Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптации школьников.
Подбор методов социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Проведение опытно-поисковой работы по адаптации первоклассников к школе.
Выработка рекомендации учителям,родителям.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

3. Низкий уровень  адаптации. Первоклассник отрицательно  или индифферентно относится  к школе, нередки жалобы на  нездоровье; доминирует подавленное  настроение; наблюдаются нарушения  дисциплины; объясняемый учителем  материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же причины  лежат в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие "школьной зрелости".

В числе других причин можно назвать недостаточный  уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это - комплекс внутренних причин, так называемые "проблемы ребенка".

Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации - "проблемы учителя": несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего  эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно  разделить на два типа (М.М. Безруких):

специфические, имеющие в основе те или иные нарушения  моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;

неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они  несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием  концентрации внимания.

Эти же причины  определяют и характерные трудности  чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся" ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в  неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит  учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные  усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога  способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

На основании изученной  литературы по теме исследования можно  сделать следующий вывод: для  достижения эффективности в обучении детей 6 - 7 лет необходимо формировать  положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.

Необходимо учитывать  индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут привести к дезадаптации.

 

1.3 Трудности адаптации  первоклассников.

Успешной адаптации может помешать:Неправильный выбор программы обучения.При  выборе школы нельзя упускать из виду особенности программы,по которой  будут учиться  дети.Некоторые образовательные программы требуют от ребенка развитости дополнительных умений и качеств.Иногда именно особенности программы обучения становятся камнем преткновения.Распознать причину возникающих трудностей помогут опытные педагоги,работающие в школе.Они же подскажут,что мешает ребенку адаптироваться и как помочь ему решить эту проблему.

Длительное заболевания  в первый год обучения.Если ребенок  пропустил в первые месяцы обучения больше недели,то процесс адаптации,начинается с нуля.Психика ребенка только тогда приспособится,когда новые условия и ситуации станут стабильными, постоянными,повторяющимися изо дня в день.Конечно нельзя проводить в школу больного ребенка,но рекомендуется вернуться к домашним занятиям сразу после того,как острый период заболевания пройдет.

Плохие оценки.В большинстве  школ принято не ставить детям  оценки а первом классе.При этом, конечно,оценка деятельности каждого  ребенка существует,без нее невозможно эффективно выстроить процесс обучения.Некоторые педагоги первое время используют символы(звездочки,плюсики).Кроме того,есть словесная оценка результатов ребенка.Если среди этих оценок преобладают плохие,первоклассник теряет интерес к учебе,его адаптация осложняется.Ведь оценки в первом классе не ставят по той причине,что семилетние дети еще не могут достаточно адекватно их воспринимать.Они с трудом отделяют оценку своей деятельности от оценки своей личности,принимают плохие оценки слишком близко к сердцу.Именно поэтому очень важно,чтобы среди оценок преобладали хорошие,в работе любого школьника можно найти поводы для положительных оценок,если у родителей и учителя есть такая установка.

Жесткая дисциплина в  школе.Дети, которые привыкли к достаточно спокойному режиму,с большим трудом учатся дисциплине в школе.Особенно непросто бывает детям,которые не ходили в детский сад.Трудности могут возникнуть и у детей, которые посещали особые детские сады,работающие по сиситеме М.Монтессоре.Стресс и разочарование при столкновении с более четкими правилами и жесткой дисциплиной может серьезно помешать адаптации первоклассника.Поэтому при выборе школы очень важно соотносить школьную систему с той системой,в которой востпитывался ребенок раньше.

Особенности ребенка.Исходя из опыта работы с первоклассниками,можно  сказать,что затрудняют адаптацию некоторые психологические и психофизические особенности ребенка.Среди таких особенностей- медлительность,за которой стоит низкая скорость нервных процессов.Медлительному ребенку бывает трудно двигаться в одном темпе с остальными учениками,даже несмотря на развитые интеллектуальные способности.Не менее трудно бывает и гиперактивному,импульсивному ребенку,ведь школьные занятия требуют высокого уровня самоконтроля,саморегуляции.Возникают сложности при адаптации и у замкнутых первоклассников,ведь школьное обучение по большей части коллективное,а не индивидуальное.Непросто бывает привыкнуть к школе тревожным детям.

Вывод по I главе.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных  и ответственных моментов в жизни  детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью  которого становится учебная деятельность.

На основе этой деятельности развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление, происходит переход к стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Младший школьник становится импульсивным, появляется склонность незамедлительно действовать, общая недостаточность воли.

К окончанию  начальной школы у ребенка  формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной деятельности, формируется интерес к результатам своего труда, произвольность.

Приступая к  какой - либо деятельности, человек  адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к  школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой  сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два  месяца. В зависимости от различных  факторов уровень адаптации детей  к новым 

условиям  может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально - психологическую ситуацию.

Главная роль в создании благоприятного климата  в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.

Совместные  усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Целью социально - педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально - педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

Создание  и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя  и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его - высоким.

 

Глава II Опытно поисковая работа по адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте.

2.1 Педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

Цель социально - педагогической деятельности - создание педагогических и социально - психологических  условий, позволяющих ребёнку успешно  функционировать и развиваться  в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:

1. Выявление  особенностей психолого-педагогического  статуса каждого школьника с  целью своевременной профилактики  и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание  системы психолого-педагогической  поддержки всех первоклассников  в период их первичной школьной  адаптации, позволяющей им не  только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание  специальных педагогических и  социально-психологических условий,  позволяющих осуществлять развивающую,  коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Итак, для  того чтобы помочь ребёнку почувствовать  себя в школе комфортно, высвободить  имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для  успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:

Знать ребёнка.

Настраивать учебно-воспитательный процесс на его  индивидуальные особенности, возможности  и потребности.

Помогать  ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Социально - педагогическая деятельность по адаптации первоклассников  к школе осуществляется работой  психолога, социального педагога, классного  руководителя, а также ведется  работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление  особенностей статуса школьников. Такая  диагностика в течение первого  года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

Информация о работе Особенности адаптации к школьной жизни в младшем школьном возрасте