Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………..…………………………………………….....3

ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35

Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47

Файлы: 1 файл

vvedenie_GL_2_zaklyuchenie_prilozhenia.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

Н0: корреляция между  уровнем позитивной агрессивности  мальчиков и уровнем позитивной агрессивности девочек не отличается от нуля.

Н1: корреляция между  уровнем позитивной агрессивности  мальчиков и уровнем позитивной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01

rsэмп.=0,83

rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем позитивной агрессивности мальчиков и уровнем позитивной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

 

не  знач.

знач.

0,58

0,73

0,83

Сопоставлены показатели уровня негативной агрессивности мальчиков  и девочек по методике "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) (Приложение 2 таблица 8).

Н0: корреляция между  уровнем негативной агрессивности  мальчиков и уровнем негативной агрессивности девочек не отличается от нуля.

Н1: корреляция между  уровнем негативной агрессивности  мальчиков и уровнем негативной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01

rsэмп.=0,82

не  знач.

знач.

0,58

0,73

0,82

rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем негативной агрессивности мальчиков и уровнем негативной агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

Сопоставлены показатели уровня агрессивности мальчиков  и уровня агрессивности девочек  по методике «диагностика агрессивности» Баса-Дарки (Приложение 2 таблица 9).

Н0: корреляция между  уровнем агрессивности мальчиков  и уровнем агрессивности девочек  не отличается от нуля.

Н1: корреляция между  уровнем агрессивности мальчиков  и уровнем агрессивности девочек  достоверно отличается от нуля.

rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01

rsэмп.=0,77

не  знач.

знач.

0,58

0,73

0,77

rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем агрессивности мальчиков и уровнем агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

Сопоставлены показатели уровня агрессивности мальчиков  и уровня агрессивности девочек  по методике «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (Приложение 2 таблица 10).

Н0: корреляция между  уровнем агрессивности мальчиков  и уровнем агрессивности девочек  не отличается от нуля.

Н1: корреляция между  уровнем агрессивности мальчиков  и уровнем агрессивности девочек  достоверно отличается от нуля.

rsкр.=0,58 при р=0,05 и rs кр.= 0,73 при р=0,01

rsэмп.=0,88

не  знач.

знач.

0,58

0,73

0,88

rsэмп. > rsкр., значит, корреляция между уровнем агрессивности мальчиков и уровнем агрессивности девочек достоверно отличается от нуля.

Корреляционная  связь положительная, т. е. уровень  агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана.

Таким образом, в исследовании принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности  у девочек и мальчиков 6 б класса.

Методика  "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.

Проявление негативной агрессии у  мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.

Конфликтность у девочек 65%, а у  мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными  конфликтными с родителями, учителями, сверстниками. Часто проявляют раздражительность и вспыльчивость. Высокая готовность вступить в конфликт и агрессивно-оборонительный стиль поведения.

Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый -  17%.  Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50%  ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.

Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)  выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.

Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана.

 

Вывод по второй главе:

 

 

Исследование гендерных  различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность»      (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).

В исследовании принимали  участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности  у девочек и мальчиков 6 б класса.

Методика  "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.

Проявление негативной агрессии у  мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.

Конфликтность у девочек 65%, а у  мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными  конфликтными с родителями, учителями, сверстниками. Часто проявляют раздражительность и вспыльчивость. Высокая готовность вступить в конфликт и агрессивно-оборонительный стиль поведения.

Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый -  17%.  Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50%  ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.

Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)  выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.

Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана.

 

 

 

 

Заключение

Проблема агрессивности,  классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах.

А.Басса, Л.Берковица, Ф.Е.Василюка,  Я.Л Коломинского, К. Лоренца, А.В. Петровского, С Розенцвейга, Л.М. Семенюк, З. Фрейда и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены учеными: Р.Бэрон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А.Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.

Агрессия рассматривается  учеными как мотивированное деструктивное  поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей в обществе.

Психологическая агрессия - это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда  другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости.

Понятия агрессия и агрессивность  соотносятся: агрессия - это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность - это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Выделяет О.Хухлаева виды агрессивности детей такие как защитная, деструктивная, демонстративная.

 Подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Основными формами проявления агрессии являются: физическая, косвенная, вербальная агрессия.

 Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между братьями и сестрами, а также  стиль семейного руководства.

Исследование гендерных  различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность»      (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).

В исследовании принимали  участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности  у девочек и мальчиков 6 б класса.

Методика  "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) показала следующие результаты: у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.

Проявление негативной агрессии у  мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.

Конфликтность у девочек 65%, а у  мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными  конфликтными с родителями, учителями, сверстниками. Часто проявляют раздражительность и вспыльчивость. Высокая готовность вступить в конфликт и агрессивно-оборонительный стиль поведения.

Методика Баса-Дарки «диагностика агрессивности» выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый -  17%.  Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50%  ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.

Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)  выявила, что средний уровень агрессивности у девочек, как и у мальчиков - 66%. Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.

Для проверки гипотезы исследования была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При сопоставлении уровня агрессивности девочек и уровня агрессивности мальчиков было получено, что корреляционная связь положительная, т. е. уровень агрессивности мальчиков отличается от уровня агрессивности девочек. Гипотеза исследования доказана

Информация о работе Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков