Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………..…………………………………………….....3

ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35

Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47

Файлы: 1 файл

vvedenie_GL_2_zaklyuchenie_prilozhenia.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………..…………………………………………….....3

 

ГЛАВА I. Проблема  гендерных различий агрессивности младших подростков

1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6

1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15

1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий  агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22

 

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30

2.2 Характеристика выборки  и анализ результатов исследования….……......35

 

Заключение…………………………..…………………………………………...44

Список литературы…………………………………………………...................47

Приложение……………………………………………………..……………..…51

 

ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков

 

 

2.1 Этапы, методы  и методики исследования

 

 

Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.

Задачи экспериментального этапа исследования:

  1. Определить этапы и базу исследования;
  2. Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
  3. Провести диагностическое исследование;
  4. Обработать результаты, сделать выводы.

Изучение влияния гендерных различий на агрессивность младших подростков проходило в три этапа.

Поисково-педагогический этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме агрессивности младших подростков с учетом гендерных особенностей. Были подобраны методики с учетом возрастных особенностей и темы исследования;

Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, сведены в таблицы;

Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы критерием Спирмена.

В исследование принимали  участие учащиеся 6б класса  МКОУ СОШ №1 г.Коркино в количестве 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочек.

В исследовании влияния гендерных различий на агрессивность младших подростков были использованы следующие методы и методики:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
  2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: «Личностная агрессивность и конфликтность»      (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев; методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности; самооценка психических состояний ( по Айзенку).
  3. Математико-статистические: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Охарактеризуем использованные методы и методики:

Анализ литературы – метод научного исследования, предполагающий процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и является методом получения новых знаний [11,С. 27].

Эксперимент – это  один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих  изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент  позволяет проверять гипотезы о  причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Констатирующий  эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение  задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего  психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты - это стандартные  наборы заданий и материала, с  которыми работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога - право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр: Процедура оценки результатов тоже стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых [11, С.461].

Для диагностики агрессивности  младших подростков  использовалась методика «Личностная агрессивность и конфликтность» разработана Е.П.Ильиным, П. А. Ковалевым (Приложение 1). Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к  мнению других», «подозрительность».

Сумма баллов по шкалам «наступательность, напористость», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности  субъекта. Сумма баллов, набранная  по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности [12,С.142].

Опросник Басса-Дарки  разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. (Приложение 1) Цель:  диагностика  агрессивных и враждебных реакций. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие  типы реакций: физическая агрессия - использование  физической силы против другого лица; косвенная - агрессия, окольным путем  направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 Методика состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый  отвечает "да" или "нет". Ответы  оцениваются по восьми указанным  шкалам. Нормой агрессивности является  величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5= - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Методики « Самооценка психических состояний» по Айзенку (Приложение 1). Цель: выявить уровень  тревожности,  фрустрации, агрессивности  и ригидности. Состоит из 40 вопросов, из них  1 - 10 вопросы на тревожность,11 - 20 вопросы на фрустрацию, 21 - 30 вопросы  на агрессивность, 31 - 40 вопросы –  ригидность.

Таким образом, исследование гендерных различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность»      (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).

 

 

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования

 

 

В исследовании принимали  участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Класс был сформирован 1 сентября 2008 года. Классный руководитель Исмагилова Надежда Михайловна, учитель истории. Категория классификации учителя первая. Дети обучаются вместе с пятого класса. В шестом классе поступило две девочки. Коллектив не сплоченный, отношения конфликтные. Конфликты возникают на основе гендерных различий. В классе проводятся совместные праздники, классные часы, но дети с трудом идут на участия. В классе наблюдается изоляция полов. Прослеживается иерархия, в основном среди мальчиков. Дети сложно идут на контакт, наблюдается конкуренция за неформальное лидерство. Проявляется негативное отношение к учителям, к учебе. У мальчиков наблюдается мотивация к спорту, заниматься как командными, так и индивидуальными видами спорта.

В данном классе: один ребенок приемный и один опекаемый. В классе 12 полных семей и 6 не полных семьей.

Успеваемость в классе:

учащихся на 5 – 3 ребенка, 17 %;

учащихся на 4 – 10 детей, 55 %;

учащихся на 3 – 4 детей, 22 %;

учащихся на 2 – 1 ребенок – 6 %.

Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности  у девочек и мальчиков 6 б класса.

Результаты методики "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) представлены на рисунке 1 и таблице 1, 2 в Приложение 2.

Рис. 1. Результаты исследования уровня личностной агрессивности и  конфликтности методикой "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

Проведенная методика выявила, что  у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.

Проявление негативной агрессии у  мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.

Конфликтность у девочек 65%, а у  мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными  конфликтными с родителями, учителями, сверстниками. Часто проявляют раздражительность и вспыльчивость. Высокая готовность вступить в конфликт и агрессивно-оборонительный стиль поведения.

Результаты  методики Баса-Дарки «диагностика агрессивности» представлены на рисунке 2 и таблице 3,4 в Приложение 2.

 

Рис. 2. Результаты исследования уровня агрессивности методикой Баса-Дарки «диагностика агрессивности»

Методика выявила, что  не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый - 17%.  Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50%  ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.

Результаты методики «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) представлены на рисунке 3 и таблице 5, 6 в Приложение 2.

Рис. 5. Результаты исследования уровня агрессивности методикой  «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Методика выявила, что средний уровень агрессивности как у девочек, так и у мальчик 66%.Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.

Для проверки гипотезы исследования о том, что гендерные особенности  влияют на уровень агрессивности, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Были сопоставлены показатели уровня позитивной агрессивности мальчиков и девочек по методике "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) (Приложение 2 таблица 7).

Информация о работе Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков