Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гадельшина А.-Мульты и ценности.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

В этот период происходит формирование нравственных понятий, убеждений, принципов, ценностей, благодаря которым подросток регулирует своё поведение. К тому же может быть различие между сформированными системами требований подростков и требованиями взрослых.

В процессе общения с окружающими человек часто оказывается в таком положении, когда общество требует от него необходимость принятия решения, последнее понимается как должный выбор из существующих вариантов. В данном случае появляется необходимость рассмотреть всевозможные альтернативы, а именно установления своих жизненных позиций и существующих ценностей, но как мы понимаем ценности еще не закрепились и они проверяются практикой личного поведения и поступков близкого окружения.

Рабочий коллектив, детский сад, школа, университет семья, все они являются социальными группами, в которых индивид имеет интимно-близкие отношения, а также для него эти группы выступают в роли носителей норм, морали и ценностей, благодаря которым человек становится социальной личностью. По другому эти группы называются институтами социализации, которые регулируют внешнее поведение индивида.

Иерархия ценностей и ценностные ориентации индивида являются конечным результатом ценностей социальных групп. Индивид присваивает себе те ценности, которые содержит в себе та социальная группа, являющаяся своеобразным стандартом для личности. Подросток начинает подражать родителям, учителям, любимым персонажам различных мультфильмов.

Что касается современных мультикаплиционных фильмов, то молодёжь, которые подолгу смотрят их по телевизору или на компьютере, имеют более стереотипные установки по поводу агрессивности и доброжелательности в поведении различных персонажей. К общему сожалению, у них стирается грань между реальным и виртуальным миром, что приводит к плачевым последствиям. Подростки начинают подражать своим любимым персонажам, вследствие чего они выстраивают определённую иерархию ценностей, которая несёт в себе негативный характер, как для самого ребёнка, так и для окружающих. 

В общем плане переходный возраст характеризуется тем, что происходит стремительное приобретение знаний, формирование нравственности и познание своего внутреннего мира, а также определение себя в социальном окружении. Это период бурной энергии, активности, альтруизма, желание к трудовой деятельности. Происходит явное развитие настойчивости, стремления достижения цели, способность преодолевать трудности и т.д. Подросток начинает уже самостоятельно ставить перед собой цели и может организовать их осуществление. Также к подростковому возрасту относится импульсивность в поведении. Это проявляется в том, что подростки сначала сделают, а только потом подумают, но одновременно понимают, что нужно было поступить наоборот.

Следовательно, система ценностных ориентаций и иерархия ценностей определяют основу взаимоотношений с окружающим миром, к самому себе и другим людям, а также основу мировоззрения, убеждений и принципов, и влияет на жизненную позицию, стиль жизни и социализацию молодежи.

Таким образом, переходный возраст характеризуется тем, что происходит переход от детства к взрослости, в котором имеются свои противоречия. Можно выделить отрицательные и положительные стороны этого возраста. Если смотреть с отрицательной стороны, то сюда относятся неравномерность в развитии личности, пересмотр прежде имевшихся интересов индивида, отсутствие взаимопонимания, а также проявление протеста по отношению к взрослым. Если смотреть с положительной стороны, то здесь можно сказать о стремлении к самостоятельности, независимости, интерес к трудовой деятельности и т.д., но главным отличием этого периода заключается в том, что ребёнок переходит на новую социальную позицию, где считает себя одним из его членов социального окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психологический анализ  мультфильмов

 

С развитием современных технологий, телевидение имеет огромное влияние на людей разных возрастов. В частности оно представляет предельную опасность для телезрителей младшего поколения. Ведь дети, являются самой незащищенной группой, которая получает различные сообщения из средств массовой информации. Они не в состоянии сознательно отгородить себя от ненужной поступающей информации, не умеют относиться к ней критично, а также дети не могут просто отказаться от просмотра тех передач, которые не вызывают должного доверия.  Социологами было выявлено, что время, которое обычно ребёнок тратит около телевизора или компьютера, при просмотре современных мультипликационных фильмов, составляет от 20 до 40% всего его свободного времени.

Всем известно, что детям нравится смотреть мультфильмы, но не все мультфильмы являются полезными для них. С раннего детства, ребёнок усваивает те качества, нормы, ценности и приоритеты, которыми он в своей дальнейшей жизни будет руководствоваться. Детям необходимо внимание от родителей, но на сегодняшний день, современные родители в основном погружены в свои проблемы и дела. Ребёнок не получая должного внимания и любви от своих родителей, компенсирует это просмотром телевизора или играми на компьютере.

