Безопасность |
Универсализм |
Традиции |
Достижения |
Самостоятельность |
Стимуляция |
Гедонизм |
Власть |
обзор ценностей |
5,25 |
5,2 |
5 |
4,875 |
4,86 |
4,83 |
4,66 |
4,33 |
4 |
2,66 |
Доброта |
Универсализм |
Стимуляция |
Безопасность |
Традиции |
Конформность |
Самостоятельность |
Гедонизм |
Достижения |
Власть | |
профиль личности |
3,08 |
2,66 |
2,66 |
2,53 |
2,5 |
2,08 |
1,66 |
1,55 |
1,5 |
0,44 |
смурфики |
Безопасность |
Конформность |
Гедонизм |
Достижения |
Самостоятельность |
Доброта |
Власть |
Универсализм |
Стимуляция |
Традиции |
обзор ценностей |
5,44 |
5,25 |
5,2 |
5,15 |
4,88 |
4,8 |
4,3 |
4,225 |
3,73 |
3,44 |
Гедонизм |
Самостоятельность |
Стимуляция |
Доброта |
Универсализм |
Достижения |
Власть |
Безопасность |
Конформность |
Традиции | |
профиль личности |
2,86 |
2,4 |
2,4 |
2,35 |
2,23 |
2,15 |
2,06 |
2,04 |
1,7 |
1,55 |
университет монстров |
Самостоятельность |
Гедонизм |
Доброта |
Безопасность |
Достижения |
Конформность |
Стимуляция |
Универсализм |
Традиции |
Власть |
обзор ценностей |
5,77 |
5,54 |
5,525 |
5,425 |
5,40 |
5,375 |
5,29 |
4,60 |
4,2 |
3,81 |
Стимуляция |
Гедонизм |
Доброта |
Самостоятельность |
Универсализм |
Достижения |
Безопасность |
Традиции |
Конформность |
Власть | |
профиль личности |
3,25 |
2,75 |
2,71 |
2,68 |
2,54 |
2,43 |
2,425 |
1,93 |
1,90 |
1,125 |
фея динь-динь |
Стимуляция |
Безопасность |
Доброта |
Самостоятельность |
Конформность |
Достижения |
Универсализм |
Гедонизм |
Традиции |
Власть |
обзор ценностей |
4,88 |
4,73 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
4,45 |
4,33 |
3,93 |
3,58 |
Доброта |
Стимуляция |
Достижения |
Самостоятельность |
Гедонизм |
Конформность |
Универсализм |
Традиции |
Безопасность |
Власть | |
профиль личности |
2,66 |
2,55 |
2,41 |
2,25 |
2,22 |
1,75 |
1,72 |
1,5 |
1,4 |
1 |
шрек |
Безопасность |
Конформность |
Гедонизм |
Доброта |
Самостоятельность |
Достижения |
Универсализм |
Власть |
Традиции |
Стимуляция |
обзор ценностей |
5,63 |
5,43 |
5,39 |
5,27 |
5,2 |
5,04 |
4,90 |
4,63 |
4,07 |
4 |
Самостоятельность |
Доброта |
Стимуляция |
Гедонизм |
Достижения |
Универсализм |
Безопасность |
Конформность |
Традиции |
Власть | |
профиль личности |
2,88 |
2,84 |
2,81 |
2,69 |
2,65 |
2,19 |
1,87 |
1,65 |
1,59 |
1,12 |
На основании полученных данных и по выбранному подростками мультфильму «Белка и Стрелка», можно увидеть, что у данной группы наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «гедонизм», «безопасность» и «достижения».
Для группы испытуемых, которые выбрали мультфильм «Гномео и Джульетта», наибольшей значимостью обладают следующие типы ценностей – «гедонизм», «безопасность» и «конформность».
Подростки, которые выбрали мультфильм «Кунг-Фу панда», для них самые значимые типы ценности - «гедонизм», «самостоятельность» и «достижения».
Для группы подростков, которые отдали предпочтение мультфильму «Медвежонок Винни и его друзья», максимальной значимостью обладают следующие типы ценности – «конформность», «доброта» и «безопасность».
Для испытуемых, которые выбрали мультфильм «Смурфики», важными типами ценностей являются «безопасность», «конформность» и «гедонизм».
Результаты подростков, отдавшие предпочтение мультфильму «Университет монстров», показали, что наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «самостоятельность», «гедонизм» и «доброта».
Для группы, которая выбрала мультфильм «Фея Динь-Динь», максимальной значимостью обладают следующие типы ценностей – «стимуляция», «безопасность» и «доброта».
Испытуемые, которые выбрали мультфильм «Шрек», для них самыми важными типами ценностей являются – «безопасность», «конформность» и «гедонизм».
