Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………..…………………………………………….....3

ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35

Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47

Файлы: 1 файл

vvedenie_GL_2_zaklyuchenie_prilozhenia.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

обида - зависть и ненависть  к окружающим за действительные и  вымышленные действия.

подозрительность - в диапазоне  от недоверия и осторожности по отношению  к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести  тебе вред.

 вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как  через форму, так и через  содержание словесных ответов.

 Чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести.

 Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый  отвечает "да" или "нет". Ответы  оцениваются по восьми указанным  шкалам. Нормой агрессивности является  величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом  обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления  агрессивности.

 При составлении опросника  использовались принципы:

 Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

 Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

 Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим  образом:

 Физическая агрессия:"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" =1, "да" = 0: 9, 7

 Косвенная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" =1, "да" = 0: 26, 49

 Раздражение: "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69

 Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28

"нет" =1, "да" = 0: 36

 Обида:"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

 Подозрительность: "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

 Вербальная агрессия:"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

 Чувство вины: "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67

 Индекс враждебности  включает в себя 5 и 6 шкалы,  а индекс агрессивности (как  прямой, так и мотивационной) включает  в себя шкалы 1, 3,7.

 Нормой агрессивности  является величина ее индекса,  равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается  внимание на возможность достижения  определенной величины, показывающей  степень проявления агрессивности.

Инструкция: Тест состоит  из ряда утверждений, касающихся некоторых  жизненных ситуаций. Вам нужно  ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне.

Вопросы теста:

1. Временами я не могу  справиться с желанием причинить  вред другим 

2. Иногда сплетничаю о  людях, которых не люблю 

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь 

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню 

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено 

6. Я не знаю, что люди  говорят обо мне за моей  спиной 

7. Если я не одобряю  поведение друзей, я даю им  это почувствовать 

8. Когда мне случалось  обмануть кого-нибудь, я испытывал  мучительные угрызения совести 

9. Мне кажется, что я  не способен ударить человека 

10. Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами 

11. Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам 

12. Если мне не нравится  установленное правило, мне хочется  нарушить его 

13. Другие умеют почти  всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами 

14. Я держусь настороженно  с людьми, которые относятся ко  мне несколько более дружественно, чем я ожидал 

15. Я часто бываю несогласен  с людьми 

16. Иногда мне на ум  приходят мысли, которых я стыжусь 

17. Если кто-нибудь первым  ударит меня, я не отвечу ему 

18. Когда я раздражаюсь,  я хлопаю дверями 

19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется 

20. Если кто-то воображает  себя начальником, я всегда  поступаю ему наперекор 

21. Меня немного огорчает  моя судьба 

22. Я думаю, что многие  люди не любят меня 

23. Я не могу удержаться  от спора, если люди не согласны  со мной 

24. Люди, увиливающие от  работы, должны испытывать чувство  вины 

25. Тот, кто оскорбляет  меня и мою семью, напрашивается  на драку 

26. Я не способен на  грубые шутки 

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются 

28. Когда люди строят  из себя начальников, я делаю  все, чтобы они не зазнавались 

29. Почти каждую неделю  я вижу кого-нибудь, кто мне  не нравится 

30. Довольно многие люди  завидуют мне 

31. Я требую, чтобы люди  уважали меня 

32. Меня угнетает то, что  я мало делаю для своих родителей 

33. Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того, чтобы  их "щелкнули по носу" 

34. Я никогда не бываю  мрачен от злости 

35. Если ко мне относятся  хуже, чем я того заслуживаю, я  не расстраиваюсь 

36. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  внимания 

37. Хотя я и не показываю  этого, меня иногда гложет зависть 

38. Иногда мне кажется,  что надо мной смеются 

39. Даже если я злюсь,  я не прибегаю к "сильным"  выражениям 

40. Мне хочется, чтобы  мои грехи были прощены 

41. Я редко даю сдачи,  даже если кто-нибудь ударит  меня 

42. Когда получается не  по-моему, я иногда обижаюсь 

43. Иногда люди раздражают  меня одним своим присутствием 

44. Нет людей, которых  бы я по-настоящему ненавидел 

45. Мой принцип: "Никогда  не доверять "чужакам" 

46. Если кто-нибудь раздражает  меня, я готов сказать, что я  о нем думаю 

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею 

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь 

49. С детства я никогда  не проявлял вспышек гнева 

50. Я часто чувствую  себя как пороховая бочка, готовая  взорваться 

51. Если бы все знали,  что я чувствую, меня бы считали человеком, с которымнелегко работать 

52. Я всегда думаю о  том, какие тайные причины заставляют  людей делать что-нибудь приятное  для меня 