Как мы помним, в 20 веке, практически все мультфильмы отечественных кинопроизводителей отвечали высоким стандартам нормы и морали, требованиям критиков и вызывали доверие у взрослого поколения. Содержание мультфильмов всегда было добрым, гуманистическим, сюжет нёс в себе понятный для ребёнка материал, который он мог использовать в своих ролевых детских играх, в общении со сверстниками и т.д., а герои любого мультфильма могли стать эталоном для подражания. К тому же всегда вызывало необычайный восторг художественное исполнение и музыка, которая сопровождалась на протяжении всего мультипликационного фильма.

К сожалению, время советских мультипликаций закончилось. Сегодня современные отечественные производственные студии уже не изготовляют новых мультфильмов для детей. Этому имеются несколько причин, но самая значимая причина это материальные средства, необходимое оборудование уже не соответствует нынешним требованиям, низкая оплата труда, отсутствие спонсоров, сокращение штата сотрудников и многое другое. Также в настоящее время уже невозможно получить качественные художественные медиапродукты, которые должны соответствовать необходимой временной продолжительности. Производить 10-15 - минутные мультфильмы не выгодно, так как они не оправдываются на рынке.

Современная индустрия фильмов для детей характеризуется тем, что «картинка» должна быть красивой, яркой, привлекать необходимое внимание, чтобы она поражало восприятие и воображение юного телезрителя. Для того, чтобы этого добиться, трудится целая отрасль специалистов. Внешний вид героев, образы современной техники, красота природы или её ужас стараются достигнуть совершенства. Зачастую именно красивая, яркая «картинка» может спасти мультфильм от тривиального сюжета и примитивных персонажей. Бывает то, что она оказывается настолько замысловатой и навязчивой, только для того, чтобы в неё поверили и её влияние имеет значительную силу, особенно если всё происходит на большом экране.

Сюжет должен быть динамичным, все действия и события разворачиваются с большой скоростью, что в основном воссоздаёт реальность современного общества, его ускоренный ритм жизни. Главные герои быстро двигаются, летают, много бегают, кадры фильма очень быстро сменяют друг друга, то есть всё мелькает, дымится, наезжает, исчезает и взрывается.

В основном все современные мультфильмы перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно что-то говорят, проговаривают любые мельчайшие события, свои мысли и комментируют действия других героев. Можно заметить, что часто применяют технический приём, когда показывают рот персонажей в крупном плане, это очень сильно привлекает внимание детей на длительное время, хотя сама речь не несёт в себе смысла и однотипна. Как мы знаем, речь героев всегда отражает внутренний мир человека, поэтому по речи современных персонажей можно сказать, что она примитивная, простая, бессмысленная и в ней отсутствует литературная лексика. Помимо речи у современных персонажей также примитивен и характер поведения. Они действуют очень стереотипно, их поступки предсказуемы, а чувства не несут значимого смысла.

Персонажи современных мультфильмов характеризуются тем, что они всегда имеют какие-то сверхспособности и зачастую их называют «супергероями». Даже можно сказать, что это единственная их главная характеристика, то есть они всегда должны быть лучше всех и никак иначе. Данное стремление формирует постоянную потребность сравнивать себя с другими, искать различные способы, чтобы быть лучше всех, также может появиться чувство превосходства или наоборот, чувство неполноценности. Всё это, конечно, способствует тому, чтобы быть конкурентным в социуме, а это на сегодняшний день является самым важным для человека. Тем не менее, дети сталкиваются с трудностями, которые связаны с возможностью отождествления и перевоплощения в любимого героя.

Очень часто можно заметить, что персонажи в мультфильмах в основном агрессивные, это проявляется в том, что они либо наносят вред окружающим или убивают, при этом такое агрессивное поведение неоднократно повторяются и раскрываются вплоть до мельчайших деталей. Вследствие, от просмотра таких сюжетов, у детей может проявляться жесткость, агрессивность и бессердечность по отношению ко всем.

Таким образом, маленький телезритель усваивает представление о том, что данное поведение является допустимым, исчезает понятие табу, стираются границы между хорошим и плохим поступком.

Можно также ясно проследить неуважение персонажей, а в некоторых случаях и жестокость по отношению к своей семье. В основном это проявляет главный, положительный герой и всё это закладывается в детское сознание бессознательно, потому что в понимании детей положительным героям нужно подражать.

В соответствии с законами восприятия мультипликационных фильмов, ребёнок всегда стремится отождествлять себя с любимым героем или существом, которое безжалостно уничтожает всех вокруг. Тем самым он постепенно перенимает агрессивные модели поведения, которые, к сожалению, вознаграждаются чувством победы. В отечественных мультфильмах для детей не акцентировали внимание на подробности убийства. Такие сцены вообще старались не показывать маленьким телезрителям.

