Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа
Краткое описание
Задачи исследования: Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников. Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе. Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе. Выработка рекомендации учителям,родителям.
Развивающая
психологическая и педагогическая
работа. Она осуществляется в течение
всего года и наполняется конкретным
содержанием в зависимости от
задач того или иного этапа работы.
Консультативная
работа с педагогами и родителями.
Она осуществляется психологом, связана,
в основном, с обсуждением результатов
проведенной диагностики, конкретным
запросом педагога или родителя в
связи с проблемами обучения, общения
или психического самочувствия.
Методическая
работа, направленная на совершенствование
методики и модификацию содержания
обучения. Она осуществляется педагогами,
совместно с администрацией школы
по результатам анализа психолого-педагогического
статуса первоклассников.
Психокоррекционная
работа, ориентированная на оказание
помощи детям, испытывающим трудности
в школьной адаптации.
Эти трудности
могут проявляться в поведении,
обучении, самочувствии ребёнка. Оказание
помощи осуществляется в форме групповой
и индивидуальной психокоррекционной
работы.
Организационно-консультативная
работа со школьной администрацией, направленная
на совершенствование процесса управления
учебно-воспитательным процессом, создание
социальных и педагогических школьных
условий, способствующих успешной адаптации.
Все обозначенные
выше направления работы в рамках
социально - педагогической деятельности
на этапе школьной адаптации наполняются
конкретным содержанием в соответствии
с тем или иным этапом работы.
В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные
этапы:
Первый этап
- поступление ребёнка в школу.
Он начинается в марте - апреле месяце
одновременно с записью (или отбором)
детей в школу и заканчивается
в начале сентября месяца. В рамках
этого этапа предполагается
1. Проведение психолого-педагогической
диагностики, направленной на определение
школьной готовности ребёнка. Как правило,
диагностика состоит из двух составных
частей. Сначала осуществляется общая
экспресс-диагностика, позволяющая судить
об уровне психологической готовности
и сформированности некоторых учебных
навыков у ребенка. Затем, по отношению
к детям, показавшим чрезвычайно низкие
результаты, организуется второй диагностический
тур. Он направлен на выявление причин
низких результатов. В ряде случаев, второй
диагностический срез осуществляется
в конце лета - начале июня. Такая уточняющая
диагностика более эффективна осенью,
перед началом обучения или в первые недели
занятий.
2. Проведение
групповых и индивидуальных консультаций
родителей будущих первоклассников. Групповая консультация
в форме родительского собрания - это способ
сообщить родителям некоторую полезную
информацию по организации последних
месяцев жизни ребёнка перед началом школьных
занятий. Индивидуальные консультации,
прежде всего, проводятся для родителей,
чьи дети показали низкие результаты в
процессе тестирования и могут испытывать
трудности в приспособлении к школе.
3. Групповая
консультация педагогов будущих
первоклассников, носящая на данном
этапе общий ознакомительный
характер.
4. Проведение психолого-педагогического
консилиума по результатам диагностики,
основной целью которого является выработка
и реализация определённого подхода к
комплектованию классов.
Второй этап
- первичная адаптация детей в
школе. Без преувеличения его
можно назвать самым сложным для детей
и самым ответственным для взрослых. В
рамках данного этапа - с сентября по январь
- предполагается:
1. Проведение
консультативной и просветительской
работы с родителями первоклассников,
направленной на ознакомление
взрослых с основными задачами и трудностями
периода первичной адаптации, тактикой
общения и помощи детям.
2. Проведение
групповых и индивидуальных консультаций
педагогов по выработке единого
подхода к отдельным детям
и единой системы требований
к классу со стороны различных педагогов, работающих
с классом.
3. Организация
методической работы педагогов,
направленной на построение учебного
процесса в соответствии с
индивидуальными особенностями
и возможностями школьников, выявленных
в ходе диагностики и наблюдения
за детьми в первые недели обучения.
4. Организация
педагогической поддержки школьников.
Такая работа
проводится как правило воспитателями,
педагогами во внеурочное время. Основной
формой её проведения являются различные
игры. Подобранные и проводимые в
определённой логике они помогают
детям быстрее узнать друг друга, настроиться
на предъявляемую школой систему требований,
снять чрезмерное психическое напряжение
и др.
5. Организация
групповой развивающей работы
с детьми, направленная на повышение
уровня их школьной готовности, социально-психологическую
адаптацию в новой системе взаимоотношений.
Такая групповая работа строится как продуманная
система занятий с фиксированной мини-группой
школьников (не более 10-ти человек).
6. Аналитическая
работа, направленная на осмысление итогов деятельности
педагогов, психологов и родителей в период
первичной адаптации первоклассников.
Третий этап
- психолого-педагогическая работа со
школьниками, испытывающими трудности
в школьной адаптации. Работа в этом
направлении осуществляется в течение второго
полугодия первого класса и предполагает
следующее:
1. Проведение
психолого-педагогической диагностики,
направленной на выявление группы
школьников, испытывающих трудности
в школьном обучении, общении
с педагогами и сверстниками, самочувствии.
2. Индивидуальное
и групповое консультирование
и просвещение родителей по
результатам диагностики.
3. Просвещение
и консультирование педагогов
по вопросам обучения и общения
с отдельными школьниками и
детьми данного возраста в
целом.
4. Организация педагогической
помощи детям, испытывающим различные
трудности в обучении и поведении с учётом
данных психодиагностики.
Здесь же - методическая
работа педагогов, направленная на анализ
содержания и методики преподавания
различных предметов. Цель такого анализа - выявить
и устранить те моменты в учебном процессе,
стиле общения с детьми, которые могут
провоцировать различные школьные трудности.
5. Организация
групповой психокоррекционной работы
со школьниками, испытывающими
трудности в обучении и поведении.
6. Аналитическая
работа, направленная на осмысление
результатов проведённой в течение
полугодия и года в целом
работы.
Более подробно
рассмотрим каждый из выше указанных
этапов.
1. Поступление
ребёнка в школу.
Первая задача
- выявить уровень его готовности к школьному
обучению и те индивидуальные особенности,
общения, поведения, которые необходимо
учесть в процессе обучения и общения
в школьной среде.
Вторая задача
- по возможности скомпенсировать, устранить,
восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности
к моменту прихода в первый класс.
Третья - продумать
стратегию и тактику обучения
ребёнка с учётом выявленных особенностей
и возможностей. В соответствии с
этим можно выделить и основные направления
работы:
психолого-педагогическая диагностика;
консультирование
и просвещение родителей;
консультирование
педагогов по вопросам комплектования
класса и обучения отдельных учеников.
В настоящее
время проблема школьной готовности
глубоко проработана в отечественной
педагогической и психологической литературе.
Готовность к школе - сложный целостный
феномен, характеризующий психофизиологическое
состояние будущего школьника в целом.
Среди её различных
психологических параметров наибольшее
значение имеют когнитивная готовность
- сформированность важнейших
познавательных процессов и навыков, позволяющих
успешно осуществлять необходимую первокласснику
умственную учебную деятельность, мотивационная
готовность - сформированность внутренней
позиции школьника, социальная готовность
- способность занять социально одобряемую
и продуктивную позицию в общении с педагогом
и одноклассниками.
2. Первичная
адаптация ребёнка в школе.
Как уже говорилось
выше, термином "первичная адаптация"
обозначается период, длящийся ориентировочно
первое полугодие обучения в школе. Именно
на этот период приходится основная работа
педагогического коллектива, психологов,
родителей школьников, направленная на
быстрейшее привыкание детей к школе,
приспособление к ней как среде своего
развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое
сопровождение в этот период руководствуется
следующими задачами:
создание
условий для социально-психологической
адаптации детей в школе, их всестороннего
социально-нравственного развития
(создание сплочённого классного
коллектива, предъявление детям единых
обоснованных последовательных требований,
установление норм взаимоотношений со
сверстниками и педагогами и др.);
повышение уровня
психологической готовности детей
к успешному обучению, усвоению знаний,
познавательному развитию;
адаптация учебной программы,
нагрузки, образовательных технологий
к возрастным и индивидуально личностным
возможностям и потребностям учеников.
Соответственно
выделяются и основные направления
работы:
1. Консультирование
и просвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение
родителей.
3. Педагогическая
развивающая работа по социально-психологической
адаптации.
4. Психологическая
развивающая работа по повышению
уровня школьной готовности.
5. Методическая
педагогическая работа по анализу
и модификации процесса обучения с учётом
данных о возможностях и перспективах
обучения конкретных учеников.
Остановимся
на содержании трёх последних направлениях
деятельности педагогов и психологов.
Педагогическая
поддержка первоклассников в
период первичной адаптации.
Педагогическая
поддержка - помощь учащимся в преодалении
того или иного препятствия, трудности,
ориентируясь на имеющиеся у него
реальные и потенциальные возможности
и способности, развивая потребность
в успешности самостоятельных действий.
Одним из условий адаптации первоклассника
в школе выступает отношение социальной
среды ребёнка к его успехам и неудачам,
где ведущая роль принадлежит учителю.
С помощью игровых методов развивающего
и психокоррекционного характера учитель
может помочь ребёнку в успешной адаптации.
Игра - важнейшее средство включения детей
в учебную деятельность, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия и нормальных (без перегрузок)
условий жизнедеятельности.
Рекомендуется
применять следующие игровые
методы и упражнения: психофизические
упражнения и игры, способствующие снятию
мышечных зажимов, эмоционального напряжения,
переключению внимания, повышению работоспособности;
подвижные игры
и игры, развивающие "комплекс произвольности",
которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность,
ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют,
сплачивают играющих;
игры - драматизации,
психокоррекционные упражнения для
работы с детскими страхами, отрицательными
эмоциональными состояниями и переживаниями,
развивающие воображение, фантазию,
способность к эмпатии, выразительность
мимики и движений.
Все указанные
выше игровые методы и упражнения
можно использовать как во время
уроков, на переменах, прогулках, так
и на специально организованных занятиях.
Перемены
и прогулки целесообразно
заполнять подвижными играми.
Тематическое
рисование хорошо сочетается с мимическими
и пантомимическими упражнениями. При
чередовании изобразительной деятельности
с играми, тренирующими выразительные
движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и
той и другой деятельности, что в свою
очередь ведёт к улучшению его общения
со сверстниками. Сам процесс рисования
способен влиять на поведение детей: они
делаются спокойнее и доступнее.
Психологическая
развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Цель развивающей
деятельности на данном этапе обучения
в общем виде - создание социально-психологических
условий для успешной адаптации
первоклассников к ситуации школьного
обучения. Достижение этой цели может
быть достигнуто в процессе реализации
следующих задач:
1. Развитие
у детей когнитивных умений
и способностей, необходимых для
успешного обучения в начальной
школе. Комплекс этих умений
и навыков входит в понятие
психологической готовности к
школе.
2. Развитие
у детей социальных и коммуникативных
умений, необходимых для установления
межличностных отношений со сверстниками
и соответствующих ролевых отношений
с педагогами.
3. Формирование
устойчивой учебной мотивации
на фоне позитивной Я - концепции
детей, устойчивой самооценки и низкого
уровня школьной тревожности.
Очевидно, что
эти задачи должны рассматриваться
в совокупности, как единый комплекс,
так как только целостное воздействие
на личность ребёнка может привести
к устойчивому позитивному изменению
или формированию определённых психологических
феноменов. Кроме того, их реализация возможна
при тщательном продумывании содержания
и организации развивающей деятельности.