Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.
Введение…………………………..…………………………………………….....3
ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22
ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35
Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47
Н0: корреляция между уровнем позитивной агрессивности мальчиков и уровнем позитивной агрессивности девочек не отличается от нуля.
Н1: корреляция между
уровнем позитивной агрессивности
мальчиков и уровнем позитивной
агрессивности девочек
rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01
rsэмп.=0,83
rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем позитивной агрессивности мальчиков и уровнем позитивной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.
не знач.
знач.
0,58
0,73
0,83
Сопоставлены показатели уровня негативной агрессивности мальчиков и девочек по методике "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) (Приложение 2 таблица 8).
Н0: корреляция между уровнем негативной агрессивности мальчиков и уровнем негативной агрессивности девочек не отличается от нуля.
Н1: корреляция между
уровнем негативной агрессивности
мальчиков и уровнем негативной
агрессивности девочек
rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01
rsэмп.=0,82
не знач.
знач.
0,58
0,73
0,82
rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем негативной агрессивности мальчиков и уровнем негативной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.
Сопоставлены показатели уровня агрессивности мальчиков и уровня агрессивности девочек по методике «диагностика агрессивности» Баса-Дарки (Приложение 2 таблица 9).
Н0: корреляция между
уровнем агрессивности
Н1: корреляция между
уровнем агрессивности
rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01
rsэмп.=0,77
не знач.
знач.
0,58
0,73
0,77
rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем агрессивности мальчиков и уровнем агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.
Сопоставлены показатели уровня агрессивности мальчиков и уровня агрессивности девочек по методике «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (Приложение 2 таблица 10).
Н0: корреляция между
уровнем агрессивности
Н1: корреляция между
уровнем агрессивности
rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01
rsэмп.=0,88
не знач.
знач.
0,58
0,73
0,88
rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем агрессивности мальчиков и уровнем агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.
Корреляционная
связь положительная, т. е. уровень
агрессивности мальчиков
Таким образом, в исследовании принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.
Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности у девочек и мальчиков 6 б класса.
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.
Проявление негативной агрессии у мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.
Конфликтность у девочек 65%, а у
мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными
конфликтными с родителями, учителями,
сверстниками. Часто проявляют
Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый - 17%. Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50% ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.
Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.
Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана.
Вывод по второй главе:
Исследование гендерных различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).
В исследовании принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.
Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности у девочек и мальчиков 6 б класса.
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.
Проявление негативной агрессии у мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.
Конфликтность у девочек 65%, а у
мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными
конфликтными с родителями, учителями,
сверстниками. Часто проявляют
Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый - 17%. Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50% ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.
Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.
Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана.
Заключение
Проблема агрессивности, классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах.
А.Басса, Л.Берковица, Ф.Е.Василюка, Я.Л Коломинского, К. Лоренца, А.В. Петровского, С Розенцвейга, Л.М. Семенюк, З. Фрейда и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены учеными: Р.Бэрон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А.Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Агрессия рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Психологическая агрессия - это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости.
Понятия агрессия и агрессивность соотносятся: агрессия - это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность - это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Выделяет О.Хухлаева виды агрессивности детей такие как защитная, деструктивная, демонстративная.
Подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование.
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Основными формами проявления агрессии являются: физическая, косвенная, вербальная агрессия.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.
Исследование гендерных различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).
В исследовании принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.
Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности у девочек и мальчиков 6 б класса.
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.
Проявление негативной агрессии у мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.
Конфликтность у девочек 65%, а у
мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными
конфликтными с родителями, учителями,
сверстниками. Часто проявляют
Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый - 17%. Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50% ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.
Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.
Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана