Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение зависимости иерархии ценностей подростков от содержания мультфильмов 21 века.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков и содержание мультфильмов 21 века.
Предметом исследования являются особенности иерархии ценностей подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.
Гипотеза исследования заключается в том, что содержание мультфильмов (в плане наличия/отсутствия агрессии) 21 века влияют на особенности иерархии ценностей подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения иерархии ценностей у подростков и содержание мультфильмов 21 века..........................................5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность», «ценностные ориентации» и «иерархия ценностей» личности.............................................5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста........................12
1.3 Психологический анализ мультфильмов.................................................20
1.4 Связь иерархии ценностей подростков с выбором мультфильмов 21 века.........................................................................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей иерархии ценностей у подростков в зависимости от содержания мультфильмов 21 века.........................................................................................................................29
2.1 Программа исследования............................................................................29
2.2 Процедура проведения исследования и описание методического материала..............................................................................................................32
2.3 Обработка результатов................................................................................36
2.4 Представление результатов, их анализ и интерпретация.....................38
2.5 Выводы............................................................................................................44
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы..........................................................................................
Г. Дюпон, показывает связь между формированием ценностных ориентаций и этапами эмоционального развития человека, которые отображают ход развития его эмоциональной оценки в межличностных отношениях с другими людьми. Он выделил шесть стадий развития эмоциональных отношений: эгоцентрично-внеличностная стадия, стадии личных отношений, межличностная стадия, психологическая стадия, стадия автономии и высшая интегративная стадия [39].
Как отмечал И. С. Кон, в процессе формирования нравственных понятий и чувств главное значение имеет социальный опыт личности. То есть, система ценностей индивида формируется в результате совместной деятельности, развития интеллекта, эмоций и воли, которые происходят в ходе практической деятельности человека [15].
И. Кант считал, что все ценности находятся в духе в силу своей первичности и поэтому они являются чистыми формами, которые могут добиваться общественной значимости. Так к примеру, нравственное поведение является общепризнанным законом, который требует от человека понимания не того, что он хочет, а того, как он должен хотеть [32].
Другой автор, Г.Гегель, уделял особое внимание разделению ценностей на практические и духовные. Практические ценности выступают как товары, то есть они всегда относительны и зависят от спроса общества. Духовные же ценности были связаны со свободой духа [32].
Ценности общества, являются главным аспектом развития индивидуальной иерархии ценностей. Были выделены, Г. М. Андреевой, социальные институты этого развития, которые передают социальный опыт последующим поколениям, где каждый индивид принимает систему норм и правил. К таким институтам относятся школа, семья, детский сад, профессиональный коллектив [34].
Согласно общественному мировоззрению, самое значительное влияние на индивида и на его иерархию ценностей, оказывает социальная ячейка общества, такая как семья. Семья является главным источником мерил оценок, которые лежат в основании формирования ценностных взглядов человека. Было проведено исследование семейных факторов, которые влияют на развитие самой личности и на её формирование ценностной системы и на основании теоретического анализа работ Л. С. Выготского, Л. И. Божович, К. Роджерса и других, можно выделить следующие основные факторы: типы воспитания; структура семьи; характер взаимоотношений между родителями; социальный статус; социокультурные, религиозные и этнические корни семьи.
В концепции М. Рокича, иерархия ценностей рассматривается как структура предпочтений индивидом каждой ценности. В зависимости от того, какая задача или цель, М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные (ценности – цели) и инструментальные (ценности – средства) [24].
Также была предложена классификация ценностей Шварцем, в которой типы ценностей характеризуются как способы организации категорий. Сами ценности разделяются на два класса: терминальные, которые представляют собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные, где критериями, являются стандарты оценки поведения. То есть для Шварца ценности – это критерии с помощью которых человек осуществляет деятельность и создаёт своё отношение к миру и к самому себе [13].
Тем самым, система ценностных ориентаций, а также иерархия этих ценностей являются главными вспомогательными, психологическими органами развития личности, которые определяют её направление и способы осуществления той или иной деятельности.
Двусмысленность в интерпретации ценностей в психологии приводила к тому, что были попытки упорядочить эту проблематику. Такую попытки предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Они предложили теорию общего содержания и структуры ценностей, где ценности понимаются как взгляды каждого человека о целях, которые являются путеводными убеждениями в жизни [24].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций, а затем выстраивание их по значимости для исследователей является предметом дальнейшего изучения и постоянного мониторинга. Важное значение исследование таких вопросов также имеет место и в подростковом возрасте. Потому что именно с этим периодом развития личности связано формирование и иерархия ценностей, которые определяют его дальнейшую деятельность, а также оказывает значительное воздействие на направленность индивида.
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
Говоря об иерархии ценностей и ценностных ориентаций самым интересным для их формирования является подростковый возраст. Его особое значение в том, что для этого периода характерна специфическая ситуация развития и сензитивность. Происходит формирование круг интересов, который является основой для иерархии ценностей подростков. Также наблюдается развитие интереса не только в сфере религии, морали, но и к личным переживаниям, и переживаниям других людей. Переход от детства к взрослому состоянию связан с тем, что происходит необходимость идентичности и выбора жизненного пути, что всегда является актуальной проблемой формирования самосознания подростка.
Вообще подростковый возраст характеризуется тем, что происходит завершение детства, то есть переход ко взрослой жизни. Хронологический возраст данного периода не имеет чётких границ, так как с каждым разом происходят сдвиги вперёд. Самым общим возрастом для этого периода является от 10—11 до 14—15 лет. Подросток, получив способность к рефлексии в учебной деятельности, перенаправляет её на самого себя, то есть на познание своего внутреннего мира. Он начинает сравнивать себя со старшим и младшим поколениями, и понимает, что он становится уже взрослой личностью. Чувствуя себя взрослым, у подростка появляется потребность в том, чтобы и другие считали его таковым.
Подростковый возраст является критическим периодом для каждого человека. Это объясняется тем, что происходит неравномерное развитие на физическом и ментальном уровне. Психологическим признаком того, что начинается подростковый период, является то самое чувство взрослости, о котором мы говорили выше. Это заключается в том, что подросток начинает ставить перед собой те задачи, степень трудности которых превышает его возможности. В соответствии с чем, у него происходят конфликты в первую очередь с самим собой, а затем с родителями и с окружающими его людьми. В целом это период, когда завершается детство, то есть появление первых шагов во взрослую жизнь.
Д.Б. Эльконин, понимал чувство взрослости как новообразование сознания, в соответствие с которым подросток начинает сравнивать себя с другими, по-новому строить межличностные отношения, находить образец для усвоения необходимых знаний, а также преобразует своё поведение и деятельность [5].
Как считал Ж.-Ж. Руссо, подростковый возраст это «второе рождение», который являлся периодом, связанным с развитием самосознания [28]. Далее его идея была развита Г.С. Холлом, который считался родоначальником психологии переходного возраста. На основе этого, Холл разработал первую концепцию и выделил главный критерий этого возраста кризис самосознания, после преодоления которого возникает чувство индивидуальности [12].
Педагоги зачастую используют обыденные представления и не принимают во внимание индивидуальные свойства подростка, когда пытаются интерпретировать его поведение в школе, что приводит к искажению реальных причин тех действий и поступков, которые совершает школьник. Для того, чтобы лучше понять подростка и эффективно взаимодействовать с ним в учебной деятельности, педагогу нужно знать о тех возрастных особенностях этого периода, которые являются главными причинами той или иной деятельности.
Главными психологическими потребностями подростка являются быть свободным от подчинения родителей, быть принятым в социальном окружении, стремление к эмпатичному общению со сверстниками, а также быть самостоятельным.
В этом возрастном периоде происходят важные изменения в физиологии подростка, которые связаны с бурным половым созреванием. С завершением подросткового периода, также завершается и перестройка всех внутренних систем организма в целом.
Подростки в значительной степени отличаются от взрослых тем, что у них фокус направлен на свой внутренний мир, но при этом они могут проявлять бескорыстную заботу о благе других, готовы жертвовать собственными интересами. К тому же они являются очень активными и могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, но они способны сидеть долгое время над тем, что им в действительности интересно. Многие подростков видят, как чёрствых, не эмпатичных и невнимательных по отношению к другим, но если этого не ожидать, то они могут проявить безграничную любовь, теплоту и предложить необходимую помощь. Как указывали учёные, что такое резкое переключение подростков способствует выбору жизненного пути, что является главной задачей данного периода развития.
Основы понимания закономерностей развития подросткового возраста в отечественной психологии были заложены в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман и т.д. Этот период в основном называют как кризисный, где делается акцент на его бурное протекание, что вызывает трудности как для подростка, так и для его окружения.
При выделении новообразований этого возрастного периода многие авторы обращают своё внимание на различные стороны личности подростка. К примеру, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова указывали на чувство взрослости, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский на рефлексивное самосознание, Л.И. Божович, Э. Эриксон и другие на самоопределение, Л.И. Божович, В.В. Давыдов указывали на мировоззрение и т.д.
Также делался акцент на то, что в современном мире отсутствуют необходимые условия для решения поставленных задач подросткового возраста. Из-за чего в следствии происходит задержание кризисов.
