Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа
Краткое описание
Задачи исследования: Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников. Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе. Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе. Выработка рекомендации учителям,родителям.
Начало обучения
в школе - один из наиболее сложных
и ответственных моментов в жизни
детей, как в социально - педагогическом,
психологическом, так и физическом
плане.
Поступив
в школу, ребенок становится школьником
далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную
жизнь, происходит на протяжении начальной
школы, и сочетание черт дошкольного детства
с особенностями школьника будет характеризовать
весь период младшего школьного возраста.
Все дети, начинающие обучение в школе,
сталкиваются с теми или иными трудностями.
Адаптация - 1.
Приспособление строения и функций
организма, его органов и клеток
к условиям среды, направленное на сохранение
гомеостаза.
2. Приспособление
органов чувств к особенностям
воздействующих стимулов для
их оптимального восприятия и предохранения
рецепторов от перегрузки. Адаптация может
быть психологическая, сенсорная, социальная.
Социальная
адаптация является одним из видов
адаптации, под которой понимается
постоянный процесс интеграции индивида
в общество, процесс активного приспособления
индивида к условиям среды социальной,
а также результат этого процесса.
В рамках социальной
адаптации может быть выделена адаптация
ребенка к школе, потому что под
школьной адаптацией понимается сложный
процесс приспособления ребенка к школе и школы
к ребенку.
Приступая к
какой-то деятельности, человек адаптируется
к новым условиям, постепенно привыкает
к ним. В этом ему помогает накопленный
опыт, который с возрастом расширяется
и обогащается.
Адаптация к
школе - перестройка познавательной, мотивационной
и эмоционально-волевой сфер ребенка при
переходе к систематическому организованному
школьному обучению.
При поступлении
в школу коренным образом изменяются
условия жизни и деятельности
ребенка; ведущей становится учебная
деятельность. В элементарных
формах учебная деятельность осуществлялась
и
дошкольником,
но для него она носила второстепенный
характер, т.к ведущей выступала
игра; мотивы учебной деятельности
дошкольника также были преимущественно
игровыми.
Режим школьных занятий требует гораздо
более высокого, чем в дошкольном детстве,
уровня произвольности поведения. Необходимость
налаживать и поддерживать взаимоотношения
с педагогами и сверстниками в ходе совместной
деятельности требует развитых навыков
общения. В этой связи особую важность
приобретает готовность к школьному обучению,
которая должна быть сформирована у старших
дошкольников. Дети, имеющие достаточный
опыт общения, с развитой речью, сформированными
познавательными мотивами и умением произвольно-волевой
регуляции поведения, легко адаптируются
к школьным условиям.
Часто в более
выигрышных условиях оказываются дети,
посещавшие детский сад, поскольку
там элементы готовности к школьному
обучению целенаправленно формируются
педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения,
пользовались более пристальным и индивидуализированным
вниманием родителей. Они, как правило,
обладают определенными преимуществами
в познавательной сфере, но часто не имеют
достаточного опыта взаимоотношений и
вообще стоят на эгоцентрической личностной
позиции. Затруднения, возникающие вследствие
недостаточной готовности к школе, могут
быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность
к адекватному поведению и неудачи в учебной
деятельности, закрепляясь, способствуют
возникновению так называемых школьных
неврозов.
В первые учебные
недели может закладываться основа
для развития в будущем слабой
успеваемости, поэтому многие исследователи
большое значение придают вопросам
школьной готовности, а также адаптации
первоклассника к новым условиям систематического
обучения в коллективе сверстников (М.М.
Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А.
Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А.
Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова,
Д.Б. Эльконин).
В большинстве
работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся
характеризуют следующие личностные свойства:
неспособность
к обобщению, слабая осознанность мыслительной
деятельности;
инертность,
косность, пассивность, подражательность
ума, явное несоответствие между
уровнем интуитивно-практического и словесно-логического
мышления.
Готовность
ребенка к школе определяется
уровнем развития личности в интеллектуальном,
мотивационном, коммуникационном и
физическом отношениях.
