Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Определить этапы и базу исследования;
Подобрать методы и методики для определения уровня агрессивности младших подростков;
Провести диагностическое исследование;
Обработать результаты, сделать выводы.
Введение…………………………..…………………………………………….....3
ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование гендерных различий агрессивности младших подростков…………………………………………………………….22
ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35
Заключение…………………………..…………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………...................47
Содержание
Введение…………………………..…………………………
ГЛАВА I. Проблема гендерных различий агрессивности младших подростков
1.1 Состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях….........6
1.2 Особенности проявления агрессивности младших подростков…………15
1.3. Теоретическое обоснование
гендерных различий агрессивности
младших подростков……………………………………………………
ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования………………………………….30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования….……......35
Заключение…………………………..……………………
Список литературы………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
ГЛАВА II. Опытно- экспериментальное исследование гендерных различий агрессивности младших подростков
2.1 Этапы, методы и методики исследования
Цель исследования – изучить влияние гендерных различий на агрессивность младших подростков.
Задачи экспериментального этапа исследования:
Изучение влияния гендерных различий на агрессивность младших подростков проходило в три этапа.
Поисково-педагогический этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме агрессивности младших подростков с учетом гендерных особенностей. Были подобраны методики с учетом возрастных особенностей и темы исследования;
Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, сведены в таблицы;
Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы критерием Спирмена.
В исследование принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1 г.Коркино в количестве 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочек.
В исследовании влияния гендерных различий на агрессивность младших подростков были использованы следующие методы и методики:
Охарактеризуем использованные методы и методики:
Анализ литературы – метод научного исследования, предполагающий процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и является методом получения новых знаний [11,С. 27].
Эксперимент – это один
из основных (наряду с наблюдением)
методов научного познания вообще,
психологического исследования в частности.
Отличается от наблюдения активным вмешательством
в ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
Констатирующий эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.
Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.
Тестирование предполагает,
что обследуемый выполняет
Для диагностики агрессивности младших подростков использовалась методика «Личностная агрессивность и конфликтность» разработана Е.П.Ильиным, П. А. Ковалевым (Приложение 1). Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».
Сумма баллов по шкалам «наступательность, напористость», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности [12,С.142].
Опросник Басса-Дарки разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. (Приложение 1) Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика состоит из
75 утверждений, на которые
Методики « Самооценка психических состояний» по Айзенку (Приложение 1). Цель: выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Состоит из 40 вопросов, из них 1 - 10 вопросы на тревожность,11 - 20 вопросы на фрустрацию, 21 - 30 вопросы на агрессивность, 31 - 40 вопросы – ригидность.
Таким образом, исследование гендерных различий агрессивности младших подростков проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам - «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А. Ковалев, методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности и самооценка психических состояний (по Айзенку)), математико-статистический (критерий Спирмена).
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
В исследовании принимали участие учащиеся 6б класса МКОУ СОШ №1. Общее количество учащихся 6б класса 18 человек, в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 девочек и 6 мальчиков.
Класс был сформирован 1 сентября 2008 года. Классный руководитель Исмагилова Надежда Михайловна, учитель истории. Категория классификации учителя первая. Дети обучаются вместе с пятого класса. В шестом классе поступило две девочки. Коллектив не сплоченный, отношения конфликтные. Конфликты возникают на основе гендерных различий. В классе проводятся совместные праздники, классные часы, но дети с трудом идут на участия. В классе наблюдается изоляция полов. Прослеживается иерархия, в основном среди мальчиков. Дети сложно идут на контакт, наблюдается конкуренция за неформальное лидерство. Проявляется негативное отношение к учителям, к учебе. У мальчиков наблюдается мотивация к спорту, заниматься как командными, так и индивидуальными видами спорта.
В данном классе: один ребенок приемный и один опекаемый. В классе 12 полных семей и 6 не полных семьей.
Успеваемость в классе:
учащихся на 5 – 3 ребенка, 17 %;
учащихся на 4 – 10 детей, 55 %;
учащихся на 3 – 4 детей, 22 %;
учащихся на 2 – 1 ребенок – 6 %.
Были проведены три методики для выявления уровня агрессивности у девочек и мальчиков 6 б класса.
Результаты методики "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) представлены на рисунке 1 и таблице 1, 2 в Приложение 2.
Рис. 1. Результаты исследования
уровня личностной агрессивности и
конфликтности методикой "
Проведенная методика выявила, что у девочек уровень позитивной агрессии 55% меньше, чем уровень позитивной агрессии 66% у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики более склонны к проявлению агрессии, которая оправдана возникающим ситуациям.
Проявление негативной агрессии у мальчиков 62% выше, чем у девочек 50%. Мальчики чаще демонстрируют не конструктивную модель поведения.
Конфликтность у девочек 65%, а у мальчиков 70%. Это сопровождается постоянными конфликтными с родителями, учителями, сверстниками. Часто проявляют раздражительность и вспыльчивость. Высокая готовность вступить в конфликт и агрессивно-оборонительный стиль поведения.
Результаты методики Баса-Дарки «диагностика агрессивности» представлены на рисунке 2 и таблице 3,4 в Приложение 2.
Рис. 2. Результаты исследования уровня
агрессивности методикой Баса-
Методика выявила, что не агрессивный уровень у мальчиков и девочек одинаковый - 17%. Агрессивный уровень у мальчиков достигает 33%, а у девочек 17%. Нормальный уровень у мальчиков -50% ниже, чем у девочек 66%. Это говорит о том, что агрессивное поведение больше склонны проявлять мальчика в отличие от девочек.
Результаты методики «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) представлены на рисунке 3 и таблице 5, 6 в Приложение 2.
Рис. 5. Результаты исследования уровня агрессивности методикой «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Методика выявила, что средний уровень агрессивности как у девочек, так и у мальчик 66%.Низкий уровень у мальчиков -17 % и 0% у девочек. Высокий уровень у девочек 34% выше, чем 17% у мальчиков. Проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам.
Для проверки гипотезы исследования о том, что гендерные особенности влияют на уровень агрессивности, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Были сопоставлены показатели уровня позитивной агрессивности мальчиков и девочек по методике "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) (Приложение 2 таблица 7).