Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………..…………………………………………….....3

ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35

Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47

Файлы: 1 файл

vvedenie_GL_2_zaklyuchenie_prilozhenia.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

Список  литературы

  1. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков / Л.О. Андрюшина. – Тверь, 2003. - 202c.
  2. Банщикова, Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников / Т.Н. Банщикова. - М., 2001. - 186 c.
  3. Белоусова, З.И. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / З.И. Белоусова, В.В.Овсянникова. - Запорожье: Запорожского государственного университета, 1998. – 267с.
  4. Бережкова, Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника / Е.Л. Бережкова. - СПб., 2003. - 149 c.
  5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. / Л. Берковец. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
  6. Берн, Шон Меган. Гендерная психология: Секреты психологии мужчины и женщины / Шон Меган Берн. - 2-е. изд. - СПб.: прайм-Еврознак, 2002. - 318с.
  7. Бойко, Н.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / Н.Б. Бойко. // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.27.
  8. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций / Т.В. Бурминская. - Ставрополь, 2004. - 199c.
  9. Бэрон, Р.А. Агрессия : учеб. пособие для студентов и аспирантов психологов / пер. с англ. / Р.А Бэрон, Р. Дебора - 2-е. изд. СПб.: Питер, 2001. - 351 с.
  10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с.
  11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин – 1998-800 с.
  12. Дерманова, И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Ред. и сост. И.Б .Дерманова. - СПб., 2002. - 160с.
  13. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. / Е.Л. Доценко. - М.: Речь, 2003. – 304с.
  14. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. / М.И. Еникеев. - М.: НОРМА-ИНФА, 2000. - 624с.
  15. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
  16. Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте: учебное пособие / С.А. Заваржин. - Харьков, 2004. – 213с.
  17. Квадрициус, М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания / М.П. Квадрициус. - Оренбург,2000.-165c.
  18. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев. - СПб. 1996. – 358с.
  19. Корытченкова, Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка / Н.И. Корытченкова. - Новосибирск, 2000. - 197c.
  20. Кулагина, И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998).
  21. Курбатова, Т.Н. Новое поколение выбирает агрессию / Т.Н. Курбатова // Психологическая газета №2. 1995. – С. 36-38
  22. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2004. - 432с.
  23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. М.: «Академия», 1997, с. 356).
  24. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: в 2 кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - Кн. 1 - 576с.
  25. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2, 3. - С. 183.
  26. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие./Д.Я. Райгородский – изд. Бахрах-М, 2006 – 672с.
  27. Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастныи / В. Рахматшаева // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
  28. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. // Психологический журнал. – СПб.: 1996. №5. С. 3-18.
  29. Реан А.А. Изучение агрессивности личности / А.А. Реан. / Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.
  30. Реан, А.А. Социализация агрессии / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - .С. 54-56.
  31. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. В 2 кн. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 2001. – 480с.
  32. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. / А.А. Романова. - М.: Логос, 2001. – 56с.
  33. Ротенберг, В.С. Мозг. Общение. Здоровье. / В.С. Ротгенберг, С.М. Бондаренко М.: Просвещение, 1989. - 239с
  34. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии / Т.Т. Румянцева. // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
  35. Саблина, Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления / Н.А. Саблина. - Ставрополь, 2004. - 178c.
  36. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 267с.
  37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - СПб.: «Речь», 2003. - 350 с.
  38. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм - М.: Мир, 1994. – 640с.
  39. Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология", "Клиническая психология" / пер. с англ. Д.А. Леонтьев, Б.М.Величковский. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 859с.
  40. Хухлаева, О. Классификация нарушений / О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2001. №41. - 184с.

 

Приложение 1

Методики диагностики  агрессивности

Методика 1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

Инструкция: вам предлагается ряд утверждений. При согласии с  утверждением в карте опроса в  соответствующем квадратике поставьте  знак «+» («Да»), при несогласии –  знак «-» («Нет»).

Тест:

1. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда  стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не  воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не уступлю. 

5. Я стараюсь делать  все, чтобы избежать напряженности  в отношениях.

6. Если по отношению  ко мне поступают несправедливо,  то я про себя накликаю обидчику  всякие несчастья. 

7. Я часто злюсь, когда  мне возражают. 

8. Я думаю, что за  моей спиной обо мне говорят  плохо. 

9. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется. 

10. Мнение, что нападение  – лучшая защита, правильное.

11. Обстоятельства почти  всегда благоприятнее складываются  для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится  установленное правило, я стараюсь  его не выполнять. 

13. Я стараюсь найти  такое решение спорного вопроса,  которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро  эффективнее мести. 

15. Каждый человек имеет  право на свое мнение.

16. Я верю в честность  намерений большинства людей. 

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 

18. В споре я часто  перебиваю собеседника, навязывая  ему мою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь  на замечания других, даже если  и понимаю, что они справедливы. 

20. Если кто-то корчит  из себя важную персону, я  всегда поступаю ему наперекор. 

21. Я предлагаю, как  правило, среднюю позицию. 

22. Я считаю, что лозунг  из мультфильма «Зуб за зуб,  хвост за хвост» справедлив.

23. Если я все обдумал,  то я не нуждаюсь в советах  других.