Другой не менее важной характеристикой является ведущий тип деятельности, то есть выполнение которая определяет формирование основных психологических новообразований подростка на данной период его развития. Также внутри самой деятельности происходит подготовка к возникновению других видов деятельности.
Учебная деятельность в подростковом возрасте также остаётся ведущей, но в психологическом плане она отодвигается на задний план. Как считал Д.Б. Эльконин, главной ведущей деятельностью для этого возраста уже становится общение со сверстниками. Так как она приобретает основной смысл жизни в этот период, где происходит изучение собственных отношений с другими людьми, поиска друзей, смена компаний и т.д. Подросток ищет своё место в обществе, которое реализуется в сообществе сверстников [5].
В процессе общения со сверстниками подросток имеет возможность прочувствовать с разных сторон межличностные отношения, происходит формирование глубокого взаимопонимания. Именно в интимно-личном общении со сверстниками происходит реальное познание и усвоение моральных норм и ценностей, которые играют немаловажную роль в построении иерархии ценностей.
Во взаимодействии со сверстниками, для подростков являются значимыми чувства симпатии и неприязни, которые они могут испытывать, а также оценка способностей и самооценка в целом. Внутренний дискомфорт может возникнуть при неуспешном общении со сверстниками и его невозможно восполнить какими-либо объективно высокими показателями в других сферах жизнедеятельности.
Для подростка общение является очень важным аспектом в его жизни. Это можно проследить в том, что они всегда пытаются прорефлексировать свои отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Как уже говорилось раннее, что во взаимодействии со сверстниками происходит формирование ценностных ориентаций, а затем происходит и выстраивание иерархии ценностей, всё это является индикатором их социальной зрелости. Именно в общении со сверстниками подросток удовлетворяет свои желания в самоутверждении, глубже понять себя и окружающий мир, быть независимым, желание проверить свою смелость, продемонстрировать силу воли, честность, отзывчивость и т.д. Если по той или иной причине у подростка не сложилось общение со своим окружением, то это обычно приводит к тому, что он отстаёт в развитии и чувствует себя в школе неуверенным.
Существует и другое мнение по поводу ведущей деятельности, которое принадлежит Д.И Фельдштейну. В его понимании главное значение в развитии подростков имеет общественно признаваемая и неоплачиваемая деятельность. Этой специфической формой социальной активности человека может быть учебно-познавательной, организационно-общественной, художественной и т.д., но главное заключается в том, что подросток считает эту деятельность немаловажной [35].
Собственно говоря, общественно полезная деятельность, где присутствуют учебная работа, физический труд, художественное творчество, и какие-либо организационные дела, имеют общий критерий, а именно быть полезным для общества. Всё это является главным значением в психологическом развитии подростков, то есть происходит приобщение их в существенно новые отношения с социумом.
Помимо всего выше сказанного, имеется острая проблема подросткового возраста, которая заключается в реорганизации отношений с родителями, то есть переход от былой зависимости к обоюдному уважению и равноправии. Подростковый возраст ещё обычно трактуется, как переходный или пубертатный возраст, где с одной стороны происходит половое созревание, а с другой социальный выход во взрослую жизнь.
Следующей особенностью подростка является открытие своего внутреннего мира, где появляются проблемы самоидентичности. Вместе с поиском смысла жизни, происходит стремление познать свой внутренний мир, свои возможности и определение себя в отношениях с другими. Способность погружаться в себя и получать наслаждение от своих переживаний, подросток начинает понимать свои эмоции не как полученные в результате каких-либо событий, а уже как собственное состояние. В этот период появляются попытки вести личные дневники, в которых текст содержит описательный характер собственных переживаний. Также возникает влюблённость и первая любовь.
В подростковом возрасте девушки и юноши большое значение начинают уделять своему внешнему виду. Самое интересное, что образец внешней красоты чаще всего завышен или является запредельным. Конечно, с взрослением человек привыкает и принимает свою внешность такой какая есть, и уже на первый план выступают такие качества, как воля, моральные ценности, интеллектуальные способности, которые способствуют эффективным взаимоотношениям и успеху в любой деятельности.
Подростковый возраст считается самым трудным периодом. Эта трудность заключается в том, что существует кризис подростковой идентичности, успешным результатом которого будет формирование нравственного, неагрессивного поведения подростка в будущем.
Причиной подросткового кризиса может выступать пересмотр своих уже имеющихся возможностей, который определяет стремление к независимости и самостоятельности, а также эгоцентричности. Также существует завышенная критика по отношению к взрослым, возникает болезненная реакция на попытки окружающих принизить их взрослый статус, отсутствие взаимопонимания, всё это является причинами конфликтов в подростковом возрасте.