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 

54. Неудачи огорчают меня 

55. Я дерусь не реже  и не чаще чем другие 

56. Я могу вспомнить  случаи, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее

57. Иногда я чувствую, что  готов первым начать драку 

58. Иногда я чувствую, что  жизнь поступает со мной несправедливо 

59. Раньше я думал, что  большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю 

60. Я ругаюсь только  со злости 

61. Когда я поступаю  неправильно, меня мучает совесть 

62. Если для защиты своих  прав мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее 

63. Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу  кулаком по столу 

64. Я бываю грубоват  по отношению к людям, которые  мне не нравятся 

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить 

66. Я не умею поставить  человека на место, даже если  он того заслуживает 

67. Я часто думаю, что  жил неправильно 

68. Я знаю людей, которые  способны довести меня до драки 

69. Я не огорчаюсь из-за  мелочей 

70. Мне редко приходит  в голову, что люди пытаются  разозлить или оскорбить меня 

71. Я часто только угрожаю  людям, хотя и не собираюсь  приводить угрозы в исполнение 

72. В последнее время  я стал занудой 

73. В споре я часто  повышаю голос 

74. Я стараюсь обычно  скрывать свое плохое отношение  к людям 

75. Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить 

Методика 3.Самооценка психических  состояний (по Айзенку)

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто  присуще, ставится 2 балла, если это  состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

I)1.Не чувствую в себе  уверенности. 

2.Часто из-за пустяков  краснею. 

3.Мой сон беспокоен. 

4.Легко впадаю в уныние.

5.Беспокоюсь о только  воображаемых еще неприятностях. 

6.Меня пугают трудности. 

7.Люблю копаться в своих  недостатках. 

8.Меня легко убедить. 

9.Я мнительный.

10.Я с трудом переношу  время ожидания.

II) 11.Нередко мне кажутся  безвыходными положения, из которых  все-таки можно найти выход. 

12.Неприятности меня сильно  расстраивают, я падаю духом. 

13.При больших неприятностях  я склонен без достаточных  оснований винить себя.

14.Несчастья и неудачи  ничему меня не учат.

15.Я часто отказываюсь  от борьбы, считая ее бесплодной.

16.Я нередко чувствую  себя беззащитным. 

17.Иногда у меня бывает  состояние отчаяния.

18.Я чувствую растерянность  перед трудностями. 

19.В трудные минуты  жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

20.Считаю недостатки своего  характера неисправимыми.

III)21.Оставляю за собой  последнее слово. 

22.Нередко в разговоре  перебиваю собеседника. 

23.Меня легко рассердить.

24.Люблю делать замечания  другим.

25.Хочу быть авторитетом  для других.

26.Не довольствуюсь малым,  хочу наибольшего. 

27.Когда разгневаюсь, плохо  себя сдерживаю. 

28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. 

29.У меня резкая, грубоватая  жестикуляция.

30.Я мстителен.

IV) 31.Мне трудно менять  привычки.

32.Нелегко переключать  внимание.

33.Очень настороженно  отношусь ко всему новому.

34.Меня трудно переубедить. 

35.Нередко у меня не  выходит из головы мысль, от  которой следовало бы освободиться.

36.Нелегко сближаюсь с  людьми.

37.Меня расстраивают даже  незначительные нарушения плана. 

38.Нередко я проявляю  упрямство. 

39.Неохотно иду на риск.

40.Резко переживаю отклонения  от принятого мною режима дня.

Обработка результатов: сумма  баллов за каждую группу вопросов:

I 1-10 вопрос — тревожность;

II 11-20 вопрос — фрустрация;

III 21-30 вопрос — агрессивность;

IV 31-40 вопрос — ригидность.

Оценка и интерпретация  баллов:

I. Тревожность:

0-7 — не тревожны;

8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов — очень тревожны.

II. Фрустрация:

0-7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 

0-7 баллов — вы спокойны, выдержанны;

8-14 баллов — средний уровень агрессивности;

15-20 баллов — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость,

8-14 баллов — средний уровень;

15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Результаты исследования уровня личностной агрессивности и  конфликтности младших подростков.

Таблица 1. Результаты методики "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) для определения уровня личностной агрессивности и конфликтности девочек

№ п.п.

Ф.И.О. девочек

позитивная агрессивность

негативная агрессивность

обобщенный показатель конфликтности

1.

Вика Б.

13

15

18

2.

Лена Р.

18

8

22

3.

Алина С.

8

7

28

4.

Наташа З.

6

10

25

5.

Лена М.

10

14

32

6.

Света В.

11

6

30

 

Сумма баллов

66

60

155

Информация о работе Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков