Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гадельшина А.-Мульты и ценности.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

Психологи чрезвычайно озабочены тем, что подростки тратят своё ценное время на просмотр мультфильмов, которое они могли бы использовать либо в учебной деятельности, либо в общении со сверстниками. Увеличение времени просмотра детьми и предлагаемые некачественные медиапродукты на сегодняшний день ставят вопрос о том, чтобы произвести тщательное изучение этой проблемы. Глубокий анализ современных мультфильмов, советы по их выбору и их возрастной адресации позволят сориентироваться родителям и производителям мультипликационных фильмов. Чтобы решить эту проблему, необходимо создать критерии для экспертизы как кино -, так и мультипликационных фильмов для детей.

Испокон веков, детей учили на положительных примерах, которые всегда сопровождались моралью и ценностями. Окружающий мир даёт ребёнку информацию, а он в свою очередь делает свободный выбор.

Таким образом анализ статей показал нам, что современные мультипликационные фильмы могут формировать у детей негативные проявления личности, такие как, агрессивность, зомбирование, пропаганда эротики и неадекватное понимание образа мужчины и женщины, в том числе это и касается образа матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Связь иерархии ценностей  подростков с выбором мультфильмов 21 века

 

Основная цель нашего исследования заключается в том, что существует предположение о зависимости иерархии ценностей от выбора того или иного современного мультфильма. Ведь современные мультипликационные фильмы, как и другие средства массовой информации, имеют практически такое же влияние на маленьких телезрителей, а именно на социальное поведение, иерархию ценностей и на сознание в целом.

Одна из важных актуальных проблем в изучении мультфильмов 21 века на сегодняшний день является степень их влияния на поведение, иерархию ценностей, а в дальнейшем и на ценностные ориентации подростков, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным к любым внешним воздействиям, а также этот период характеризуется открытостью новому, поиском образца для усвоения необходимых знаний и в последующем на их основании преобразование своего поведения.

Главное значение при исследовании влияния мультфильмов на иерархию ценностей подростков является то, что этот возраст связан личным и социальным самоутверждением индивида. Ранее уже было сказано о том, что современное искусство искажает психику подростка, тем, что практически навязывает своё понимание нормы, морали, ценностей и установок по поводу агрессивности и доброжелательности в поведении героев различных мультфильмов. Принимая их, у подростка исчезает адекватное понимание реального мира, происходит отождествление и подражание своему любимому «супергерою», который способен умирать и воскресать снова, безнаказанно убивать, и это может привести к тому, что выстраивается определённая иерархия ценностей, которая может негативно повлиять как на самого ребёнка, так и на всех, кто его окружает.

Было отмечено также, что персонажи современных мультфильмов, выступают эталоном красоты, в частности для подростков женского пола, так как именно в этот период они придают большее значение своей внешности и любая критика по поводу неё воспринимается достаточно остро. Поэтому любая из представительниц женского пола в подростковом возрасте стремится к той красоте, которая, по сути, является нереальной и завышенной, что может привести к плачевным последствиям.

В итоге, проанализировав литературные источники как российских, так и зарубежных авторов, нами были изучены такие понятия как «ценности», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей», а также были освещены психологические особенности подросткового возраста и проведён психологический анализ современных мультфильмов. В данной работе содержится множество подходов к пониманию ценностей, ценностных ориентаций и подросткового возраста. Эти подходы имеют как различия, так и сходства. В последнем разделе данной главы мы сделали предположение того, что имеется значительное негативное влияние мультфильмов 21 века на подростков, которые в свою очередь беспрепятственно поддаются этому воздействию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века

 

