Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников.
Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе.
Выработка рекомендации учителям,родителям.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение  всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов  проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в  связи с проблемами обучения, общения  или психического самочувствия.

Методическая  работа, направленная на совершенствование  методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы  по результатам анализа психолого-педагогического  статуса первоклассников.

Психокоррекционная  работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности  в школьной адаптации.

Эти трудности  могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой  и индивидуальной психокоррекционной работы.

Организационно-консультативная  работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

Все обозначенные выше направления работы в рамках социально - педагогической деятельности на этапе школьной адаптации наполняются  конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы:

Первый этап - поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте - апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается  в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета - начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

2. Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания - это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

3. Групповая  консультация педагогов будущих  первоклассников, носящая на данном  этапе общий ознакомительный  характер.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов.

Второй этап - первичная адаптация детей в  школе. Без преувеличения его  можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа - с сентября по январь - предполагается:

1. Проведение  консультативной и просветительской  работы с родителями первоклассников,  направленной на ознакомление  взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  педагогов по выработке единого  подхода к отдельным детям  и единой системы требований  к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация  методической работы педагогов,  направленной на построение учебного  процесса в соответствии с  индивидуальными особенностями  и возможностями школьников, выявленных  в ходе диагностики и наблюдения  за детьми в первые недели обучения.

4. Организация  педагогической поддержки школьников.

Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные  игры. Подобранные и проводимые в  определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

5. Организация  групповой развивающей работы  с детьми, направленная на повышение  уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

6. Аналитическая  работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности  в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1. Проведение  психолого-педагогической диагностики,  направленной на выявление группы  школьников, испытывающих трудности  в школьном обучении, общении  с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное  и групповое консультирование  и просвещение родителей по  результатам диагностики. 

3. Просвещение  и консультирование педагогов  по вопросам обучения и общения  с отдельными школьниками и  детьми данного возраста в  целом. 

4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.

Здесь же - методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Организация  групповой психокоррекционной работы  со школьниками, испытывающими  трудности в обучении и поведении.

6. Аналитическая  работа, направленная на осмысление  результатов проведённой в течение  полугодия и года в целом  работы.

Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных  этапов.

1. Поступление  ребёнка в школу. 

Первая задача - выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.

Вторая задача - по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.

Третья - продумать  стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с  этим можно выделить и основные направления  работы:

психолого-педагогическая диагностика;

консультирование  и просвещение родителей;

консультирование  педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.

В настоящее  время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной  педагогической и психологической литературе. Готовность к школе - сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом.

Среди её различных  психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность - сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность - сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность - способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.

2. Первичная  адаптация ребёнка в школе. 

Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:

создание  условий для социально-психологической  адаптации детей в школе, их всестороннего  социально-нравственного развития (создание сплочённого классного  коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

повышение уровня психологической готовности детей  к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Соответственно  выделяются и основные направления  работы:

1. Консультирование  и просвещение педагогов. 

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Педагогическая  развивающая работа по социально-психологической  адаптации. 

4. Психологическая  развивающая работа по повышению  уровня школьной готовности.

5. Методическая  педагогическая работа по анализу  и модификации процесса обучения с учётом данных о возможностях и перспективах обучения конкретных учеников.

Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.

Педагогическая  поддержка первоклассников в  период первичной адаптации.

Педагогическая  поддержка - помощь учащимся в преодалении  того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности  и способности, развивая потребность  в успешности самостоятельных действий.

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Рекомендуется применять следующие игровые  методы и упражнения: психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;

подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;

игры - драматизации, психокоррекционные упражнения для  работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

Все указанные  выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время  уроков, на переменах, прогулках, так  и на специально организованных занятиях.

Перемены  и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.

Тематическое  рисование хорошо сочетается с мимическими  и пантомимическими упражнениями. При  чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные  движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.

Цель развивающей  деятельности на данном этапе обучения в общем виде - создание социально-психологических  условий для успешной адаптации  первоклассников к ситуации школьного  обучения. Достижение этой цели может  быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие  у детей когнитивных умений  и способностей, необходимых для  успешного обучения в начальной  школе. Комплекс этих умений  и навыков входит в понятие  психологической готовности к  школе. 

2. Развитие  у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование  устойчивой учебной мотивации  на фоне позитивной Я - концепции  детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Очевидно, что  эти задачи должны рассматриваться  в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие  на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению  или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

Информация о работе Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте