Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников.
Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе.
Выработка рекомендации учителям,родителям.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Возможны  две формы организации развивающей  работы: индивидуальная и групповая.

Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября - начало ноября.

Методическая  работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса  учащихся первого класса и имеет два основных направления.

Первое - анализ и переработка существующих учебных  программ с точки зрения содержания данных требований и результатов  психолого-педагогической диагностики  конкретных школьников.

Второе - оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.

Школьные  трудности периода адаптации.

Во втором полугодии первого класса разворачивается  работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и

содержания  преподавания с учётом результатов  психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного  этапа работы:

1. Определение  уровня школьной адаптации первоклассников. 

2. Создание  психолого-педагогических условий  для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

Деятельность  педагогов и психологов разворачивается  в следующих направлениях:

1. Психолого-педагогическая  диагностика уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.

2. Проведение  психолого-педагогического консилиума  по итогам диагностики с разработкой  стратегии и тактики сопровождения  каждого ребёнка и в первую  очередь тех школьников, которые  испытывают трудности 3. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.

4. Организация  педагогической помощи школьника,  испытывающим трудности в адаптации. 

5. Организация  социально-психологической помощи  детям, испытывающим трудности в адаптации.

Цель диагностической  работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой  информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для  предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

Определение уровня социально-психологической  адаптации учащихся первого класса.

Выявление группы школьников, испытывающих трудности  в адаптации и определение  характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

Содержание  диагностической деятельности полностью  определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического  сопровождения.

Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок  с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет  определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.

Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.

Основными способами  получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются:

экспертные  опросы педагогов и родителей;

психологическое обследование самих детей;

анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Примерная батарея  методик диагностики школьной адаптации  приведена в приложении.

На основании  изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в  обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса - учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей - залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его - высокими.

2.2 Результат  опытно-поисковой работы по адаптации  первоклассников к школе.

Проводился эксперимент  в начальной школе среди первоклассников  участвовало 24 человека.

Опросник для детей.

1.Вам хочется ходить в школу каждый день?

2.Вы любите читать  книги?

3.Вы играете дома  в школу?

4.Какой предмет больше  всего нравится?

5.Вы рассказываете  дома о своих неудачах?

6.Что больше всего  нравится в школе?

В школу ходят все  дети,им очень нравится ходить в школу.Они очень хорошо читают.Из 24 человек 20 человек читают 80-90 слов.Больше всего нравится литературное чтение,математика,8 человек любят окружающий мир.В школе больше всего нравится перемены,каникулы.Любят ходить в библиотеку,интересуются книгами.

В первом классе основное содержание уроков-это обучение грамоте  и формирование математических представлений.На уроках при ответе нужно поднять  руку,нельзя перебивать другого ученика,нельзя шуметь и отвлекать других детей,перед  началом урока нужно достать учебник, тетрадь и пенал.Но главное-на уроках нужно делать то,что говорит учитель,выполнять задания.

В конце урока учитель  спрашивает детей,что они сегодня  делали и чему научились.В первые недели можно услышать реплики: «Играли  с буквами», «Рисовали яблоки», «Разговаривали про разные цифры».А через несколько месяцев можно услышать: « Учились писать букву У», «Решали задачу на сложение», «Узнали что каждая цифра обозначает какое-то число».Это означает,что ребята уже адаптировались к новому,школьному типу учебной нагрузки.

 

Школьная нагрузка очень  разноплановая.Шесть-восемь учебных  предметов,и в каждом свой материал.Ребенок  учится и писать новую букву и  сравнивать длину отрезков,и штриховать рисунок,и делать какое-то упражнение на физкультуре.

Поступив в школу,ребенок попадает в новый коллектив.Он владеет простейшими коммуникативными навыками: он умеет знакомиться высказывать свою точку зрения,слушать другого,просить о помощи делать какую-то совместную работу.Для многих детей непревычным и трудным испытанием в первые месяцы является необходимость ответов у доски.Мало того,что это внимание одноклассников и учителя,так оно еще и оценочное.

 

 

Чтобы трудности в адаптации  не росли как снежный ком,важно  внимательно относиться к первокласснику в первые неднли его пребывания в школе.Процесс адаптации быстро показывает слабые стороны уровня готовности к школе.И с первых дней этот процесс можно корректировать помогая ребенку преодолеть сложности которые возникают на его пути.

Некоторые дети пошли  в школу в 6 лет.Наибольшие сложности шестилетние дети испытывают на физиологическом уровне.Высидеть за партой сорок и даже тридцать минут- серьезное испытание.Дать ребенку больше возможностей для двигательной активности.Кроме физкультминуток часто дают шестилетним детям поручения- например сходить намочить тряпку для доски,раздать остальным детям карточки.

При выполнении домашнего  задания с первоклассником 6 лет  нужно обязательно поиграть.Для  развития устного счета можно  поиграть в магазин. Для лучшего  запоминания правил письма не только писать сложные слова,но и лепить их из пластилина,выстраивать из игрушек,рисовать предметы,обозначаемые этими словами.

Одной из часто встречающихся  проблем шестилеток являются трудности  при обучении письму,котоые возникают  из-за недостаточного развития мелкой моторики рук.Решить эту проблему можно  через игры и занятия, это лепка,вязание,вышивание,игры с мозаиками и конструктарами.

Не надо заострять  внимание что ребенок младше всех на год,наобород найти и показать свои сильные стороны,научить ребенка  знакомиться и выстраивать контакты с другими детьми.

 

 

 

Заключение.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Слабо развиты мелкие мышцы кисти,в связи с этим дети с трудом выполняют действия требующие большой точности,усвоения письменной деятельности трудность  формирования навыка письма.Это зависит от индивидуальных особенностей организма,от тренировки двигательного аппарата.

Происходят сдвиги в зрительном анализаторе, многие дети часто и подолгу смотрят телевизор,увеличивается продолжительность утомительной работы для глаз.Продолжительность занятий с напряжением зрительного анализатора не должна превышать 20 минут.

У ребенка 6-7 лет незавершенно развитие важных для обучения систем,центральной  нервной системы,опорно-двигательного  зрительного анализаторов.Поэтому  очень важно создать условия отвечающие их возрастным особенностям,с тем,чтобы не допустить перенапряжение и переутомления организма,обеспечить здоровье и нормальное развитие.

Успешная адаптация  это стабильность эмоциональной  сферы,это означает что ребенок  хочет в школу,ему в школе интересно.Если ребенок успешно прошел период адаптации,он хорошо усваивает школьную программу,умеет выполнять задания самостоятельно.С одноклассниками конфликты случаются редко,появляются первые школьные друзья.Отношения с учителями складываются хорошо,ребенок относится к ним с уважением,признает их авторитет.

Важный критерий адаптации- сформированность у первоклассников  внутренней позиции школьника.Ребенок  понимает,что ходить в школу для  того чтобы учиться,он приносит хорошие  отметки,у него хорошее настроение спокойный сон и нормальный аппетит.

 

Список  литературы

1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы  своего ученика? - М. 1991.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991.

4. Белкин А.С.  Ситуация успеха. Как ее создать? - М., Просвещение, 1991.

5. Битянова М.Г.  Адаптация ребенка в школе.  М, 1998г. 

6. Битянова М.Г.  Организация психологической работы  в школе. - М., 1997.

7. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа., 2004,№ 2.

8. Варламова  А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.

9. Глассер У.  Школа без неудачников, Прогресс, 1991.

10. Гуткин Н.И.  Психологическая готовность к  школе. - М.: Образование, 1996.

11. Диагностика  школьной дезадаптации. М., 1993

12. Диагностическая  и коррекционная работа школьного  психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

13. Зеленова  М.Б. Психологические особенности  педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.

14. Каган В.Е.  Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.

15. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе. М. 1983.

16. Мухина В.С.  Детская психология М. 1985.

17. Никоненко  В. К Адаптация первоклассников  к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.

18. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология, М., 2001.

19. Особенности  психического развития детей  6 - 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б.  Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.

20. Платонова  А.А. Успешное завтра будущего  первоклассника // Нач. школа., 2005, №  5.

21. Подласый  И.П. Курс лекций по коррекционной  педагогике. М., 2002.

22. Шинтарь З.Л.  Введение в школьную жизнь:  Учеб.-метод. пособие. -Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.

 

Приложение

Приложение  1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ  В ШКОЛУ.

Схема истории развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




Информация о работе Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте