Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.
Введение…………………………..…………………………………………….....3
ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22
ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35
Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47
Список литературы
Приложение 1
Методики диагностики агрессивности
Методика 1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
Инструкция: вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («Да»), при несогласии – знак «-» («Нет»).
Тест:
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
5. Я стараюсь делать
все, чтобы избежать
6. Если по отношению
ко мне поступают
7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
9. Я гораздо более раздражителен,
10. Мнение, что нападение – лучшая защита, правильное.
11. Обстоятельства почти
всегда благоприятнее
12. Если мне не нравится
установленное правило, я
13. Я стараюсь найти
такое решение спорного
14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
16. Я верю в честность намерений большинства людей.
17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
18. В споре я часто
перебиваю собеседника,
19. Я часто обижаюсь
на замечания других, даже если
и понимаю, что они
20. Если кто-то корчит
из себя важную персону, я
всегда поступаю ему наперекор.
21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
27. Меня обижает отсутствие
внимания со стороны
28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
31. Утверждение: «Ум – хорошо, а два – лучше» – справедливо.
32. Утверждение: «Не обманешь
– не проживешь» тоже
33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
34. Я могу внимательно
и до конца выслушать
35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
37. Я стараюсь избегать обострения отношений.
38. Часто я воображаю
те наказания, которые могли
бы обрушиться на моих
39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
40. Я осуждаю недоверчивых людей.
41. Я всегда спокойно
реагирую на критику, даже
42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
44. Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за
45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.
51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
52. Ведя переговоры со
старшим по должности, я
53. В решении любой проблемы
я предпочитаю золотую
54. У меня отрицательное
отношение к мстительным людям.
55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
59. Иногда я чувствую, что
жизнь поступает со мной
60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
61. Вряд ли можно найти
такое решение, которое бы
62. Ни одно оскорбление
не должно оставаться
63. Я не люблю, когда
другие лезут ко мне с
64. Я подозреваю, что многие
поддерживают со мной
65. Я не умею сдерживаться,
когда меня незаслуженно
66. При игре в шахматы
или настольный теннис я
67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
68. Для меня не имеет
большого значения, чья точка
зрения в споре окажется
69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
73. Обычно меня трудно вывести из себя.
74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
75. Я не вижу ничего
обидного в том, что мне
76. Будь я на базаре
продавцом, я не стал бы
77. Пойти на компромисс
– значит показать свою
78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Вспыльчивость
• Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
• Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.
Напористость, наступательность
• Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
• Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Обидчивость
• Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
• Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Неуступчивость
• Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
• Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Бескомпромиссность
• Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
• Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Мстительность
• Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
• Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Нетерпимость к мнению других
• Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
• Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Подозрительность
• Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
• Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
Сумма баллов по шкалам «наступательность
(напористость)» и «
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
Обработка результатов теста
За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Методика 2. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности .
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Опросник состоит из
75 утверждений, каждое из
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.