Проанализировав полученные данные, мы заметили такую закономерность, что практически для всех испытуемых наибольшей значимостью обладают такие типы ценностей, как «гедонизм» и «безопасность». Возможно, это связано с тем, что для подростков характерно стремление к получению удовольствия любыми способами, то есть наслаждаться жизнью, так как они в этот период думают только о себе и о своих внутренних переживаниях. Подростки открыты ко всему новому, стремятся познать то, что неизвестно им и для испытуемых на данный момент жизни это является актуальным, так как они получают среднее образование. Если говорить о «безопасности», то испытуемым важно, что не только они защищены от внешних негативных воздействий, но и их родные и близкие, и общество в целом. Для них значимо находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми, что характерно именно для этого возрастного периода и стремятся к гармоничному, стабильному обществу.
Обобщив вышесказанное и расгруппировав ранговые значения 3-х наиболее значимых ценностей по критерию наличия / отсутствия агрессивности в мультфильмах, мы получили следующие результаты:
Таблица №3. Наиболее значимые ценности во взаимосвязи с предпочитаемыми мультфильмами:
«Доброжелательные» | |||
Белка и Стрелка |
Медвежённок Винни и его друзья |
Смурфики |
Фея Динь-динь |
1 – гедонизм 2 – безопасность 3 - достижения |
1 – конформность 2 – доброта 3 - безопасность |
1 – безопасность 2 - конформность 3 - гедонизм |
1 – стимуляция 2 – безопасность 3 - доброта |
«Агрессивные» | |||
Гномео и Джульета |
Кунг-фу панда |
Университет монстров |
Шрек |
1 – гедонизм 2 – безопасность 3 - конформность |
1 – гедонизм 2 – самостоятельность 3- достижения |
1 – самостоят-ть 2 – гедонизм 3 - доброта |
1 – безопасность 2 – конформность 3 - гедонизм |
Если мы подсчитаем частоту встречаемости тех или иных ценностей, которые «получили» 1-й, 2-й и 3-й ранг как наиболее предпочитаемые по «доброжелательным» и «агрессивным» мультфильмам, то получим следующую таблицу:
Таблица №4. Частота выбора наиболее значимых ценностей по «доброжелательным» и «агрессивным» мультфильмам:
«Доброжелательные» |
«Агрессивные» |
Безопасность – 4 Гедонизм – 2 Конформность – 2 Доброта – 2 Достижения – 1 Стимуляция - 1 |
Гедонизм – 4 Безопасность – 2 Конформность – 2 Самостоятельность – 2 Доброта – 1 Достижения – 1 |
Таким образом, видно, что подростки, предпочитающие мультфильмы с доброжелательным содержанием, чаще всего выбирают ценности, связанные с безопасностью, в то время как подростки, предпочитающие «агрессивные» мультфильмы, - ценности, связанные с гедонизмом.
Алина, здесь нужна интерпретация. Можете ещё дальше проанализировать таблицу 4, как видите, результаты налицо. Исходя из этого, подкорректируйте выводы. В заключении можете ещё отметить о степени достижения цели и о дальнейших перспективах.
Что касается остальных типов ценностей, то для испытуемых значимо добиваться успеха в своих делах, через проявление компетентности в соответствии с актуальными социальными стандартами, которое влечёт за собой социальное одобрение. Как мы уже знаем из теоретической части, что подростки всегда стремятся быть социально желательными, чтобы общество их принимало и одобряло их поведение и поступки. Также у них имеется потребность быть независимым в выборе способов действий, в самостоятельности мышления и творческой активности.
Испытуемые сфокусированы на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. У них имеется значимая потребность в аффилиации и обеспечении процветания группы. То есть испытуемые стараются сохранить тёплые и доверительные отношения с теми людьми, с которыми находятся в личных контактах.
На основе проведённого анализа, можно сделать предположение о том, что общими типами ценностей, которые обладают наибольшей значимостью практически для всех испытуемых, в независимости от выбора того или иного мультфильма, являются «гедонизм» и «безопасность», что в действительности характерно для подросткового возраста.
2.5 Выводы
В результате проведённого исследования, нами была поставлена гипотеза о влиянии содержания мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века на особенности иерархии ценностей подростков. В процессе проделанной практической работы наша гипотеза частично подтвердилась в мультфильмах «Белка и Стрелка», «Медвежонок Винни и его друзья» и «Смурфики».
В итоге, нами были представлены типы ценностей, которые обладают наибольшей значимостью для каждой группы испытуемых, отдавшие предпочтение тому или иному мультфильму, а также была прослежена закономерность в выборе тех типов ценностей, которые являются общими для всех испытуемых и имеют максимальное значение, а именно «гедонизм» и «безопасность».
Заключение
В заключение необходимо отметить, что в ходе проведенного исследования была достигнута основная цель нашей работы, а именно, изучена зависимость иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века, как с теоретической, так и с эмпирической стороны.
В теоретическом анализе работы были отражены различные понимания, понятий «ценности», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей», как зарубежных, так и российских авторов. Также были представлены психологические особенности подросткового возраста и проделан социально - психологический анализ современных мультфильмов 21 века.