24. С людьми, которые со  мной любезнее, чем я мог ожидать,  я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  на это внимания.

26. Я считаю бестактным  не давать высказаться в споре  другой стороне. 

27. Меня обижает отсутствие  внимания со стороны окружающих.

28. Я не люблю поддаваться  в игре даже с детьми.

29. В споре я стараюсь  найти то, что устроит обе стороны. 

30. Я уважаю людей, которые  не помнят зла. 

31. Утверждение: «Ум –  хорошо, а два – лучше» –  справедливо. 

32. Утверждение: «Не обманешь  – не проживешь» тоже справедливо. 

33. У меня никогда не  бывает вспышек гнева. 

34. Я могу внимательно  и до конца выслушать аргументы  спорящего со мной.

35. Я всегда обижаюсь, если  среди награжденных за дело, в  котором я участвовал, нет меня.

36. Если в очереди кто-то  пытается доказать, что он стоит  впереди меня, я ему не уступаю. 

37. Я стараюсь избегать  обострения отношений. 

38. Часто я воображаю  те наказания, которые могли  бы обрушиться на моих обидчиков. 

39. Я не считаю, что я  глупее других, поэтому их мнение  мне не указ.

40. Я осуждаю недоверчивых  людей. 

41. Я всегда спокойно  реагирую на критику, даже если  она кажется мне несправедливой.

42. Я всегда убежденно  отстаиваю свою правоту. 

43. Я не обижаюсь на  шутки друзей, даже если они  злые.

44. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  важного для всех вопроса. 

45. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу. 

46. Я верю, что за зло  можно отплатить добром, и действую  в соответствии с этим.

47. Я часто обращаюсь  к коллегам, чтобы узнать их  мнение.

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то  нужно. 

49. В конфликтной ситуации  я хорошо владею собой. 

50. Мои близкие часто  обижаются на меня за то, что  в разговоре с ними я им  рта не даю раскрыть.

51. Меня не трогает,  если при похвале за общую  работу не упоминается мое  имя. 

52. Ведя переговоры со  старшим по должности, я стараюсь  ему не возражать. 

53. В решении любой проблемы  я предпочитаю золотую середину.

54. У меня отрицательное  отношение к мстительным людям. 

55. Я не думаю, что  руководитель должен считаться  с мнением подчиненных, ведь  отвечать за все ему. 

56. Я часто боюсь подвохов  со стороны других людей. 

57. Меня не возмущает,  когда люди толкают меня на  улице или в транспорте.

58. Когда я разговариваю  с кем-то, меня так и подмывает  скорее изложить свое мнение.

59. Иногда я чувствую, что  жизнь поступает со мной несправедливо. 

60. Я всегда стараюсь  выйти из вагона раньше других.

61. Вряд ли можно найти  такое решение, которое бы всех  удовлетворило. 

62. Ни одно оскорбление  не должно оставаться безнаказанным. 

63. Я не люблю, когда  другие лезут ко мне с советами.

64. Я подозреваю, что многие  поддерживают со мной знакомство  из корысти. 

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

66. При игре в шахматы  или настольный теннис я больше  люблю атаковать, чем защищаться.

67. У меня вызывают сожаление  чрезмерно обидчивые люди.

68. Для меня не имеет  большого значения, чья точка  зрения в споре окажется правильной  – моя или чужая. 

69. Компромисс не всегда  является лучшим разрешением  спора. 

70. Я не успокаиваюсь  до тех пор, пока не отомщу  обидчику.

71. Я считаю, что лучше  посоветоваться с другими, чем  принимать решение одному.

72. Я сомневаюсь в искренности  слов большинства людей. 

73. Обычно меня трудно  вывести из себя.

74. Если я вижу недостатки  у других, я не стесняюсь их  критиковать. 

75. Я не вижу ничего  обидного в том, что мне говорят  о моих недостатках. 

76. Будь я на базаре  продавцом, я не стал бы уступать  в цене за свой товар. 

77. Пойти на компромисс  – значит показать свою слабость.

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по  одной щеке, то надо подставить  и другую?

79. Я не чувствую себя  ущемленным, если мнение другого  оказывается более правильным.

80. Я никогда не подозреваю  людей в нечестности. 

Обработка и интерпретация  результатов теста

Ключ к тесту

Вспыльчивость

• Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;

• Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

Напористость, наступательность

• Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;

• Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.

Обидчивость

• Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;

• Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.

Неуступчивость 

• Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;

• Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.

Бескомпромиссность 

• Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;

• Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77

Мстительность

• Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;

• Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

Нетерпимость к мнению других

• Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;

• Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

Подозрительность 

• Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;

• Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная  по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности  субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Обработка результатов теста 

За каждый ответ «Да» или  «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут  набрать от 0 до 10 баллов.

Методика 2. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности .

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки  в 1957 г. и предназначен для диагностики  агрессивных и враждебных реакций.

 Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых  относится к одному из восьми  индексов форм агрессивных или  враждебных реакций. По числу  совпадений ответов с ключом  подсчитываются индексы различных  форм агрессивности и враждебных  реакций, а также общий индекс  агрессивности и индекс враждебности.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки  выделили следующие типы реакций:

физическая агрессия - использование  физической силы против другого лица;

косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

раздражение - готовность к  проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления  до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Информация о работе Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков