Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа
Задачи исследования:
Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников.
Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе.
Выработка рекомендации учителям,родителям.
2.2 Результат
опытно-поисковой работы по
Проводился эксперимент
в начальной школе среди
Опросник для детей.
1.Вам хочется ходить в школу каждый день?
2.Вы любите читать книги?
3.Вы играете дома в школу?
4.Какой предмет больше всего нравится?
5.Вы рассказываете дома о своих неудачах?
6.Что больше всего нравится в школе?
В школу ходят все дети,им очень нравится ходить в школу.Они очень хорошо читают.Из 24 человек 20 человек читают 80-90 слов.Больше всего нравится литературное чтение,математика,8 человек любят окружающий мир.В школе больше всего нравится перемены,каникулы.Любят ходить в библиотеку,интересуются книгами.
В первом классе основное
содержание уроков-это обучение грамоте
и формирование математических представлений.На
уроках при ответе нужно поднять
руку,нельзя перебивать другого ученика,нельзя
шуметь и отвлекать других детей,перед
началом урока нужно достать уч
В конце урока учитель спрашивает детей,что они сегодня делали и чему научились.В первые недели можно услышать реплики: «Играли с буквами», «Рисовали яблоки», «Разговаривали про разные цифры».А через несколько месяцев можно услышать: « Учились писать букву У», «Решали задачу на сложение», «Узнали что каждая цифра обозначает какое-то число».Это означает,что ребята уже адаптировались к новому,школьному типу учебной нагрузки.
Школьная нагрузка очень разноплановая.Шесть-восемь учебных предметов,и в каждом свой материал.Ребенок учится и писать новую букву и сравнивать длину отрезков,и штриховать рисунок,и делать какое-то упражнение на физкультуре.
Поступив в школу,ребенок попадает в новый коллектив.Он владеет простейшими коммуникативными навыками: он умеет знакомиться высказывать свою точку зрения,слушать другого,просить о помощи делать какую-то совместную работу.Для многих детей непревычным и трудным испытанием в первые месяцы является необходимость ответов у доски.Мало того,что это внимание одноклассников и учителя,так оно еще и оценочное.
Чтобы трудности в адаптации не росли как снежный ком,важно внимательно относиться к первокласснику в первые неднли его пребывания в школе.Процесс адаптации быстро показывает слабые стороны уровня готовности к школе.И с первых дней этот процесс можно корректировать помогая ребенку преодолеть сложности которые возникают на его пути.
Некоторые дети пошли в школу в 6 лет.Наибольшие сложности шестилетние дети испытывают на физиологическом уровне.Высидеть за партой сорок и даже тридцать минут- серьезное испытание.Дать ребенку больше возможностей для двигательной активности.Кроме физкультминуток часто дают шестилетним детям поручения- например сходить намочить тряпку для доски,раздать остальным детям карточки.
При выполнении домашнего
задания с первоклассником 6 лет
нужно обязательно поиграть.
Одной из часто встречающихся
проблем шестилеток являются трудности
при обучении письму,котоые возникают
из-за недостаточного развития мелкой
моторики рук.Решить эту проблему можно
через игры и занятия, это лепка,вязание,вышивание,
Не надо заострять
внимание что ребенок младше всех
на год,наобород найти и показать
свои сильные стороны,научить
Заключение.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Слабо развиты мелкие
мышцы кисти,в связи с этим
дети с трудом выполняют действия
требующие большой точности,
Происходят сдвиги в зрительном анализаторе, многие дети часто и подолгу смотрят телевизор,увеличивается продолжительность утомительной работы для глаз.Продолжительность занятий с напряжением зрительного анализатора не должна превышать 20 минут.
У ребенка 6-7 лет незавершенно
развитие важных для обучения систем,центральной
нервной системы,опорно-
Успешная адаптация это стабильность эмоциональной сферы,это означает что ребенок хочет в школу,ему в школе интересно.Если ребенок успешно прошел период адаптации,он хорошо усваивает школьную программу,умеет выполнять задания самостоятельно.С одноклассниками конфликты случаются редко,появляются первые школьные друзья.Отношения с учителями складываются хорошо,ребенок относится к ним с уважением,признает их авторитет.
Важный критерий адаптации- сформированность у первоклассников внутренней позиции школьника.Ребенок понимает,что ходить в школу для того чтобы учиться,он приносит хорошие отметки,у него хорошее настроение спокойный сон и нормальный аппетит.
1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М. 1991.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М., Просвещение, 1991.
5. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
6. Битянова М.Г.
Организация психологической
7. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа., 2004,№ 2.
8. Варламова
А.Я. Школьная адаптация.
9. Глассер У.
Школа без неудачников,
10. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996.
11. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
12. Диагностическая
и коррекционная работа
13. Зеленова
М.Б. Психологические
14. Каган В.Е.
Психогенные формы школьной
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
16. Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
17. Никоненко
В. К Адаптация
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.
19. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
20. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
21. Подласый
И.П. Курс лекций по
22. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. -Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
Приложение
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ.
Схема истории развития ребенка.
Информация о работе Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте