Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................
Министерство высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Филиал в г. Ташкенте
Факультет психологии
Курсовая работа
на тему:
«Особенности иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века»
Выполнила:
Студентка группы П1-12
Гадельшина Алина Раджабовна
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры психологии
Пронин Роман Олегович
Ташкент – 2015
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения иерархии ценностей у подростков и содержание
мультфильмов 21 века..........................
1.1 Теоретический анализ
понятий «ценность», «ценностные
ориентации» и «иерархия
1.2 Психологические особенности
подросткового возраста......................
1.3 Психологический анализ
мультфильмов..................
1.4 Связь иерархии ценностей
подростков с выбором мультфильмов 21 века..........................
Глава 2. Эмпирическое исследование
особенностей иерархии ценностей у подростков
в зависимости от содержания мультфильмов
21 века..........................
2.1 Программа исследования........
2.2 Процедура проведения
исследования и описание
2.3 Обработка результатов.........
2.4 Представление результатов,
их анализ и интерпретация.....
2.5 Выводы........................
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы заключается в том, что существуют противоречия между нынешним обществом, которое предъявляет свои законы развития ценностных ориентаций индивида и между тем, что недостаточно изучены все аспекты таких психологических факторов, как мотивация, восприятие, усвоение и т.д., которые влияют на формирование ценностей. Произошедшие перемены за последние много лет, а именно быстрый темп технологического развития, вызвали потребность пересмотреть важность основной части ценностей. С развитием техники произошёл прогресс в создании различных художественных мультикаплиционных фильмов. В современном обществе, подростки выстраивают иерархию ценностей в зависимости от окружающей среды, поведения взрослых, в частности родителей и в какой-то степени от просмотра разнообразных мультфильмов 21 века, имеющие в основном агрессивность во всех видах её проявления, на которые в дальнейшем ориентируются молодые люди. Вследствие чего, могут происходить кардинальные изменения, как на физическом, так и на ментальном уровне, имеющие в перспективе неблагоприятные последствия, как и для самого молодого человека, так и для его окружения.
Социальные перемены определили надобность в том, чтобы каждый индивид был самостоятельным и ответственным за свою жизнь и это всё приводит к тому, что происходит закрепление в сознании, как человека, так общества в целом, современной системы ценностных ориентаций. Всё что в жизни для любого человека немаловажно является для него ценностью. Одной из функций ценностей, в каком-то смысле является функция путеводителя в жизни человека. К тому же они необходимы для общественного контроля и порядка. Подростковый возраст, является самым интересным периодом, в плане формирования иерархии ценностных ориентаций, которая проявляет значительное влияние в жизни личности. Благодаря обширному общению и столкновению с различными взглядами и формами поведения, происходит развитие ценностных ориентаций.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в отношении воспитания детей в учебно-образовательных учреждениях, а также можно предъявить требования в обязательной фильтрации в прямом эфире и других средств массовой информации, тех современных мультфильмов, которые могут негативно повлиять на психику ребёнка.
Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности
В жизни каждого индивида и общества ценности находятся на самом важном месте, так как именно они определяют образ жизни человека, его межличностные отношения и поведение в целом.
Проблема ценностей становится особо значимой в тот момент, когда происходит перестройка общественного сознания, и вместе с ней происходят изменения в ранее существовавших системах ценностей, которые в свою очередь ставят перед людьми новые задачи – либо сохранить старые традиционные ценности, либо принять новые и стараться адаптироваться в соответствии с ними. В основном эти новые ценности навязываются представителями различных общественных движений, организаций, социальных институтов.
Основной специфической чертой человеческой жизни была и есть ориентация на ценности. Люди сформировали умение в течение многовековой истории общества выделять в окружающей их среде предметы и явления, которые в дальнейшем становились для них особо важными и способствовали созданию особенного отношения к ним. Это заключалось в том, что каждый стремился постичь их, что придавало им особую значимость и опирались на них в своих действиях и поступках.
Ценности могут подразделятся на духовные и материальные. Это происходит в зависимости от того, какая потребность в данный момент актуальна. Существующие различия между ними являются в том, что материальные ценности связаны с удовлетворением практической деятельности, а духовные ценности говорят об иной, нематериальной потребности, другими словами удовлетворения запросов высшего уровня разума – «души».
Ценности в психологии рассматривают, как некоторую «точку отсчёта» для того, чтобы человек мог оценивать те или иные события, и, исходя из этого выстраивать программу действий и поведения.
Само понятие «ценность» имеет большое разнообразие определений. В социологии и философии понятие ценности применялось для обозначения явлений, предметов и абстрактных идей, олицетворяющих в себе идеалы и вследствие чего являлись эталоном, которому необходимо всегда стремиться.
Считалось, что ценность предстаёт в трех формах: 1) она представляет собой идеал, сформированный общественным сознанием, в котором содержится абстрактное понимание об атрибутах должного в разнообразных сферах общественной жизни; 2) она может возникнуть и в виде произведений материальной и духовной культуры, и может быть в виде человеческих поступков; 3) социальные ценности, которые проходят через жизнедеятельность каждого человека, становятся личностными ценностями после вхождения в психологическую структуру личности. Каждый индивид выстраивает свою специфическую иерархию личностных ценностей, которые связывают духовную культуру общества и индивидуальный мир человека. Также для личностных ценностей свойствен высокий уровень осмысленности. В сознании они отражаются в форме ценностных ориентаций и являются главным принципом регуляции в межличностных отношениях людей и их поведения [29].
Некоторые отечественные авторы считали ценности, обязательным аспектом жизни, который является целью, идеалом и нормой. Как считал О.М. Бакурадзе, понятие ценности указывает на то состояние, которое было определено целью. Ценность для него, это то, что должно быть [3].
Близка точка зрения И.С. Барского, который считал, что ценности являются идеалом для общества и соответственно для каждого человека [23].
Другой автор, В.М. Розин, говорила, что под ценностью понимается независимая система понятий и закономерностей оценочного опыта, который воплощён в различных объективных формах характерной предметности [26].
Существовали также такие авторы, которые выделяли два основных аспекта в понимании ценности. Первым аспектом было значимость и к нему относятся Тугаринов В.П., который считал, что ценность является двойным феноменом, то есть ценность это и значимость, и идеал. Другой автор, это Вебер М., с точки зрения которого, ценность понималась как норма, правило, которое является важным для каждого индивида [22]. Также сюда относилась и Наумова Н.Ф., которая считала, что одним из способов целеполагания, являются ценностные ориентации, так как именно они помогают человеку существовать в социальном мире, создавая осознанное, специфическое восприятие окружающей среды [18].
Вторым аспектом выделения было производное человеческого бытия и к нему относились Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л. и другие. Здравомыслов А.Г. и Ядов В.А. называют ценности в переносном смысле «осью сознания». Они считают, что именно здесь формируется осознанное восприятие мира индивидом [10]. Что касается С.Л. Рубинштейна, то он имел похожую точку зрения в том, что ценности являются вторичными, в результате сопоставления человека с миром [27].
Как мы знаем, ценности имеют двойственный характер, то есть они социальны и индивидуальны. В первом случае ценности являются как данное значение, которое соотносится с чем-либо и является объектом деятельности. Влияние социальной среды, тех социальных групп, в которых находится человек, способствуют формированию его ценностей. Во втором случае ценности являются значимым элементом в структуре личности, так как они регулируют поведение человека и присутствуют во всех сферах общественной жизни.
Существует и другое понятие – «ценностные ориентации», под которым понимается необходимый компонент миропонимания индивида или группы, который представляет желание и стремление в тех или иных ценностях. Общественные ценности вращиваются в личность в процессе её социализации и тем самым являются основным фактором, который регулирует мотивационную и поведенческую сферы. Также формирование ценностных ориентаций зачастую рассматривается, как основная и главная цель воспитания [4].
Также «ценностные ориентации» понимаются как основания, по которым индивид или группа ранжирует воспринимаемые предметы и явления по степени их значимости, то есть выстраивает иерархию ценностей [29].
Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности, которое определяет отношение индивида к социальной реальности, контролирует и организует мотивацию его поведения и имеет значительное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Также ценностные ориентации показывают готовность к совершению той или иной деятельности, касающейся удовлетворения потребностей человека. Они раскрывается в идеалах, интересах, мировоззрениях человека.
По системе неизменных ценностных ориентаций и по иерархии ценностей индивида можно говорить о том, что на приобретение каких из них он направляет свои силы, то есть что для него является самым важным. Другими словами, иерархия ценностей является тем самым показателем значимости тех или иных потребностей, желаний и стремлений индивида.
Э.Дюркгейм, в своих работах рассматривал взаимное влияние ценностно-нормативных систем индивида и социума. Он считал, что комплекс ценностных взглядов каждого человека представляет собой систему ценностей общества в целом [7].