Если вспомнить героинь советских мультфильмов, их женственность выражалась через внутренние качества, духовность, чего нет в героинях современных мультфильмов, они всегда обладают формами прекрасно развитых женщин и знают, как их использовать, что говорит об их не целомудренности и это явно отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых.

Известно, что любые манеры поведения героев имитируется детьми. В отечественных мультфильмах самое явное проявление любви заключалось в сомкнутых руках, поцелуи были лишь обозначены, «он» и «она» скромны, когда в современных, персонажи очень открыто заигрывают друг с другом, прикасаются к женщине как угодно, даже грубо. К примеру, можно привести такой мультфильм, как Шрек, где он несёт свою подружку на плече и таким образом заигрывает с ней. Подсознание ребёнка всё это схватывает, как губка и в дальнейшем мальчик будет считать нормой проявления любви, в виде такого агрессивного поведения, по отношению к женщинам.

Детские психологи утверждают, для того, чтобы происходило нормальное развитие ребёнка в тот период, когда появляется интерес к противоположному полу, ему нужна романтика, сказка. Ведь именно через романтику и скромность мальчик может стать настоящим мужчиной перед противоположным полом, а скромная и непорочная девочка будет всегда привлекать к себе настоящих мужчин. Самым важным условием для создания благополучной и счастливой семьи в дальнейшем, является детская стеснительность и застенчивость.

Самым главным и священным образом для ребёнка является образ женщины, который обычно подразумевает образ матери. Практически во всех западных мультфильмах, героини созданы таким образом, что после длительного их просмотра, у детей исчезает инстинкт продолжения рода. Это происходит потому, что образ женщины не несёт в себе больше романтики и тайны, а только физиологичность и жестокость. К тому же можно заметить, что в таких мультфильмах очень редко встречаются трогательные и добрые отношения между матерью и ребёнком, и то, только в фильмах про животных.

Мультфильмы, в которых играют люди, положительный и приятный образ матери практически не встречается. В основном показывают страшных, туповатых, агрессивных женщин или же если это красивые и добрые, то внешне они похожи на бабушек. Таким образом, можно сказать, что образ красивой мамы, с подлинно женскими качествами, встречается очень редко в современных мультфильмах.

Что касается образа мужчины, то здесь дело обстоит сложнее. В настоящее время существует большое количество мультфильмов, которые пропагандируют войну, агрессивное поведение и смерть. И всё это становится идеалом для растущего мужского поколения. К сожалению, пока только в нескольких европейских странах вводят запреты на показ фильмов жестокого содержания. Мужчина должен быть агрессивным, но в меру. Образец мужчины состоит в том, что он воин, герой и рыцарь, который всех защищает и несёт добро.

Многими психологами и медиками было собрано огромное количество материала о негативном воздействии, длительного просмотра современных мультипликационных фильмов, на подростка. К таким негативным воздействиям относятся переизбыток агрессии и насилия на экране, где главный герой агрессивный и наносит непоправимый вред окружающим, в результате чего ребёнок может подражать своему любимому герою; отсутствие наказания, где плохой поступок не наказывается, а даже поощряется, и у ребёнка формируется понимание того, что он может делать всё и ему за это ничего не будет; отсутствие понимания границы между добром и злом, в данном случае не смотря на то, что герой положительный, он может также и совершать плохие поступки как бы ради блага; наделение образа женщины мужскими качествами и наоборот, которое прослеживается в поведении и одежде персонажа; неверное формирование одного из инстинктов личности, а именно инстинкта самосохранения, что является следствием неосознанного стремления к суициду, так как любимые герои могут неоднократно умирать и воскресать.

Как мы уже поняли из всего выше сказанного, современное искусство деформирует психику ребёнка, с помощью просмотра мультфильмов и компьютерных игр. Осуществляя воздействие на подростков, они навязывают ему свои установки, ценности, понимания нормы и морали поведения, другими словами можно сказать, что это практически гипнотическое прививание. После чего ребёнок впадает в такое состояние, когда уже всё, что изливается с экрана, воспринимает не критично. Возможно, данным гипнотическим влиянием экрана можно объяснить то, что ребёнок не может сам отказаться от просмотра телевизора или игры на компьютере, а если кто-то попытается выключить или как-то помешать ребёнку, то он может стать агрессивным, закатить истерику и впасть в бешенство.

Информация о работе Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века