2.1 Программа исследования

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что существуют противоречия между нынешним обществом, которое предъявляет свои законы развития ценностных ориентаций индивида и между тем, что недостаточно изучены все аспекты таких психологических факторов, как мотивация, восприятие, усвоение и т.д., которые влияют на формирование ценностей. Произошедшие перемены за последние много лет, а именно быстрый темп технологического развития, вызвали потребность пересмотреть важность основной части ценностей. С развитием техники произошёл прогресс в создании различных художественных мультикаплиционных фильмов.  В современном обществе, подростки выстраивают иерархию ценностей в зависимости от окружающей среды, поведения взрослых, в частности родителей и в какой-то степени от просмотра разнообразных мультфильмов 21 века, имеющие в основном агрессивность во всех видах её проявления, на которые в дальнейшем ориентируются молодые люди. Вследствие чего, могут происходить кардинальные изменения, как на физическом, так и на ментальном уровне, имеющие в перспективе неблагоприятные последствия, как и для самого молодого человека, так и для его окружения.

Социальные перемены определили надобность в том, чтобы каждый индивид был самостоятельным и ответственным за свою жизнь и это всё приводит к тому, что происходит закрепление в сознании, как человека, так общества в целом, современной системы ценностных ориентаций. Всё что в жизни для любого человека немаловажно является для него ценностью. Одной из функций ценностей, в каком-то смысле является функция путеводителя в жизни человека. К тому же они необходимы для общественного контроля и порядка. Подростковый возраст, является самым интересным периодом, в плане формирования иерархии ценностных ориентаций, которая проявляет значительное влияние в жизни личности. Благодаря обширному общению и столкновению с различными взглядами и формами поведения, происходит развитие ценностных ориентаций.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в отношении воспитания детей в учебно-образовательных учреждениях, а также можно предъявить требования в обязательной фильтрации в прямом эфире и других средств массовой информации, тех современных мультфильмов, которые могут негативно повлиять на психику ребёнка.

Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.

Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.

Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.

Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.

Эмпирические задачи исследования:

  1. С помощью метода экспертных оценок разбить подобранные мультфильмы на «агрессивные» и «неагрессивные».
  2. Определить иерархию ценностей и особенности ценностных ориентаций подростков.
  3. Экспериментально выявить различные типы ценностных ориентаций у подростков, а также их связь с выбранными подростками мультфильмами.

 

 

Выборка и её характеристики

В качестве выборки для проведения экспертных оценок были собраны 20 человек, возрасте 20-25 лет. В роли экспертов выступали студенты третьего курса факультета психологии филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в городе Ташкенте, которые обладали знания и умениями в области проведения экспертных оценок и следовательно, мы можем предположить, что высокий уровень объективности эмпирических данных нам обеспечен.

Участниками самого исследования была группа подростков 13-14 лет, общеобразовательной школы №158 Республики Узбекистан, в количестве 50 человек. 

Что касается других демографических характеристик, в данном исследовании не являются значимыми.

 

2.2 Процедура проведения  исследования и описание методического  материала

 

Наше эмпирическое исследование состоит из двух этапов: 1 этап состоял в проведении экспертных оценок мультфильмов; 2 этап – проведение исследования с помощью методики Ш. Шварца (Ценностный опросник Ш. Шварца).

Для осуществления первого этапа нами были выбраны мультфильмы 21 века, которые являются достаточно популярными среди молодёжи. Нам необходимо было узнать мнение экспертов по поводу содержания (агрессивность/доброжелательность) данных мультфильмов. Каждому эксперту предоставлялся бланк, в котором содержались восемь мультфильмов («Шрек», «Белка и Стрелка», «Гномэо и Джульетта», «Университет монстров», «Медвежонок Винни и его друзья», «Смурфики», «Фея Динь-Динь», «Кунг-Фу панда») с пятью характеристиками (Враждебный – Дружелюбный, Наступающий – Защищающийся, Агрессивный – Спокойный, Опасный – Безопасный, Воинственный – Миролюбивый). Затем эксперты должны были оценить каждый мультфильм по заданным характеристикам и уже на основании полученных экспертных оценок, мы смогли сгруппировать мультфильмы на агрессивные и доброжелательные. После чего, мы смогли приступить ко второму этапу исследования, в котором по окончанию работы предъявлялся список проанализированных мультфильмов и каждый испытуемый выбирал понравившийся из них.