Современная
наука выработала критерии готовности
к школе, исходя из уровня интеллектуальной
подготовки(А.В. Запорожец и др.), развития
речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин
и др.), математического развития (А.М. Леушина
и др.), нравственно-волевого воспитания
(Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева
и др.), воспитания готовности к позиции
школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В.
Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того,
изучаются взаимоотношения различных
компонентов готовности (Н.И. Гуткина,
А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается
соотношение понятий "школьная зрелость"
и "готовность к школе", а также вопросы
преемственности дошкольного и школьного
воспитания и образования (Н.Ф. Алиева,
С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).
Известны
многочисленные публикации, посвященные
изучению трудностей школьной адаптации, ее
критериев, уровней, этапов. Особо отметим
понятие "дезадаптация", которое
занимает важное место в педагогической
литературе и практике. Это понятие тесно
связано со слабой успеваемостью, а причины
их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация
сама во многих случаях является причиной
слабой успеваемости (Э.М. Александровская,
Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.).
Дезадаптация
- это нарушение приспособления личности
школьника к условиям обучения в
школе, которое выступает как
частное явление расстройства
у ребенка общей способности к психологической
адаптации в связи с какими - либо патологическими
факторами.
Поступление
в школу вносит большие перемены
в жизнь ребенка. Период адаптации
к школе является очень сложным
для первоклассников. В этот период некоторые
дети могут быть очень шумными, крикливыми,
без удержу носятся по коридорам, отвлекаются
на уроках, даже могут вести себя развязно
с учителями: дерзить, капризничать. Другие
очень скованы, робки, стараются держаться
незаметно, слушают, когда к ним обращаются
с вопросом, при малейшей неудаче, замечании
плачут. У некоторых детей нарушается
сон, аппетит, они становятся очень капризны,
появляется интерес к игрушкам, играм,
книгам для очень маленьких детей. Увеличивается
количество заболеваний, которые называют
функциональными отклонениями, они вызваны
той нагрузкой, которую испытывает психика
ребенка, его организм в связи с резким
изменением образа жизни, в связи со значительным
увеличением тех требований, которым ребенок
должен отвечать.
Конечно, не у
всех детей адаптация к школе
протекает с подобными отклонениями,
но есть первоклассники, у которых
этот процесс сильно затягивается.
Такие дети часто и подолгу
болеют, причем болезни носят психосоматический
характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения
возникновения школьного невроза. Некоторые
дети к середине дня оказываются уже переутомленными,
т.к школа для них является стрессогенным
фактором, уже дорога в школу для многих
требует повышенного внимания, напряжения.
На протяжении дня у них не бывает возможности
полного расслабления, как физического,
так и умственного, эмоционального. Некоторые
дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными,
у них появляются головные боли и боли
в области живота: страх, тревога перед
предстоящей работой в классе, из-за расставания
с домом, родителями столь велик, что ребенок
в некоторые дни не может идти в школу.
Анализируя
процесс адаптации первоклассников
к школе, целесообразно выделить
те его формы, знание которых позволит
реализовать идеи преемственности в
работе воспитателя дошкольного учреждения
и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация
организма к новым условиям
жизни и деятельности, к физическим
и интеллектуальным нагрузкам.
В данном случае уровень адаптации
будет зависеть от возраста ребенка, который
пошел в школу; от того, посещал ли он детский
сад или его подготовка к школе осуществлялась
в домашних условиях; от степени сформированности
морфофункциональных систем организма;
уровня развития произвольной регуляции
поведения и организованности ребенка;
от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация
к новым социальным отношениям
и связям относится в большей
степени к пространственно-временным
отношениям (режим дня, особое
место для хранения школьных
принадлежностей, школьной формы, подготовка
уроков, уравнивание ребенка в правах
со старшими братьями, сестрами, признание
его "взрослости", предоставление
самостоятельности и др.); личностно-смысловым
отношениям (отношение к ребенку в классе,
общение со сверстниками и взрослыми,
отношение к школе, к самому себе как учащемуся);
к характеристике деятельности и общения
ребенка (отношение к ребенку в семье,
стиль поведения родителей и учителей,
особенности семейного микроклимата,
социальная компетентность ребенка и
др.).
3. Адаптация к новым условиям
познавательной деятельности зависит
от актуальности образовательного уровня
ребенка (знаний, умений, навыков), полученного
в дошкольном учреждении или в домашних
условиях; интеллектуального развития;
от обучаемости как способности овладеть
умениями и навыками учебной деятельности,
любознательности как основы познавательной
активности; от сформированности творческого
воображения; коммуникативных способностей
(умение общаться со взрослыми, сверстниками).
Создание
благоприятных условий адаптации ребенка к
школе с учетом особенностей ее проявления
является важнейшим фактором обеспечения
преемственности в его развитии. От того,
как протекает процесс адаптации, во многом
зависит психофизическое состояние будущего
ученика. Сроки адаптации первоклассников
могут быть различными. Обычно устойчивая
приспособляемость к школе отмечается
в первом полугодии обучения. Однако установлено,
что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс
не завершается в течение первого года
обучения.
Оптимальный
адаптационный период составляет
один-полтора месяца. В зависимости от
различных факторов уровень адаптации
детей к новым условиям может быть разным:
высоким, нормальным и низким. Психологами
доказано, что наиболее напряженными для
всех детей являются первые четыре недели
обучения. Это период так называемой "острой"
адаптации. В это время не следует повышать
нагрузку, темп работы.
Активный
период обучения должен начинаться после
"острого" периода адаптации.
Если физиологическая
адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической
адаптацией дело обстоит иначе: она представляет
собой процесс активного приспособления.
Адаптация ребенка к школе процесс не
односторонний: не только новые условия
воздействуют на малыша, но и сам он пытается
изменить социально-психологическую ситуацию,
не только "встроиться в нее", но и
ее "пристроить к себе". Да ведь и
учителю необходимо адаптироваться к
ситуации взаимодействия с новыми для
него учениками.
Процесс "притирки"
друг к другу продолжается достаточно
долго, но учителю легче - и
не только потому, что он взрослее и мудрее,
но и потому, что он имеет существенное
влияние на процесс адаптации.
Именно в
первом полугодии первого года обучения
процесс адаптации ребенка проявляется
в напряжении всех функциональных систем его организма.
В этот период наиболее яркими признаками
сложно протекающей адаптации, которые
легко заметить и учителю и родителям,
являются двигательное возбуждение или
заторможенность, жалобы на головные боли,
плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные
признаки, а также снижение массы тела
свидетельствуют о неблагоприятных изменениях
в здоровье первоклассника, вызванных
неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.
По результатам
наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой,
уже к концу первой четверти масса тела снижается
у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются
показатели работоспособности, появляются
жалобы на усталость, сонливость, головные
боли. Утомление приводит также к значительному
снижению артериального давления у первоклассников,
а переутомление может обернуться повышением
давления, появлением шумов в сердце, нарушениями
нервно-психического здоровья.
Ухудшение нервно-психического
состояния детей также наиболее
выражено в первом полугодии. Специальные
исследования показывают, что именно в этот период число
учащихся, имеющих нервно-психические
отклонения, возрастает примерно на 14-16%,
а к концу учебного года число таких детей
увеличивается примерно на 20%. Наиболее
тяжелы для ребенка первые 6-9 недель пребывания
в школе, характеризующиеся как время
"острой адаптации". Но и спустя два
месяца обучения многие дети продолжают
переживать серьезные трудности.
А.Л. Венгер описывает
три уровня адаптации к школьному
обучению:
1. Высокий
уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе; требования
воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко, глубоко и полно; решает
усложненные задачи; прилежен, внимательно
слушает указания и объяснения учителя;
выполняет поручения без лишнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной
работе; готовится ко всем урокам; занимает
в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний
уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе,
ее посещение не вызывает отрицательных
переживаний; понимает учебный
материал, если учитель излагает
его подробно и наглядно; усваивает основное
содержание учебных программ; самостоятельно
решает типовые задачи; бывает сосредоточен
только тогда, когда занят чем-то для него
интересным; общественные поручения выполняет
добросовестно; дружит со многими одноклассниками.