Что касается второго этапа, то после проведённого анализа техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков, была выбрана наиболее подходящая нашему исследованию методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, адаптированная и стандартизированная В.Н. Карандашевым. Исследование проходило утром, во время школьных занятий и поэтому проводилось в течении первого урока, сначала с первой группой испытуемых, состоящих из 24 человек, а затем, уже на втором уроке, со второй группой, которая составляла 26 человек. Испытуемым был выдан опросник, который состоял из двух частей и каждая из них имела свою цель для диагностики.

Первая часть называется «Обзор ценностей». Она предназначена для изучения нормативных идеалов, ценностей и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда это влияние проявляется в реальном поведении.

Предполагая о том, что мотивационные цели являются отражением содержания ценностей, Ш. Шварц собирает в группы отдельные ценности в соответствии с одинаковыми целями в ценностные типы, количество которых на сегодняшний день, составляет 10, а именно:

Власть. Главная цель этого типа является  в достижении социального статуса или престижа, контроля над людьми или средствами. Больше всего фокус направлен на социальное уважение, достижение главенствующей позиции в социальной системе.

Достижение. В данном случае, целью является достижение личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социально-культурными стандартами, которая влечет за собой социальное одобрение.

Гедонизм. Мотивационная цель типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. (наслаждение жизнью).

Стимуляция. Этот тип ценностей заключается в том, что он является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.

Самостоятельность. Цель в данном типе ценностей, заключается в самостоятельности мышления в выборе способов действия, в творчестве и исследовательской активности.

Универсализм. В этом типе ценностей главной целью является понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Данная цель производна от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

Доброта. Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в основе данного типа ценностей  доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Традиции. Целью данного типа ценностей является уважение, принятие обычаев и идей, существующих в данной культуре, и следование им.

Конформность. Мотивационная цель этого типа заключается в  сдерживании и предотвращении побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

Безопасность. В этом типе ценностей , цель состоит в безопасности для других людей и себя, гармонии, стабильности общества и взаимоотношений.

Данная часть опросника состоит из двух списков ценностей. Первый список содержит «терминальные» ценности, второй – инструментальные ценности. Всего 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов, включая 0. Соответственно, чем выше балл, тем самой значимой является данная ценность для испытуемого.

Во второй части опросника, который называется «Профиль личности», изучение направлено на реально действующих ценностей личности  индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в поведении человека. Данные, полученные по первой и второй части методики, обычно не совпадают, поскольку ценностные приоритеты личности на уровне нормативных идеалов не всегда реализуются вследствие ограничения возможностей человека или группового давления. Эта часть состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Испытуемый должен оценить, насколько описанный человек является похожим или непохожим на него. Для оценки описаний используется шкала из пяти позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Таким образом нами были выбраны необходимые методы проведения исследования, для того, чтобы мы могли получить в итоге, максимально достоверные результаты, а также опровергнуть или подтвердить поставленную гипотезу о влиянии содержания (в плане наличия/отсутствия агрессии) мультфильмов 21 века на особенности иерархии ценностей подростков.

 

 

 

2.3 Обработка результатов

 

Экспертные оценки обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS 15.0. После проведения опроса, сырые данные были перенесены в программу Excel, для того, чтобы мы могли их использовать для дальнейшей обработки и подсчитали сумму баллов по каждому мультику, после чего получили положительные и отрицательные результаты, которые показывали нам наличие/отсутствие агрессивности в том или ином мультфильме (см. Приложение, таб. №1). Затем мы скопировали полученные результаты и вставили в программу SPSS (вкладка Data Editor). После мы перешли на вкладку Variable View и переименовали наши переменные на «доброжелательные_мультфильмы» и «негативные_мультфильмы».

Информация о работе Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века